Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:26, реферат
Отечественным банкам, как и всей нашей экономике, не повезло во многих отношениях. К сожалению, на протяжении довольно длительного времени административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход, в результате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главных превращались во второстепенные. За всю нашу историю банки так часто игнорировали, до такой степени снизили их экономическое назначение, что даже сейчас, организуя переход к рынку, мы не уделяем им такого внимания, которого они заслуживают.
Введение…………………………………………………………….….3
Глава 1. Формирование банковской системы……………………4
1.1 Понятие и признаки банковской системы……………………….4
1.2. Характеристика элементов банковской системы………………9
Глава 2. Формирование банковской системы России…...……..16
2.1. Особенности построения банковской системы России………..16
2.2. Этапы формирования банковской системы РФ………………..23
Заключение…………………………………………………………...31
Список литературы…………………………………………………32
Дочерний банк - формально независимый коммерческий банк, контролируемый другим банком (другими банками), который в силу этого выступает в роли материнского банка (банка-холдинга). Условием таких взаимоотношений является обладание материнским банком контрольным пакетом акций (паев) дочернего банка. Дочерний банк можно рассматривать и как банк, и как структурное подразделение банка. Это своеобразная переходная форма.
Банк-сателлит, или «карманный» банк - банк, уставный капитал которого сформирован преимущественно из средств клиентов, что ведет к излишней концентрации влияния у наиболее крупных учредителей, оказывающихся способными навязывать решения, противоречащие как интересам большинства вкладчиков и учредителей, так и задачам роста эффективности деятельности самого банка. По сути это дочерние банки различных производственных и торговых структур.
Уполномоченными (агентскими) называют
банки, выполняющие по договорам
те или иные операции для органов
власти и управления, в том числе
для центрального банка. Так, Промстройбанк
выступает агентом
По масштабу деятельности банки, как уже отмечалось, можно классифицировать по размеру их капитала. Большинство российских коммерческих банков в 2003г. продолжают оставаться небольшими. Хотя приняты решения способствующие укрупнению банков. В первую очередь эти меря являются скорого вступления России в ВТО (всемирную Торговую Организацию), когда Крупным банка будет легче конкурировать с западными «интервентами» в случаи открытости экономики.
По организационо-правовой форме российская практика знает два основных вида банков: паевые банки и акционерные. При этом последний вид делится на два подвида: акционер банки закрытого типа (АБЗТ) и акционерные банки открытого типа (АБОТ). Очевидным преимуществом открытой формы являются более широкая возможность привлечения капиталов и большая свобода действий для участников (акционеров). Одновременно данная форма менее устойчива, меньше защищена от окружающей среды, в том числе от структур, цель которых - установление контроля над банками, более рискованна для участников. В зависимости от уровня развития, выработанной стратегии и с учетом макроэкономической ситуации в стране и общих тенденций в банковской сфере каждый банк может трансформировать свою организационно-правовую форму в тот вариант, который на данном этапе больше соответствует его задачам и возможностям.
В то же время суммарный объем капитала российских банков относительно невелик. Ограничен по сравнению с мировой практикой набор предоставляемых ими банковских операций и услуг. Между тем практически все они стремятся быть универсальным.
Процесс создания новых банков сопровождался укрупнением наиболее динамичных, проводящих агрессивную политику банковских структур. Характерно, что с 1991 по сентябрь 1994 гг. лишь 11 коммерческих банков были ликвидированы по решению общего собрания акционеров или пайщиков. За этот же период 250 банков были преобразованы в филиалы более мощных банковских структур. Кризис банковской ликвидности августа - сентября 1995 г. также оказал существенное воздействие на активизацию процесса реорганизации и укрупнения российских банков. Только за 1995 г. лицензии были лишены 225 банков, и почти 800 кредитных организаций закончили год с убытками1. В ближайшем будущем процесс преобразования мелких банков (особенно путем их реорганизации и юридического присоединения) будет возрастать. Предполагалось, что процесс укрепления банковской системы будет сопровождаться преобразованием банков, не соответствующих уровню минимального капитала, в другие кредитные организации с ограничением круга выполняемых ими операций (прежде всего запрещением привлечения вкладов населения), либо в филиалы более крупных банков.
В результате принятых решений Банка России активизировался процесс создания банков с более крупным капиталом, удовлетворяющим новым стандартам. Процесс концентрации банковского капитала позволила укрепить надежность всей системы банков. Одновременно разрабатывается нормативная база по процедуре санации, реорганизации и ликвидации банков, в первую очередь, в связи с их несостоятельностью (банкротством).
2.2. Этапы формирования банковской системы РФ
Таким образом, можно выделить следующие особенности построения банковской системы России.
1. Первый этап реформирования банковской системы отличался быстрым ростом численности кредитных учреждений. В конце 80-х гг. многие считали, что найдены правильные пути быстрейшей реорганизации банковского дела. Однако дальнейшие события показали, что перестройка деятельности банков была обеспечена в основном в организационной ее части. Коренное же изменение качественных параметров работы банков, их отношений с предприятиями, организациями, учреждениями и населением еще не произошло и находится лишь в начальной стадии становления. Это обстоятельство в сочетании с инфляцией, кризисом системы платежей и другими факторами поставило под вопрос возможность функционирования большинства банков. В ходе событий августа-сентября 1995 г. прекратили свое существование не только ряд мелких, но и отдельные крупные банки.
В 1995 г. свое существование прекратили больше банков, чем было создано новых, соответственно 225 и 85. Первый квартал 1996 г. подтвердил данную тенденцию: за этот период было отозвано 28 банковских лицензий, а выдано всего шесть2
Принятие Центральным банком РФ нормативного акта № 276 «О требованиях к банкам ходатайствующим о получении лицензии на осуществление банковских операций» серьезно упорядочил молодую банковскую систему. В соответствии с этим документом в российской банковской практике вводятся два вида базовых лицензий:
первая дает право на осуществление банковских операций (за исключением привлечения во вклады средств населения) со средствами в рублях и в валюте, вторая – на привлечение во вклады средств физических лиц.
Механизм выдачи лицензий на совершение валютных операций претерпел изменения. ЦБ РФ принял решение, в соответствии с которым вновь создаваемые банки могут претендовать на получение валютной лицензии, дающей право на установление прямых корреспондентских отношений с неограниченным числом иностранных банков уже в самый момент подачи документов. При этом банк, обладающий уставным капиталом в 5 млн. евро, одновременно может претендовать и на получение лицензии по работе с драгметаллами.
Генеральная лицензия позволяет банку
открывать свои филиалы за границей
и приобретать акции банков-
Второй вид базовой лицензии, дающей право на привлечение средств населения, кредитная организация может получить лишь после двух лет работы на рынке. Для этого банк должен иметь устойчивое финансовое положение, которое будет оцениваться на базе нормативов Банка России, изложенных в Инструкции ЦБ РФ № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций» от 30 января 1996 г.
2. Общая численность банков в России в расчете на 100 тыс. человек еще недостаточна. Особенно мало их в сельской местности и в отдаленных районах. Кроме того, некоторые виды банков практически отсутствуют. Так, ипотечные банки только начинают зарождаться. Недостаточна специализация банков, особенно функциональная. Практически нет инвестиционных, клиринговых банков, поскольку для них отсутствует достаточная правовая база.
3. Законодательные основы функционирования современной банковской системы России были созданы в 1990 г. с принятием законов «О центральном банке РФ» и «О банках и банковской деятельности». В 1995 и 1996 гг. эти законы были приняты Государственной Думой в новой редакции. Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» дал более четкое и подробное описание функций главного банка страны, наделил ЦБ РФ правом издания нормативных актов, обязательных для исполнения всех юридических и физических лиц и органов государственной власти. В Законе были усовершенствованы инструменты осуществляемой ЦБ РФ денежно-кредитной политики, развит принцип независимости ЦБ РФ и однозначно записано, что никакие государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ по реализации его функций.
В новой редакции «Закона о банках
и банковской деятельности» четко
прослеживаются три основных принципа:
либерализация ведения
Не так давно Думой был принят закон «Об обязательном страховании банковских вкладов граждан», по которому гражданам гарантируется возврат вкладов до 90 тыс. руб в случаи банкротства банка
4. Кризис 1998г. заставил пересмотреть политику ЦБ и правительства по отношению к банковской системе и банковскому контролю. Еще осенью 1998 г. Банк России предложил определенные подходы к решению проблемы реструктуризации банковской системы, выступив с концепцией новой структуры банковской системы. Позднее его позиция была развита в «Программе неотложных мер по реструктуризации банковской системы Российской Федерации», направленной в правительство в октябре 1998 г. Суть этой позиции состояла в определении банков федерального значения (которые, в свою очередь, делились на банки с государственным участием и частные банки) и опорных региональных банков, которые Банк России считал необходимым поддерживать. Отношение ко всем прочим банкам (крупным, но не федерального значения, мелким и средним) строилось на принципе их полной независимости и незаинтересованности властей в их дальнейшей судьбе.
К сожалению, Центральный банк не располагает
четкими критериями отнесения банков
к той или иной группе, административными
возможностями быстрой
Банк России предлагал определить в качестве «опорных» для региональной сети 81 банк в 59 регионах, на долю которых приходилось около 5,4% совокупных активов банковской системы и примерно 10,8% совокупных депозитов физических лиц в коммерческих банках (без учета Сбербанка России). Из них 55 банков были отнесены к группе финансово стабильных, которые могут работать без финансовой поддержки со стороны государства. Считалось, что остальным 26 банкам требуется государственная поддержка. В 22 регионах Банк России, учитывая достаточную насыщенность этих регионов банковскими услугами, а также позицию исполнительных органов власти, считал нецелесообразным выделение «опорных» банков4.
Слабая сторона предложений
Банка России, которая практически
сделала невозможной их реализацию,
заключалась в
показывает, что средства госбюджета играют
существенную роль в банковской реструктуризации.
До апреля 1999 г., фактически до начала
активной деятельности Агентства по реструктуризации
кредитных организаций (АРКО), Банк России предоставлял некоторым
банкам так называемые «стабилизационные
кредиты» по пониженным процентным ставкам.
Общая сумма задолженности банков по кредитам
Банка России на 1 июля 1999 г. оценивалась
в 12,2 млрд. руб., однако он не обнародовал
ни принципов отбора банков, которым оказывал
поддержку, ни условий, выдвинутых им при
предоставлении помощи. Финансовое положение
банков, получивших кредиты Центрального
банка, как и перспективы их развития,
очевидно, во многом различны. Зачастую
их прибыль оказывается даже меньше, чем
выигрыш от разницы в процентных ставках
(кредиты Банка России давались
под 1/3 ставки рефинансирования при том,
что уровень рыночных процентных ставок
был в 2-2,5 раза выше). Сроки предоставления
кредитов составляли 1 год в соответствии
с законодательством (максимально возможный
период для кредитов Банка России). Осенью
1999 г. ЦБ фактически смирился с невозвратом
этих кредитов и принял решение об их пролонгации.
В сложившейся ситуации представляется
необходимым, чтобы Банк России передал
требования по таким кредитам АРКО с тем,
чтобы оно могло контролировать процесс
восстановления банков-должников.
Агентство по реструктуризации кредитных организации начало свою работу лишь весной 1999 г.5, хотя первые решения правительства о его создании были приняты еще осенью 1998 г. Долгие дебаты в органах исполнительной и законодательной власти относительно статуса и задач АРКО, закончившиеся только с принятием закона «О реструктуризации кредитных организаций», затягивание решений организационных, финансовых и кадровых вопросов его функционирования привели к тому, что основные ориентиры своей деятельности Агентство обрело лишь к середине лета 1999 г., когда основная часть выделенных ему бюджетных средств оказалась уже использованной. Для реализации проектов реструктуризации кредитных организаций из федерального бюджета было выделено 10 млрд. руб., составивших одновременно уставный капитал АРКО. В 1999 г. АРКО уже приняло решение о направлениях расходования 7,5 млрд. руб. Началась работа над 14 проектами, включившими 19 банков из 10 регионов. Ряд банков уже перешел под управление агентства (СБС-Агро, АвтоВАЗбанк, «Российский кредит», Инвестбапк, Кузбассугольбанк, банк «Петр Первый», РНКБ и Челябкомзсмбанк). Таким образом, АРКО в той или иной мере контролирует около 7% активов банковской системы России.