Бухгалтерский учет в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать бухгалтерский учет в современных условиях.
В соответствии с целью были сформулированы задачи курсовой работы. Ими являются:
рассмотреть теоретические основы бухгалтерского учета в современных условиях;
изучить основные правила организации бухгалтерского учета в Казахстане;
выявить проблемы адаптации казахстанской системы учета и бухгалтерского образования к передовой международной практике.

Вложенные файлы: 1 файл

учетный цикл.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время важными становятся и вопросы экологии, поскольку традиционный бухгалтерский учет не всегда отражает стоимость социально-экологических последствий, безработицу, загрязнение окружающей среды и т.п. Затраты на их ликвидацию общество возмещает через систему налогов. Действующее в республике законодательство, регулирующее учетную систему, не в должной мере указывает на социально-экологическое предназначение учета. Возникает потребность решить и эту проблему, опираясь на различные существующие теоретические и практические представления.

Обобщая проблемы законодательного регулирования  учета приведем характеристику нижеследующих  основополагающих социальных направлений  его нынешнего развития:

- экономическое, представляющее  собой комплекс мероприятий, проводимых  с помощью методических рекомендаций, разъяснений по ведению учета в целях получения информации экономического характера;

- правовое - законодательно осуществляемое  государством в интересах общества  путем установления правовых  норм возможного поведения субъектов;

- морально-этическое - охватывающее все сферы общественной жизни, включая и учетную систему, содержится в сознании людей, в общественном мнении, находит отражение в средствах массовой информации.

В основе изложенных видов регулирования  учета лежит принцип целесообразности, а не обязательности, как это было традиционно при административных методах управления. Взаимодействие экономического и правового регулирования проявляется в первую очередь в том, что субъекты, выбирая экономически целесообразную линию поведения, вынуждены считаться с предписаниями правовых норм. Их нарушение может привести к применению юридической ответственности и экономическим потерям. При этом правовое регулирование осуществимо лишь там, где объективно существуют доказуемость и исполнимость правоотношений средствами юридического процесса, возможность их охраны органами государственного надзора и принуждения.

Следовательно, законотворчество Казахстана, имеющее отношение к бухгалтерскому делу, несмотря на приближение к  международным правилам, не в должной мере затрагивает вышеизложенные проблемы. Помимо этого, недостаточно рассматриваются вопросы общей структуры экономики республики, а изменяются лишь определенные аспекты деятельности субъектов. Не решенными до конца остаются правила построения учета и его организации в различных субъектах хозяйствования. Заметно отставание в принятии законов об общественных объединениях, регулирующих учет и аудит, а также недостатки в решении вопросов о договорах, сделках, контрактах и обязательствах, не говоря уже о том, что не полностью разработана система наказаний за невыполнение требований законодательства. До настоящего времени присутствуют недостатки в переводе отдельных терминов учета с иностранных языков и их необоснованная повторяемость в стандартах, которые во многом продолжают оставаться сложными для восприятия бухгалтера. Существуют и другие причины, которые сдерживают развитие учета. Они подробно освещены в дальнейшем. Эти обстоятельства требуют значительных корректировок регулирования учетной системы Казахстана в современных условиях.

 

2. Основные правила организации бухгалтерского учета

2.1 Особенности организации  бухгалтерского учета в современных  условиях

 

Сущность организации учетной  системы предполагает целенаправленное упорядочение ее методики и технологии, а также совершенствование процессов сбора, обработки и обобщения информации. В общем виде учетная система подразумевает:

- организацию учета как процесса;

- организацию работы исполнителей.

Такое разграничение представляет возможность понять сущность деятельности каждого подразделения, а также элементов упорядочения любой части учета.

Следовательно, организация бухгалтерского учета представляет собой систему  условий и слагаемых построения учетного процесса и организацию  работы исполнителей в целях  получения достоверной и своевременной информации о деятельности субъекта. Одной из существенных задач организации данного процесса является распределение всего комплекса работ между исполнителями.[6, c. 15]

Приказом Департамента по методологии  бухгалтерского учета и аудита МФ РК от 31 декабря 1997 г. № 455 утвержден стандарт бухгалтерского учета 24 «Организация бухгалтерской службы», который вступил в силу с 1 января 1998 г. (внесены изменения приказом МФ РК от 11 марта 2003 года № 101). В нем установлен порядок организации бухгалтерской службы субъектами и определены основные задачи ее функционирования, а также закреплена ответственность за организацию бухгалтерского учета, которую несут руководитель и главный бухгалтер предприятия.

Организационное построение учета - сложная процедура. В настоящее время научно-теоретические разработки по организации учета явно недостаточны не только для Казахстана, но и для всего постсоветского пространства. Узловым вопросом здесь является правильное определение объектов организации учетного процесса, т.е. бухгалтерии — учетного аппарата, которая организует и ведет бухгалтерский учет. При наличии большого объема работ она не может входить в состав других отделов и представляет собой самостоятельное структурное подразделение.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.07 № 234-111 руководитель организации обеспечивает создание учетной системы и организацию  бухгалтерского учета, отвечающих требованиям  и потребностям данной организации.

Структура бухгалтерии определяется конкретными организационными условиями  работы ее подразделов, объемом учетной  информации, оперативной самостоятельностью, оснащенностью учетного аппарата средствами механизации и компьютерной техникой.

В зависимости от объема учетной работы руководитель может:

1) учредить бухгалтерскую службу  как структурное подразделение,  возглавляемое главным бухгалтером;

2) ввести в штат должность бухгалтера;

3) передать на договорных началах  ведение бухгалтерского учета  специализированной бухгалтерской организации или бухгалтеру-специалисту;

4) вести бухгалтерский учет лично.

Структура бухгалтерского аппарата зависит  не только от условий организации  и объема учетной работы, но и  от уровня технической оснащенности. В экономике РК сложились и продолжают существовать три типа структуры бухгалтерии:

- линейная (иерархическая);

- по вертикали (линейно-штабная);

- комбинированная (функциональная).

При линейной организации все работники  в бухгалтерии подчиняются непосредственно  главному бухгалтеру, которого сейчас по западному образцу называют финансовым директором. Такая структура применяется в небольших организациях, с численностью 7-9 человек.

При организации учета по вертикали  работы осуществляются промежуточными звеньями управления, возглавляемыми старшими бухгалтерами.

Комбинированная организация учета  выделяет специальное подразделение, выполняющее замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера в этом случае передаются руководителям подразделений  бухгалтерии, выполняющих свои функции в пределах установленной им компетенции. Подобная организация аппарата бухгалтерии распространена на крупных предприятиях.

Структура бухгалтерской службы —  это форма организации людей, занятых учетной деятельностью, которая зависит от сложности  и объема работ. При этом важную роль играет система должностей, которая полностью отражает принятую структуру бухгалтерии и служит средством ее материализации. В основе отбора должностей лежат характер, состав и объем функций, необходимых для выполнения учетных работ.

Особое место в системе организации  учета занимает должность главного бухгалтера. Именно в его функции  входит обеспечение рационального  разделения труда в бухгалтерии.

Однако в настоящее время  в Казахстане отсутствуют какие-либо единые требования к главному бухгалтеру. Субъекты учета, формально имеющие одну и ту же квалификацию и опыт, могут выполнять идентичные операции разными способами, с различной производительностью. Это обстоятельство выдвигает проблему подбора кадров, развития у них необходимых навыков учета.

С возрастающими требованиями, предъявляемыми к бухгалтерскому учету, могут справиться лишь высококвалифицированные специалисты, владеющие теорией и практикой  учета, хорошо разбирающиеся в отрасли  по профилю своей деятельности. Только в этом случае можно выполнить задачи, поставленные перед бухгалтерским учетом Казахстана.

Одним из важнейших этапов организации  бухгалтерского учета является формирование системы должностей, зависящей от характера, состава и объема работ, который осуществим с применением графика распределения функций между исполнителями. С помощью графика может быть достигнуто наглядное выражение взаимосвязи организуемых элементов, обеспечивается доступность и наглядность объекта организации. Кроме того, работа по графикам способствует улучшению организации учета, укреплению дисциплины, сокращению сроков выполнения учетных работ и представлению отчетности.

С учетом меняющихся организационно-производственных условий и внедрения компьютерных технологий обработки поступающей  информации, изменением общих правила ведения бухгалтерского учета функции отдельных работников и их состав могут меняться, в целях приспособления к текущим конкретным условиям.

В зависимости от происходящих изменений  функции учета могут комбинироваться  в различных вариациях для их выполнения конкретным исполнителем.

В настоящее время организация  бухгалтерского учета в организации  может осуществляться путем передачи, на договорных началах, ведения бухгалтерского учета специализированной бухгалтерской  организации или бухгалтеру-специалисту, эта разновидность договоров - возмездного оказания услуг. Условия такого договора должны определяться договоренностью сторон с конкретизацией исполняемых работ.

Возможна также передача данной деятельности аудиторам или аудиторским фирмам. При заключении договора важно обратить внимание на пункты, предусматривающие ведение бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также ответственность за причиненные убытки (полностью или ограниченно).

Учет, формируя полную и достоверную  информацию о деятельности субъекта, должен быть нацелен на решение следующих  задач:

- контроль за движением имущества,  использованием материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов;

- обеспечение законности совершаемых операций и сохранности имущества;

- своевременность в определении  фактических затрат на производство  продукции (работ, услуг);

- точность в отражении отчетности  результатов деятельности субъекта;

- правильность в исчислении  всех видов налогов и представление разносторонней учетной информации пользователям.

2.2 Учетный цикл как  основа организации процесса  бухгалтерского учета

 

Бухгалтерский учет как сфера деятельности состоит из различных видов работ, подразделяющихся на операции, основанные на методических и технических приемах.

В учетном процессе следует различать  четыре стадии. На первой - регистрируют и измеряют учетные данные; на второй - систематизируют их и обобщают в учетных документах; на третьей - объединяют сведения воедино для подготовки отчетности; на четвертой стадии обобщают и анализируют данные.

Исходный объект организации процесса учета - учетная номенклатура (от лат. nomenklatura - совокупность или перечень названий терминов, употребляющихся в какой-либо отрасли науки). В бухгалтерском учете под учетной номенклатурой понимают состав названий хозяйственных фактов (явлений и процессов) - это характеристики состояния объектов учета (активы, имущество по форме функционирования), пассивы (обязательства и капитал), хозяйственные процессы, а также результаты деятельности, которые должны быть отражены в системе учета.

В учетной науке издавна существуют чисто теоретические основы и  технологические приемы учета. Исходя из теории главы венецианской школы учета Фабио Беста (1845 - 1923 гг.) можно провести разграничение учета по времени его проведения.

Состав объектов учета в каждом периоде учетного процесса определяется содержанием хозяйственной деятельности конкретного субъекта и объектами информации. Важную роль в организации учета играет однотипность многих бухгалтерских процедур.

К совокупности правил и технических  приемов бухгалтерского учета, при  помощи которых обеспечивается взаимодействие основных элементов учетной системы, можно отнести:

- первичное наблюдение;

- стоимостное измерение;

- текущую группировку;

- итоговое обобщение.

В практике хозяйствования перечисленные  приемы реализуются по-разному.

Первоначальная стадия (этап) учетного процесса, на которой производятся наблюдение, измерение и фиксация результатов в носителе учетной информации, называется первичным учетом (рисунок 2). В общем виде он представляет собой повторяющийся во времени организованный процесс сбора, регистрации, накапливания и хранения информации; в условиях автоматизации - ее передачу в компьютерные носители и первоначальную обработку.

Первичный учет как часть учетного процесса предопределяет те или иные объекты организации и элементы работ, совокупность которых характеризует  его как организационное целое. Информация первичного учета - основа для формирования банка данных в системе экономических показателей деятельности организации. Именно из первичных документов (носителей учетных данных) все хозяйственные операции подлежат переносу (записи, регистрации) и накоплению в учетных регистрах.[14,c. 102]

Поскольку первичный учет представляет собой сложный комплекс приемов  по восприятию исходной информации, то его объектами являются учетные  номенклатуры и их движение. Кроме  того, регистрация в документах посредством оформления хозяйственных операций и материальных носителей первичной информации делает первичный учет базисом организации всей системы бухгалтерского учета. Интеграция различных видов учета предусматривает создание единого первичного учета для комплексного использования во всех ее подсистемах.

Информация о работе Бухгалтерский учет в современных условиях