Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:32, курсовая работа
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций часто возникает необходимость приобретения материальных ценностей, а также различных работ, услуг не только по безналичному расчету, но и за наличные деньги. В таких случаях обычно работнику выдаются наличные денежные средства под отчет для выполнения определенных действий по поручению организации. При этом в бухгалтерском учете операции по расчетам с подотчетными лицами отражаются достаточно просто.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ 4
1.1. ПОНЯТИЕ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ 4
1.2. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (С КРАТКИМИ КОММЕНТАРИЯМИ), РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РАСЧЕТЫ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ 6
1.3. СОСТАВ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ И УЧЕТНЫХ РЕГИСТРОВ ПО РАСЧЕТАМ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ 11
2. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ 12
2.1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДО НАЧАЛА ПРОВЕРКИ 12
2.2. СБОР АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ПРОВЕРКЕ РАСЧЕТОВ 13
2.3. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ 13
3. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ 15
3.1. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ ПО МЕТОДИКЕ В.И. ПОДОЛЬСКОГО 15
3.1.1. Составление программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами 15
3.1.2. Контрольные процедуры для выявления возможных нарушений 16
3.1.3. Проверка документов по расчетам с подотчетными лицами по форме 19
3.1.4. Проверка расчетов с подотчетными лицами по содержанию 20
3.2. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ ПО МЕТОДИКЕ Н.П. БАРЫШНИКОВА 21
3.3. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ ПО МЕТОДИКЕ Р.А. АЛБОРОВА 22
3.4. ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ЛИТЕРАТУРА 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 42
В соответствии с разъяснениями Центрального банка РФ от 16 марта 1995 г. № 14-4/95 термин «один платеж» означает расчеты наличными деньгами одной организации с другой в один день по одному или нескольким денежным документам в рамках утвержденных лимитов.
Нарушение установленного порядка расчетов наличными деньгами на основании пункта 9 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» приводит к наложению штрафов на юридическое лицо — плательщика в двукратном размере суммы произведенного платежа.
Ошибка: внесение на расчетный счет в банк другого юридического лица наличных денежных средств, полученных под отчет на приобретение материальных ценностей для хозяйственных нужд.
Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. №1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения» запрещены расчеты наличными деньгами между организациями, в том числе посредством полученных под отчет денежных средств путем их прямого внесения на расчетный счет путем их прямого внесения на расчетный счет другого юридического лица — контрагента, минуя свой расчетный счет.
Наличные денежные средства в оплату за товары (работы, услуги) можно вносить только в кассу организации, реализующей продукцию (товары), выполняющей работы, оказывающей услуги.
За несоблюдение установленного порядка, согласно пункту 9 вышеназванного Указа Президента РФ, на организации налоговыми органами налагается штраф в двукратном размере внесенной на расчетный счет суммы.
Ошибка: бухгалтерия организации неправомерно принимает авансовые отчеты, дата составления которых противоречит датам, указанным на первичных оправдательных документах, подтверждающих расходование подотчетных средств.
Принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности, изложенный в пункте 6 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, устанавливает порядок отражения финансово-хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета в том отчетном периоде, в котором данные операции имели место.
На основании этого Положения даты, проставленные на первичных оправдательных документах (товарных чеках, кассовых чеках, счетах, проездных документах, актах выполненных работ, квитанциях к приходным кассовыми ордерам и т.п.), подтверждающих расходование наличных денежных средств, полученных под отчет, должны быть более ранними, чем дата составления авансового отчета, и более поздними, чем на расходном кассовом ордере на выдачу подотчетных сумм.
Противоречие в указанных
Последствия, возникающие в первом случае уже подробно рассмотрены.
Остановимся на втором случае, когда даты, указанные на первичных оправдательных документах, более ранние, чем на расходном кассовом ордере на получение подотчетных средств. Такой случай может быть расценен как возмещение за счет подотчетных сумм расходов работников, произведенных на хозяйственные нужды организации, в том числе на приобретение горюче-смазочных материалов.
Приобретенные физическим лицом за свой счет материальные ценности являются собственностью этого физического лица. Поэтому оплата организацией работнику приобретения товаров (работ, услуг) для производственных целей в этом случае должна оформляться договором купли-продажи.
При этом в соответствии с подпунктом «т» пункта 8 Инструкции Госналогслужбы России от 29 июня 1995 г. № 35 «По применению закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"» (в редакции последующих изменений и дополнений) с суммы, получаемой физическим лицом от продажи имущества, принадлежащего ему на праве собственности, в части, превышающей тысячекратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда, организация должна удержать подоходный налог.
Кроме того, по мнению Госналогиснпекции по г. Москве (письмо от 1 марта 1995 г. № 11-13/3206), стоимость горюче-смазочных материалов относится на издержки производства и обращения организации только при условии их приобретения непосредственно самой организацией, в том числе при оплате наличными деньгами через подотчетных лиц, выданных в установленном порядке.
В результате проделанной работы была раскрыта тема аудита расчетов с подотчетными лицами. Аудит расчетов с подотчетными лицами проводится на основе первичных документов по расчетам с подотчетными лицами. Основными документами, которые необходимо подвергнуть изучению при проверке расчетов с подотчетными лицами, являются: авансовые отчет; приказы о направлении сотрудников в командировки; командировочные удостоверения; копии загранпаспортов с отметками о пересечении границы; список лиц, которым разрешено получение наличных денег из кассы; сметы представительских расходов; приказы об утверждении смет представительских расходов; оправдательные первичные документы.
В работе также были проанализированы различные методы получения аудиторских доказательств при аудиторской проверке расчетов с подотчетными лицами для выявления типичных ошибок, допускаемых в данной области бухгалтерского учета. К таким методам относятся: наблюдение или участие в инвентаризации; наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций; устный опрос; получение письменных подтверждений; проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц; проверка документов, подготовленных на предприятии клиента; проверка арифметических расчетов; анализ.
Были изучены методики проведения аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами, предлагаемые такими авторами, как В.И. Подольский, Н.П. Барышников и Р.А. Алборов. Применение данных методик имеет целью выявление допускаемых в организациях нарушений бухгалтерского учета расчетов с подотчеными лицами, в результате чего аудитор может дать руководству организации соответствующие советы и разъяснения по исправлению и предупреждению в будущем допущенных нарушений.
Изучение типичных ошибок, допускаемых на предприятих при расчетах с подотчетными лицами позволяет утверждать, что большниство таких ошибок происходит не из-за сложности в их бухгалтерском учете, а в результате небрежного его ведения и отсутствия контроля за расчетами с работниками. Основными ошибками, допускаемыми организациями являются несоблюдение порядка выдачи денег под отчет; отсутствие инвентаризаций расчетов с подотчетными лицами; приложение к авансовым отчетам не имеющих всех обязательных реквизитов первичных документов; расчет с другими юридическим лицами выданными под отчет наличными деньгами в размерах, превышающих установелнные лимиты и другие.
Зачастую в результате указанных нарушений на затраты списываются необоснованные суммы, занижается налогооблагаемый доход, происходит скрытие платежей по социальному страхованию и обеспечению, транспортному налогу.
Таблица 1.
Методы контроля для выявления типичных нарушений расчетов
с подотчетными лицами
Основные виды нарушений, допускаемых при ведении кассовых операций |
Метод сбора аудиторских | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1.3. |
Выдача денежных средств лицам, не указанным в списке лиц, которым в соответствии с приказом руководителя предприятию могут быть выданы деньги на хозяйственно операционные расходы |
+ |
|||||||
1.4. |
Выдача денежных сумм из кассы под отчет лицам, не являющимся работниками предприятия |
+ |
|||||||
1.5. |
Выдача денег под отчет лицам, не отчитавшимся по ранее полученным авансам |
+ |
|||||||
1.7. |
Несоответствие фактического расхода подотчетных сумм целям, на которые они были выданы |
+ |
+ |
||||||
2.1. |
Отсутствие приказов (распоряжений) о направлении работников в командировку |
+ |
|||||||
2.2. |
Отсутствие командировочных |
+ |
|||||||
2.3. |
Несоблюдение установленных |
+ |
|||||||
2.4. |
Отсутствие аналитического учета командировочных расходов в пределах норм и сверх норм |
+ |
+ | ||||||
3.1. |
Нарушение порядка удержания подоходного налога и начисления фондов социального страхования и обеспечения с сумм превышения командировочных расходов сверх установленных норм |
+ |
+ |
||||||
3.2. |
Некорректное выделение налога на добавочную стоимость в суммах командировочных расходов |
+ |
+ |
||||||
4.1. |
Выделение сумм налога на добавленную стоимость расчетным путем от стоимости материальных ценностей, приобретенных за наличный расчет в розничной торговой сети |
+ |
+ |
||||||
4.2. |
Списание на затраты сумм налога
на добавленную стоимость от стоимости
материальных ценностей, приобретенный
через подотчетных лиц у |
+ |
+ |
||||||
5.1. |
Несоответствие фактического размера представительский расходов утвержденной смете |
+ |
Таблица 1 (продолжение)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
5.2. |
Отсутствие учета |
+ |
+ | ||||||
6.1. |
Некорректное составление |
+ |
|||||||
6.2. |
Неправильное выведение |
+ |
+ |
||||||
6.3. |
Несоответствие записей в |
+ |
+ |
Методы сбора аудиторских
Таблица 2.
Вопросник для сбора информации при составлении программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами
№ п/п |
Вопрос |
Ва-риант ответа |
Информация или документ, который следует запросить |
Назначаемая аудиторская процедура |
Но-мер вы-вода |
1 |
Имеется ли на предприятии список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды |
Нет |
1 | ||
Да |
Список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды |
Проц. 1.1.1 |
|||
2 |
Выдаются ли новые авансы лицам, не отчитавшимся по ранее полученным под отчет суммам |
Нет |
|||
Да |
Журнал-ордер № 7 |
Проц. 1.1.2 |
2 | ||
3 |
Оформляются ли письменные распоряжения руководителя предприятия по направлении работников в командировки |
Нет |
3 | ||
Да |
Письменные распоряжения руководителя |
Проц. 2.1.2 |
|||
4 |
Облагаются ли подоходным налогом суточные сверх норм, возмещаемые по решению руководителя предприятия |
Нет |
4 | ||
Да |
Приказ руководителя о возмещении |
Проц. 2.2.1 |
|||
5 |
Организован ли аналитический учет
командировочных расходы в |
Нет |
5 | ||
Да |
Проц. 2.1.4 |
||||
6 |
Имеются ли утвержденные руководителем предприятия сметы представительский расходов |
Нет |
6 | ||
Да |
Письменное распоряжение руководителя |
Проц. 4.1.1 |
|||
7 |
Организован ли аналитический учет представительских расходов в пределах норм и сверх норм для целей налогообложения |
Нет |
7 | ||
Да |
Проц. 4.1.2 |
||||
8 |
Производится ли расчет сумм, причитающихся работнику на командировки |
Нет |
8 | ||
Да |