Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2012 в 21:59, курсовая работа
В процессе осуществления своей деятельности предприятия вступают в хозяйственные связи с разными предприятиями, организациями и лицами.
Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Расчеты могут быть как внешними, так и внутренними, а организации могут выступать как продавцами, так и покупателями.
Введение……………………………………………………………………………………...2- 3
Теоретическая часть.
1.Аудит расчётных операций.
1.1. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами………………………………………………………………………………….4-6
1.2. Аудит расчетов по претензиям……………………………………………………….…7
1.3. Аудит расчетов по авансам полученным…………………………………………....7-8
1.4. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………...8
1.5. Аудит расчетов с подотчетными лицами……………………………………………...9
1.6. Аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами……………………………10
1.7. Аудит расчетов по оплате труда……………………………………………………11-12
1.8. Аудит расчетов по совместной деятельности…………………………………….13-14
1.9. Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами………………………14-15
2. Аудит кредитных операций…………………
правильность и своевременность составления форм отчетности по видам страховых взносов и своевременность их сдачи в соответствующие фонды.
2.Аудит расчетов с бюджетом.
Общими вопросами, подлежащими проверке при проведении аудита расчетов с бюджетом, являются:
полнота и правильность определения налогооблагаемой базы;
правильность применения ставок налогов и других платежей, а также арифметических подсчетов при начислении платежей;
законность и обоснованность применения льгот при уплате налогов в Федеральный бюджет и бюджеты национально-государственных и административно-
полнота и своевременность уплаты платежей в бюджет;
правильность составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате платежей;
правильность составления и своевременность представления в налоговую инспекцию форм отчетности по видам платежей;
правильность ведения аналитического и синтетического учета записям в главной книге и балансе предприятия.
2.Аудит кредитных операций.
Цель аудита кредитных операций состоит в проверке соблюдения птием действующих правил совершения кредитных операций и правильности их отражения в бухгалтерском учете для предотвращения нарушений и снижения кредитных рисков.
При осуществлении проверки соблюдения предприятием действующих правил совершения кредитных операций необходимо руководствоваться такими нормативными актами, как:
Закон РФ от 29.01.92 № 2872-1 “О залоге”.
Закон РФ от 21.07.97 № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. Закон РФ от 08.01.98 № 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)”.
Положение ЦБ РФ от 31.08.98 № 54-П “О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)” с изменениями и дополнениями.
Положение ЦБ РФ от 26.06.98 № 39-П “О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета” с изменениями и дополнениями.
Аудит связан с проверкой по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». При этом следует изучить следующее:
соблюдение «правила финансирования» (соотношение собственных и заемных средств не должно превышать 60 : 40). В результате предприятия могут иметь достаточные средства для погашения всех кредитов в случае необходимости. Данное соотношение может колебаться не только в зависимости от размера предприятия, но и от отрасли, в которой функционирует фирма. Можно еще отметить, что чем крупнее предприятие, тем выше у него доля привлеченных средств;
возможность предприятия погасить кредиты и займы в срок (с помощью коэффициента ликвидности);
правильность отнесения полученных кредитов к краткосрочным и долгосрочным;
наличие и правильность заполнения всех реквизитов кредитного договора: объект кредитования, срок кредита, условия и порядок его выдачи и погашения, форма обеспечения обязательств, процентные ставки и порядок их уплаты, обязательства, права, ответственности сторон, периодичность предоставления документов в банк;
цели фактического использования кредита и их соответствие условиям договора (нецелевое использование заемных средств может повлечь за собой санкции);
отражение предприятием вместе с остатками не погашенных кредитов причитающихся банкам процентов (для этого можно использовать как данные баланса, так и приказ об учетной политике предприятия);
порядок получения займов и реализации (выпусков) краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг. Аудитору также следует установить разницу между рыночной и номинальной стоимостью ценных бумаг, так как это оказывает влияние на платежеспособность предприятия;
ведения аналитического учета по заимодавцам и срокам погашения кредита;
законность и обоснованность выдачи ссуд на индивидуальное жилищное строительство и др.;
законность и обоснованность получения от других предприятий ссуд (займов) и порядок их погашения.
При аудите кредитов и займов аудитору в качестве первичных документов в бухгалтерии проверяемого предприятия предоставляют:
- выписки банка, если проценты снимаются с расчетного счета, платежные поручения, если проценты перечисляются в другой банк;
- мемориальные ордера банка;
- выписки банка по ссудному счету;
- кредитные договоры;
- договоры займа;
- договоры залога;
- договоры страхования невозврата кредитов;
- дополнительные соглашения к кредитным договорам и др.
Согласно п. 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные oпeрации с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
Аналитический учет по кредитам и займам на предприятии должен быть организован:
- по видам кредитов и займов (рублевый, валютный);
- банкам и прочим организациям и физическим лицам, у которых он был получен;
- целевому назначению кредитов;
- срокам (просроченные кредиты; кредиты, срок погашения которых еще не наступил);
- участию в расчете налогооблагаемой прибыли.
Тщательно продуманный и хорошо поставленный аналитический учет кредитов и займов у экономического субъекта поможет в работе бухгалтеру данного предприятия и проверяющим лицам проверить правильность начисления процентов по этим кредитам.
Можно выделить следующие процедуры планирования аудита кредитов и займов:
1. Просмотр бухгалтерского баланса на предмет наличия входящего остатка по строке 510 «Кредиты и займы», подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты.
2. Просмотр бухгалтерского баланса на предмет наличия входящего остатка по строке 610 «Кредиты и займы», подлежащие погашению менее чем через 12 месяцев после отчетной даты.
3. Просмотр приложения к бухгалтерскому балансу, раздела «Дебиторская и кредиторская задолженность» строки «Долгосрочные кредиты».
4. Просмотр приложения к бухгалтерскому балансу раздела «Дебиторская и кредиторская задолженность» строки «Краткосрочные кредиты».
5. Просмотр приложения к бухгалтерскому балансу, раздела «Дебиторская и кредиторская задолженность» строки «Долгосрочные займы» (графы 3 и 4).
6. Просмотр приложения к бухгалтерскому балансу раздела «Дебиторская и кредиторская задолженность» строки «Краткосрочные займы» (графы 3 и 4).
7. Просмотр приложения к бухгалтерскому балансу раздела «Государственная помощь» на предмет остатка и полученных в течение года бюджетных кредитов.
8. Просмотр отчета о движении денежных средств строки «Поступления от займов и кредитов, предоставленных другими организациями».
9. Просмотр отчета о движении денежных средств строки «Погашение займов и кредитов».
Типичные ошибки и недостатки учета.
Приведем перечень типовых нарушений при отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с получением кредитов и займов.
Первый вид нарушений связан с отсутствием документов, оформляющих кредитные отношения:
- отсутствие кредитного договора или договора займа;
- отсутствие выписок банка со ссудного счета;
- отсутствие мемориальных ордеров, подтверждающих списание и безакцептном порядке сумм возврата кредита;
- отсутствие мемориальных ордеров, подтверждающих списание безакцептном порядке сумм процентов, уплачиваемых по кредитным договорам;
- отсутствие дополнительных соглашений к кредитному договору, изменяющих процентную ставку по кредиту, сроки возврата кредита, другие условия кредитного договора.
Второй вид нарушений связан с включением в себестоимость продукции (работ, услуг) процентов по кредитам, которые не могут быть в нее включены: - включение в налоговые расходы начисленных банком процентов за пользование заемными средствами, которые фактически на конец отчетного периода не уплачены банку (при кассовом методе);
- включение в налоговые расходы затрат на оплату процентов по кредитам банков, превышающих сумму процентов от фактически полученной суммы кредита;
- проценты по кредитам и займам, полученным на инвестиционную и финансовую деятельность, относятся на налоговые расходы.
Третий вид нарушений связан с нарушением принципов оценки имущества:
- включение в инвентарную стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и прочих внеоборотных активов, процентов по кредитам и займам, полученным на финансирование капитальных вложений после принятия этих объектов на учет.
Четвертый вид нарушений связан с нарушением принципом формирования финансовых результатов:
- отнесение на собственные источники средств предприятия процентов по кредитам и займам сверх норматива, установленного гл. 25 НК РФ;
- отнесение на собственные источники средств предприятия процентов по кредитам и займам, полученным в иностранной валюте по ставке, превышающей 15 % (ст. 269 НК РФ).
Расчётно – аналитическая часть на примере предприятия общественного питания ООО «Виктор» (кафе «Распутье»).
Основными задачами проведения аудиторской проверки на предприятиях общественного питания являются проверка правильности и полноты отражения операций по оприходованию материальных ценностей, калькулированию себестоимости готовых блюд, списанию товарно-материальных ценностей в производство и при их реализации в торговой сети, а также определение финансового результата деятельности и его отражения в бухгалтерской отчетности.
Фирменное наименование предприятия – общество с ограниченной ответственностью «Виктор» (кафе «Распутье»).
Форма собственности – частная.
Учредителем является гражданин РФ Батраков В.И.
Местоположение общества – 400069, г.Волгоград, ул. Юношеская, 45.
ООО «Виктор» зарегистрировано 14 октября 2008 г.
В сферу деятельности фирмы входит оказание услуг в сферах общественного питания и розничной торговли.
ООО «Виктор» обладает лицензией на право розничной торговли и в розлив алкогольной продукции.
Таблица1. Технико-экономические показатели ООО "Виктор".
Показатели | Предыдущий период (2009 г.), тыс. р. | Отчетный период (2010г.), тыс. р. | Отклонения, тыс. р. | Темпы роста, % |
1. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, услуг (за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) | 1177 | 2927 | +1750 | 248,68 |
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 587 | 1129 | +542 | 192,33 |
3. Валовая прибыль | 590 | 1798 | +1208 | 304,75 |
4. Коммерческие расходы | 506 | 955 | +449 | 188,74 |
5. Прибыль от продаж | 84 | 843 | +759 | 1003,57 |
6. Прибыль до налогообложения | 182 | 843 | +661 | 463,19 |
7. Чистая прибыль | 136 | 770 | +634 | 566,18 |
8. Среднегодовая стоимость основных средств | 448 | 799 | +351 | 178,35 |