Бухгалтерский учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:37, курсовая работа

Краткое описание

Бухгалтерский учет изучает количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной путем сплошной, непрерывной, документально обоснованной и взаимосвязанной регистрации хозяйственных фактов как в денежном выражении, так и в натуральных показателях.

Вложенные файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет.docx

— 102.42 Кб (Скачать файл)

 

 

3.1Доходы и расходы бюджета

Формирование бюджета коммерческих расходов

 

Планирование издержек текущего характера, связанных с реализацией продукции  и маркетинговой деятельностью, является важной функцией управления и необходимым условием при формировании общего бюджета.

 

При составлении бюджета коммерческих расходов определяются затраты, обеспечивающие своевременность и полноту отгрузки продукции и продвижение ее на рынке в прогнозном периоде.

 

В зависимости от организации процесса бюджетирования и детализации системы планирования, расходы на продажу могут планироваться как в натуральных и стоимостных величинах, так и в процентном отношении от объема отгрузки.

 

Коммерческие расходы подразделяются на:

переменные издержки, зависимые  от объема продаж конкретного продукта, региона, или в целом отгрузки товаров по предприятию, и рассчитанные на основании установленного процента в прогнозе "Коммерческие нормируемые  затраты";

условно-постоянные издержки, связанные  с осуществлением коммерческой деятельности и распределяемые на продукты согласно установленной учетной политики.

 

Переменные коммерческие расходы  рассчитываются только после формирования бюджета продаж, определяющего ассортимент  и количество реализуемой продукции, устанавливающего предполагаемых контрагентов, стоимость и условия платежа

Как правило, планирование прогнозного  спроса потребителей и формирование прогноза расходов на продажу осуществляется коммерческой службой, которая соотносит  расходы с объемом продаж, и  классифицирует соответствующие затраты  по следующим критериям:

транспортные услуги и экспедирование грузов;

аренда складских помещений  и транспортных средств;

рекламные и маркетинговые мероприятия, направленные на увеличение продаж и  завоевание рынков сбыта;

расходы, связанные с упаковкой, складированием и хранением продукции;

расходы структурных подразделений, занимающиеся коммерческой деятельностью;

расходы на содержание транспортных средств;

страхование имущества;

таможенные процедуры и комиссионные на экспорт.

 

Качественное планирование, анализ и обоснование затрат с целью  получения максимальной выгоды осуществляется ответственными исполнителями, заинтересованными  в увеличении продаж, оптимизации  расходов на сбыт и выполнении бюджетных  показателей. Приоритетность в управлении коммерческими расходами и мотивация  менеджеров устанавливается руководством предприятия согласно принятой на предприятии  маркетинговой политики и положений  по премированию.

 

Формирование бюджета доходов  и расходов

 

Следующим этапом после формирования операционных бюджетов является расчет финансового бюджета предприятия. Одной из основных результирующих форм финансовых бюджетов предприятия является бюджет доходов и расходов, определяющий и обобщающий результаты планирования финансово-хозяйственной деятельности на предстоящий бюджетный период.

 

Определение структуры бюджета  доходов и расходов, принципы группировки  статей, состав и степень детализации  имеет особое значение в бюджетном  процессе.

 

Формат бюджета доходов и  расходов является произвольной формой, утвержденной в системе бюджетирования предприятия и показывающий соотношение доходов от реализации и расходов, необходимых для осуществления деятельности в планируемый период.

 

Основная структура бюджета  доходов и расходов определяет основные принципы бюджетного процесса:

соответствие операционным бюджетам и полученным расчетным показателям;

выделение приоритетных и определение  лимитирующих статей для последующего контроля;

установление обоснованных ориентиров и целевых показателей.

 

Группировка статей бюджета доходов  и расходов строится на основе единого  бюджетного классификатора, отражает задачи управления и основывается на существующих бизнес-процессах и  их актуальности.

 

Каждая доходная и расходная  статья бюджета может детализироваться до различных уровней (товарно-материальной ценности, услуги, договора, проекта  и других бюджетных элементов) с  учетом специфики производственно-сбытовой деятельности и на основе экономической  обоснованности и целесообразности.

 

Доходная часть бюджета формируется  с учетом:

бюджета продаж основной продукции;

доходов от прочей деятельности;

прогноза внереализационных доходов и рассчитанной курсовой разницы, полученной в результате предполагаемого изменения курса валюты на период получения денежных средств за отгруженную продукцию;

прогноза полученных процентов  за предоставленные кредиты и  займы.

 

Расходная часть бюджета формируется  из следующих показателей:

переменные и условно-постоянные затраты для осуществления производственно-хозяйственной  деятельности;

бюджет коммерческих расходов;

прочие внереализационные расходы и проценты по полученным кредитам и займам.

 

Для расчета прибыли отгруженной  продукции при формировании бюджета  доходов и расходов расходная  часть дополнительно корректируется на показатели:

прирост готовой продукции рассчитывается как разница между стоимостью прихода на склад продукции в  результате производства или закупки  и стоимостью расхода - отгрузка готовой  продукции покупателям;

прирост полуфабрикатов, используемых на внутреннее потребление;

прирост незавершенного производства.

 

Бюджет доходов и расходов позволяет  оценить эффективность хозяйственной  деятельности, проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли, установить лимиты расходов. При установлении величины планируемой  прибыли в качестве целевого показателя, прогнозные данные корректируются и пересчитываются бюджетные показатели для обеспечения результата.

 

 

Составление структуры бюджета

 

Для начала, уточним, что же представляет собой структура бюджета, и что  мы подразумеваем под этим понятием.

 

Структура бюджета - это бюджетный  классификатор, позволяющий задать желаемую иерархию бюджетных статей доходной и расходной частей бюджета  и сгруппировать по этим статьям  бюджетные элементы.

 

Например, если предприятие выпускает  пять продуктов, два из которых идут на экспорт, три - на внутренний рынок, и при составлении бюджета  мы хотим планировать доходную часть  в разрезе продуктов, то в качестве бюджетных элементов будут выступать  продукты, сгруппированные по двум бюджетным статьям: «Реализация  на внутренний рынок» и «Реализация  на экспорт».

 

Структура бюджета необходима для:

формирования совокупных доходов  и расходов предприятия – в  связи с этим необходимо предусмотреть  удобную для анализа иерархию статей, способную предоставить исчерпывающие  ответы по поводу различных расчетных  величин (например, разделить статью «Вспомогательные материалы» на подстатьи  «Металл», «Инструмент», «Стройматериалы» и т.д., чтобы при анализе расчетных  данных можно было легко найти  причину полученного результата);

формирования бюджета денежных средств предприятия – для корректного формирования обозначенной формы необходимо предусмотреть в структуре бюджета статьи, имеющие  отношение исключительно к движению денег, такие как: «Кредиты банков», «Погашение дебиторской задолженности прошлых лет», «Возмещение НДС», «Погашение кредиторской задолженности прошлых лет» и т.д.;

в последующем, при вовлечении всех подразделений предприятия в  процедуру бюджетирования, структура бюджета используется для распределения ответственности структурных подразделений предприятия за конкретные элементы – в этих целях статьи должны быть детализированы таким образом, чтобы каждое подразделение имело четко выделенные элементы.

 

В структуре бюджета также могут  быть предусмотрены такие статьи, как: полуфабрикаты собственного изготовления, возвратные отходы. Эти статьи необходимы для формирования прогноза нормируемых  затрат и расчета себестоимости  продукции. В итоговых бюджетных  формах эти статьи будут иметь  нулевые значения, так как затраты  распределятся по входящим в них  составляющим: сырье и материалы, энергетика, зарплата и т.д.

 

Не существует каких-либо жестких  требований по разработке бюджетного классификатора, и так же как нет  двух абсолютно одинаковых предприятий, точно также нет одинаковых бюджетных  структур. В отличие от формализованных отчета о прибылях и убытках или бухгалтерского баланса, она не имеет стандартизированной формы, которая должна строго соблюдаться. Структура бюджета зависит от специфики организации, принятой на предприятии учетной политики, пожеланий руководства по удобной для анализа степени детализации статей и т.д. Можно лишь дать общие рекомендации, как составить оптимальную структуру.

 

Структура бюджета должна соответствовать  структуре повседневной деятельности организации. Если, например, организация  действует на основе отделов, то и  бюджет должен быть организован соответственно. Пример структуры бюджета приведен ниже (см. рис.1)

 

Для разработки структуры бюджета  конкретного предприятия и основных бюджетных форм необходимо провести анализ специфики деятельности организации  по следующим направлениям:

Анализ особенностей реализации продукции  предприятия. На данном этапе следует  выяснить, какие виды деятельности предприятия относятся к основной, а какие к прочей реализации.

Анализ доходов от основной деятельности. Необходимо определить структуру и  формы планирования доходов от основной деятельности: внутренний рынок и  экспорт; рубли и валюта; в целом  по предприятию или по основным ассортиментным группам и т.д.;

Оценка доходов от прочих видов  деятельности. Необходимо определить структуру доходов от прочей реализации. К ним могут относиться: доходы от реализации услуг вспомогательных цехов на сторону; доходы от реализации путевок в собственные детские оздоровительные лагеря, дома отдыха и т.п.; доходы от сдачи имущества в аренду; реализация отходов производства; доходы от коммерческой деятельности, не связанной с основной; доходы от реализации основных фондов, материалов и т.д.;

Определение внереализационных доходов. Это могут быть доходы от участия в деятельности других организаций, курсовые разницы, доходы от операций с ценными бумагами и т.д.;

Определение специфики производственного  процесса предприятия. Этот этап предназначен для выявления необходимости  раздельного планирования основного  и вспомогательного производства; нормируемых  запасов;

Анализ организационной структуры  предприятия для разработки смет структурных подразделений;

Определение структуры расходов предприятия  и определение наиболее значимых статей для более глубокой детализации  при планировании. Необходимо определить состав и структуру условно-переменных, условно-постоянных расходов, налоговых  платежей, инвестиций, расходов на социальную сферу, затрат из прибыли и т.д.;

для корректного формирования бюджета  движения денежных средств (повторюсь), необходимо определить статьи, имеющие  отношение только к этой бюджетной форме. К ним относятся: транзитные платежи (возврат ж/д тарифа, перевыставление счетов, т.е. денежные потоки, не приносящие дохода, но из-за существующего временного разрыва, влияющие на сальдо), кредиты банков, погашение дебиторской и кредиторской задолженности прошлых периодов, возмещение НДС и т.д.

 

Как правило, при первом составлении  бюджета у руководства предприятия  возникает желание планировать  бюджет с очень подробной детализацией: до каждого гвоздика, салфеточки и  т.д. Однако все должно быть в разумных пределах: бюджетный классификатор  должен быть достаточно детализированным для обеспечения вас полезной информацией о доходах и расходах предприятия, но не настолько подробным, что вы станете тонуть в мелких деталях, а процесс планирования станет громоздким и потребует больших  трудозатрат.

 

При этом следует помнить, что в  последующем для анализа исполнения бюджета плановые показатели должны будут сопоставляться  с имеющейся  фактической информацией. Поэтому, если у вас учет ведется укрупненно, то не имеет смысла при первом составлении бюджета делать подробную детализацию бюджетных статей, т.к. информацию для сравнения все равно взять будет негде.

 

Если объективная необходимость  в детальном анализе все же существует, проблему недостаточной  детализации учета необходимо поставить  перед руководством, и на следующих  этапах бюджетного процесса разработать  единый классификатор как для  структуры бюджеты, так и для  управленческого учета.

 

 

 

 

Формирование бюджета оплаты труда

 

Жизнедеятельность промышленного  предприятия во многом определяется наличием и использованием собственного потенциала. Качественное планирование и рациональное использование трудовых ресурсов - непременное условие, обеспечивающее бесперебойность производственного  процесса, успешное выполнение производственных планов и эффективное развитие компании.

 

Составляя бюджет оплаты труда, предприятие  как определяет расходы на заработную плату и выплаты сотрудникам  в прогнозном периоде, так и формирует  механизмы мотивации персонала.

 

Планирование оплаты труда устанавливается  предприятием самостоятельно в соответствии с принятыми на предприятии формами  и системами оплаты труда, предусмотренными трудовыми контрактами или коллективными  договорами, и с учетом положений  трудового законодательства.

 

 

Рис1. Бюджет оплаты труда

Информация о работе Бухгалтерский учет