Бухгалтерский баланс, его содержание и порядок составления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

Центральной формой бухгалтерской отчетности является баланс. Даже беглое его чтение может дать опытному аналитику достаточно полную картину о текущем финансовом состоянии организации, устойчивости ее положения, возможных перспективах. В связи с этим существенно расширяется круг пользователей бухгалтерской отчетности, поскольку умение читать баланс необходимо не только профессиональным бухгалтерам, но и руководителям организаций, акционерам, налоговым инспекторам, финансовым и банковским работникам и т.п.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Сущность бухгалтерского баланса………………………………………… 5
1.1 Понятие бухгалтерского баланса, его содержание……………………..... 5
1.2 Порядок составления бухгалтерского баланса……………………………10
2 Национальные бухгалтерские системы и Международные стандарты финансовой отчетности………………………………………………………... 17
2.1 Различия в построении бухгалтерского учета различных государств…...17
2.2 Международные стандарты финансовой отчетности……………………..21
Практическая часть…………………………………………………………….. 24
Заключение……………………………………………………………………... 33
Список литературы…………………………………………………………….. 36

Вложенные файлы: 1 файл

БФО.doc

— 795.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2. Национальные бухгалтерские системы и международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)

           2.1 Различия в построении бухгалтерского учета различных государств

Развитие бухгалтерского учета в каждой конкретной стране зависит от исторических традиций и определяется средой, в которой он функционирует. Поэтому все бухгалтерские системы имеют национальные корни. Тем не менее, они могут быть очень похожими и иметь одинаковую методологическую основу – план счетов, двойную запись на счетах бухгалтерского учета и балансовое обобщение информации. Для понимания основополагающих аспектов развития системы бухгалтерского учета в каждой конкретной стране выделяют факторы, которые влияют на создание и функционирование таких систем. К ним принято относить следующие факторы: правовое регулирование среды хозяйствования, финансовая система, налоговая система, общая экономическая ситуация в стране, влияние других стран, экономические последствия применения бухгалтерских стандартов.

Важнейшим фактором, определяющим существенные различия в системе построения бухгалтерского учета различных государств, является содержание их правовых систем. В соответствии с этим все страны в зависимости от типа законодательства и степени его влияния на различные стороны жизни подразделяют на две большие группы:

страны, имеющие законодательство регламентирующего характера;

страны, имеющие законодательство общеправовой направленности.

В первом случае законодательство носит жестко детерминированный характер, представляя собой по сути серию предписаний. Физические и юридические лица должны строго следовать ему. В большинстве таких стран стандарты бухгалтерского учета разрабатываются в развитие государственных законов. Процедуры ведения учета при этом детализируются и достаточно жестко регламентируются.

Вторая группа стран ограничивается сводом законов общего права. Законодательство такого типа определяет пределы, в рамках которых физические и юридические лица имеют свободу действия. Стандарты бухгалтерского учета также строятся в рамках таких пределов.

Особенности в системе построения бухгалтерского учета также возникают под воздействием существующей финансовой системы страны, которая формировалась, в свою очередь, под влиянием доминирующих форм собственности. Этот фактор позволяет выделить страны, где преобладает корпоративная собственность, для которой характерны разнообразный состав инвесторов и кредиторов, а собственники, как правило, отделены от оперативного управления компаниями. Именно это обстоятельство предопределило создание мощных фондовых рынков, где большинство компаний находят дополнительные источники финансовых ресурсов. В этих условиях финансовая система страны направлена на обслуживание фондовых рынков, а бухгалтерский учет становится важнейшим источником данных о благосостоянии компаний.

Финансовая политика в других странах определяется небольшим количеством очень крупных банков, удовлетворяющих значительную часть финансовых потребностей бизнеса. Необходимая информация для принятия решений формируется, как правило, в процессе прямых контактов заинтересованных лиц. В этом случае бухгалтерских учет и отчетность нацелены прежде всего на защиту интересов кредиторов – банков.

Финансовая политика третьих стран зависит от органов государственного управления, где они играют определяющую роль в управлении национальными ресурсами, а предприятия обязаны придерживаться правительственной экономической политики. В этих странах органы государственного управления не только контролируют финансовые возможности бизнеса, но и выступают при необходимости в роли инвестора или кредитора. Здесь бухгалтерский учет ориентирован прежде всего на потребности государственных органов.

Следующим фактором существования национальных различий бухгалтерских систем является налоговая система страны. Этот фактор подразделяет бухгалтерские системы на системы, функция которых полностью подчинена формированию показателей налогообложения на счетах бухгалтерского учета, и на системы, где такая связь является вторичной. Примером первой может служить система бухгалтерского учета, финансовый результат которой служит объектом налогообложения прибыли. Примером второй – когда прибыль компаний, исчисляемая согласно правилам бухгалтерского учета, резко отличается от величины налогооблагаемой прибыли отчетного периода.

Экономическая ситуация в стране как фактор, влияющий на бухгалтерские системы, в первую очередь характеризуется инфляционными процессами. Наиболее яркий пример этого – стабильно высокий уровень инфляции может привести к созданию инфляционной бухгалтерской системы, требующей дополнительной корректировки данных.

Одно государство или группа стран может оказывать влияние на систему бухгалтерского учета и отчетности другой страны. Так, например, многие страны по целому ряду причин находятся под влиянием британо-американской системы бухгалтерского учета и отчетности. Изменение основополагающих принципов в системах бухгалтерского учета зависимых стран позволяет добиться желаемых результатов в политической и экономической обстановке в такой стране.

Применение совокупности указанных факторов или их части позволяют выделить три крупные группы бухгалтерских систем: британо-американскую, континентальную и южноамериканскую.

Британо-американская система учета применяется в Англии, Австралии, Ирландии, Индии, Индонезии, Канаде, Кипре, США, Нидерландах, Мексике и др. В этих странах правила организации учета устанавливают не законодательные органы, а независимые профессиональные организации бухгалтеров. При этом британо-американская учетная модель отличается целенаправленностью учетной информации на интересы инвесторов и кредиторов.

В странах, использующих эту модель учета, могут применяться различные варианты оценки запасов, финансовых вложений и определения финансовых результатов. Поэтому, чтобы финансовая отчетность предприятий в этих странах была сопоставима, требуются общие и соблюдаемые всеми правила ее составления. В связи с этим выбор бухгалтерских приемов и требования раскрытия финансовой отчетности ограничиваются общепризнанными.

Континентальная модель бухгалтерского учета применяется в Австрии, Анголе, Бельгии, Греции, Германии, Дании, Египте, Франции, Швеции, Швейцарии, Японии.

Континентальная модель бухгалтерского учета ориентирована на государственные интересы налогообложения и макроэкономическое планирование общественных ресурсов. Бухгалтерские стандарты утверждаются законодательно и обязательны для применения. Единообразие учетной информации достигается применением единого плана счетов и утвержденной методологией финансовой отчетности.

Южноамериканская модель бухгалтерского учета применяется в Аргентине, Бразилии, Боливии, Гвиане, Парагвае и др. Она ориентирована на налоговые государственные интересы. Поэтому бухгалтерский учет в странах, применяющих эту модель, законодательно унифицирован. Особенностью применения бухгалтерских стандартов при этой модели бухгалтерского учета является обязательное раскрытие его методологии в условиях инфляции.

Национальное нормативное регулирование бухгалтерского учета зависит от роли государства. Возможны три варианта развития регулирующих органов.

Первый, когда функции регулирования возложены на государственные органы. В этом случае головным методологическим центром становится министерство финансов, а отраслевые министерства и федеральные службы осуществляют методическое обеспечение подведомственных им организаций.

Второй, когда функции разработки правил учета, рекомендаций по их применению возложены на общественное объединение профессиональных бухгалтеров, которые заинтересованы в совершенствовании бухгалтерского учета.

Третий, когда предоставление функций регулирования и организации бухгалтерского учета возложены на государственный орган, который действует на основе рекомендаций, разработанных объединением профессиональных бухгалтеров.

2.2 Международные стандарты финансовой  отчетности.

Глобализация экономических процессов, информационных технологий и мирового рынка инвестиций порождает необходимость разработки общих принципов ведения учета и составления отчетности. Это обстоятельство способствовало созданию национальных и международных профессиональных организаций, задачей которых является координация и выработка общих принципов бухгалтерского учета.

Международные стандарты финансовой отчетности представляют собой свод правил бухгалтерского учета, информация которого предназначается для представления различным организациям и лицам, интересующимся результатами деятельности и финансовым состоянием составителя отчетности. Формируемая по правилам международных стандартов учетная и отчетная информация может быть полезной для использования самим предприятием для нужд его внутреннего контроля и управления.

Особую актуальность приобретает применения МСФО для составления финансовой отчетности компаниями и корпорациями, выступающими со своими финансовыми инструментами на мировых фондовых рынках. В последнее десятилетие существенно расширились каналы финансирования компаний, независимые от банковского кредитования, т.е. прямые заимствования путем распространения ценных бумаг на фондовых рынках. В таких условиях обоснование крупных финансовых операций может быть сделано только на основании надежной однозначно идентифицируемой финансовой информации, которая обеспечивается применением всех известных норм учета, рекомендуемых МСФО. Современная мировая экономика настоятельно требует единства нормативных предписаний для составления финансовой отчетности, того «языка бизнеса», на котором способны общаться предприниматели всего мира независимо от национальности, государственной принадлежности и других частностей.

Сегодня уже можно говорить о том, что сложилась глобальная система бухгалтерского учета на базе МСФО. В настоящее время финансовую отчетность в полном соответствии с МСФО добровольно составляют подавляющее большинство транснациональных корпораций, имеющих дочерние и зависимые организации по всему миру. Исходя из этого, государственные органы Российской Федерации приняли решение привести в соответствие с МСФО свои национальные правила бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

В настоящее время действуют более 40 стандартов, некоторые из которых претерпели за время существования по две-три редакции, а отдельные из них претерпели такие существенные изменения, что привело к необходимости смены их названия. Непосредственно стандартом МСФО считается текст документа, определяющий правила подготовки финансовой отчетности и опубликованный комитетов по международным стандартам бухгалтерского учета на английском языке. Стандарты МСФО носят рекомендательный характер, поэтому организации сами решают, ориентироваться ли на них при подготовке своей отчетности.

 

 

Таблица 1

Некоторые действующие международные стандарты финансовой отчетности и их аналоги в российской учетной политике

 

Название

Аналог российского ПБУ

МСФО 1

Представление финансовой отчетности

ПБУ 1 «Учетная политика организации», ПБУ 4 «Бухгалтерская отчетность организации»,

МСФО 18

Выручка

ПБУ 18 «Доходы организации»

МСФО 39

Финансовые инструменты: признание и оценка

ПБУ 19 «Учет финансовых вложений»

МСФО 10

События после отчетной даты

ПБУ 7 «События после отчетной даты»

МСФО 24

Раскрытие информации о связанных сторонах

ПБУ 11 «Информация об аффилированных лицах»


 

Таким образом, наличие стандартов МСФО не означает, что в странах, входящих в Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета, используется некая единая система ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. В каждой из стран принята своя собственная система, которая сориентирована на определенные общие принципы. При этом надо исходить из того, что международные стандарты необходимы прежде всего организациям, которые выходят на международные рынка капитала, получают займы за рубежом, сотрудничают и иностранными инвесторами, покупателями, поставщиками. Если российская фирма не собирается размещать свои акции на западных рынках или инвестировать свободные средства в ценные бумаги иностранных компаний, то она вполне может обойтись своими национальными стандартами – российскими ПБУ.

 Рассмотрим порядок составления баланса на примере ООО“ВЕКТОР-1»

Фирма ООО “ВЕКТОР-1” начала свою деятельность в январе 2012 г. Учредитель - Романов А. С., он же – генеральный директор.

Уставный капитал составляет 20,0 тыс. рублей. Оплачен полностью: 50% - денежными средствами, 50% - основным средством (компьютер).

Главным бухгалтером назначена Савельева Т. К.

Основным и единственным видом деятельности является оказание услуг по ремонту помещений. Производственный цикл организован следующим образом.

При заключении договора с заказчиком предусматривается предоплата в размере 100%. После выполнения работ подписывается акт на выполненные работы.

Информация о работе Бухгалтерский баланс, его содержание и порядок составления