Бухгалтерский учет материальных ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является изучение порядка учета материальных ценностей.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи: определяется понятие и классификация материальных ценностей; определяется документальное оформление операций по учету материальных ценностей; определяется порядок оценки и учета поступления материальных ценностей в организацию; порядок отражения операций по выбытию материальных ценностей; порядок организации складского учета и хранения материальных ценностей; определяется порядок проведения инвентаризации материальных ценностей; определяется порядок оценки материальных ценностей при подготовке бухгалтерской отчетности.

Содержание

Введение
1. Понятие и классификация материальных ценностей
2. Документальное оформление, оценка и учет поступления материальных ценностей
3. Документальное оформление, оценка и учет отпущенных материальных ценностей в производство и на другие цели, отражение учета движения материальных ценностей в регистрах бухгалтерского учета
4. Учет материальных ценностей на складе и его связь с учетом в бухгалтерии
5. Инвентаризация материальных ценностей
6. Оценка материальных ценностей при подготовке бухгалтерской отчетности
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Учет материальных ценностей.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

 

На счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» отражается поступление материалов по договорным ценам, а также ТЗР.

В конце месяца на 15 счете определяются отклонения сопоставлением дебетового и кредитового оборота. Положительные отклонения списываются с кредита 15 счета в дебет 16 счета, отрицательные отклонения списываются наоборот либо делается сторнировочная запись.

В конце месяца отклонения в стоимости списываются в дебет тех же счетов, куда в течение месяца списаны материалы в расход по учетным ценам. Распределения производят по той же формуле % отклонений. Положительные отклонения списываются с дебета 16 счета в кредит счетов затрат (20, 23, 25, 26, 44, 29). Отрицательные отклонения отражаются той же записью, но сторно.

Рассмотрим пример по приобретению материалов в организацию за плату.

Пример 1

Организация ООО «Боец» приобретает патроны 5 мм в количестве 35000 шт. по цене 1,77 рублей за штуку с НДС . Расходы на доставку 3540 рублей с НДС, консультационные расходы 1180 рублей с НДС. Отразим приобретение патронов двумя способами.

Журнал регистрации хозяйственных операций

№ п/п

Содержание операции

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

С использованием счетов 10/уч цены и 10/ТЗР и 15

1

Отражено приобретение патронов 5 мм

52500

10/уч цены (15)

60

2

Отражен НДС по приобретенным патронам

9450

19

60

3

Отражены расходы на доставку патронов

3000

10/ТЗР (15)

60

4

Отражен НДС с доставки патронов

540

19

60

5

Отражены консультационные расходы

1000

10/ТЗР (15)

60

6

Отражен НДС по консультационным расходам

180

19

60

7

Принят к вычету перед бюджетом НДС

10170

68

19

8

Оплачен счет поставщика за патроны, доставку и консультацию

66670

60

51

 

 

 

3.      Документальное оформление, оценка и учет отпущенных материальных ценностей в производство и на другие цели, отражение учета движения материальных ценностей в регистрах бухгалтерского учета

 

Материалы отпускают со склада организации на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов.

Важным условием контроля за рациональным использованием материалов являются их нормирование и отпуск на основе установленных лимитов. Лимиты рассчитываются отделами снабжения на основе данных планового отдела об объеме выпуска продукции и норм расхода материалов на единицу продукции.

Все службы предприятия должны иметь список должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со склада материалов, а также выдавать разрешение на вывоз их с предприятия. Отпускаемые материалы должны быть точно взвешены, измерены и подсчитаны.

Порядок документального оформления отпуска материалов зависит прежде всего от организации производства, направления расхода и периодичности их отпуска.

Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами. Они выписываются в двух или трех экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на один месяц. Могут применяться квартальные лимитно-заборные карты с отрывными месячными талонами на фактический отпуск. В них указывают вид операций, номер склада, отпускающего материалы, цех-получатель, шифр затрат, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единицу измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственной программой на месяц и действующими нормами расхода.

Один экземпляр лимитно-заборной карты вручают цеху-получателю, другой - складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе.

Лимитно-заборная карта может выписываться в одном экземпляре. В этом случае получатель расписывается в получении материалов непосредственно в карте складского учета, а в лимитно-заборной карте расписывается лицо, ответственное за отпуск материалов со склада.

Отпуск материалов со складов производят в пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют выпиской отдельного требования-накладной на замену (дополнительный отпуск материалов). При замене в лимитно-заборной карте заменяемого материала делают запись «Замена, смотри требование №_» и Уменьшают остаток лимита. Не использованные в производстве и возвращенные на склад материалы записывают в лимитно-заборную карту без составления каких-либо дополнительных документов.

Применение лимитно-заборных карт значительно сокращает количество разовых документов. Расчеты лимитов и выписка лимитно-заборных карт на современных вычислительных машинах позволяет повысить обоснованность исчисляемых лимитов и уменьшить трудоемкость составления карт.

Если материалы со склада отпускаются нечасто, то их отпуск оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными на отпуск материалов, которые выписываются цехом-получателем в двух экземплярах: первый, с распиской кладовщика, остается в цехе, второй, с распиской получателя - у кладовщика.

Для учета движения материалов внутри предприятия применяют однострочные или многострочные требования-накладные. Накладные составляют материально ответственные лица участка, отпускающего ценности, в двух экземплярах, один из которых остается на месте с распиской получателя, а второй с распиской лица, отпускающего ценности, передается получателю ценностей.

Отпуск материалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации, расположенным за ее пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону, которые выписывает отдел снабжения, как правило, в трех экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов: первый экземпляр остается на складе и является основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов, а третий - в бухгалтерию. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов.

При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную.

Списание материалов оформляют актом на списание материалов, который составляется специально созданной комиссией, с участием материально ответственного лица.

Вместо первичных документов по расходу материала можно использовать карточки учета материалов. С этой целью представители цехов-получателей расписываются в получении материалов в самих карточках, которые становятся в связи с этим оправдательными документами. При этом в карточках проставляют шифр производственных затрат с целью последующей группировки записей по объектам калькуляции и статьям затрат. Такое совмещение расходных документов и карточек учета материалов уменьшает объем учетной работы и усиливает контроль за соблюдением норм складских запасов.

На фактически израсходованные материалы подразделение-получатель материалов составляет акт расхода, в котором указываются наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, шифр заказа, на выполнение которого израсходованы материалы, нормативный и фактический расход материалов с указанием выявленных отклонений и их причин. В необходимых случаях в акте указывают количество изготовленной продукции либо объем выполненных работ. Кроме того, подразделения организации ежемесячно составляют отчеты о наличии и движении материальных ценностей и передают их в бухгалтерию.

В небольших организациях отпуск материалов на производство продукции и оказание услуг осуществляется без оформления специальными документами. Фактически израсходованные материалы по их видам отражаются в актах или отчетах о выпуске и реализации готовой продукции. Акты составляются, как правило, подекадно работником предприятия, ответственным за приемку, хранение и реализацию продукции. После утверждения руководителем организации акт служит основанием для списания соответствующих материалов.

В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию организации по реестру приемки-сдачи документов, составленному в двух экземплярах: первый сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, а второй остается на складе.

В соответствии с ПБУ 5/2001 материалы, отпускаемые в расход могут оцениваться одним из следующих способов, который указывается в учетной политики предприятия и применяется по группе или виду материалов:

1)     По себестоимости каждой единицы;

2)     По средней себестоимости;

3)     ФИФО (первая партия на приход и первая в расход – по стоимости первых по времени  поступления партий).

Далее рассмотрим пример расчета списания материалов по способам средней себестоимости и способом ФИФО.

Пример 2

№ п/п

Показатели

Количество, кг.

Цена, руб.

Сумма, руб.

1

Остаток на начало месяца

1000

5

5000

2

Поступило в январе:

1 партия

2 партия

3 партия

 

6000

4000

20000

 

10

12

20

 

60000

48000

400000

3

Итого поступило за месяц

30000

 

508000

4

Итого поступило с остатком

31000

 

513000

5

Отпущено в январе:

1. в основное производство

2. на продажу

3. на прочие нужды

 

16000

1000

5000

 

 

6

Итого отпущено

22000

 

 

7

Списание материалов по средней себестоимости

Отпущено в январе:

1. в основное производство

2. на продажу

3. на прочие нужды

 

 

 

16000

 

1000

5000

513000/31000=16,55

 

 

 

16,55

 

 

 

264800

16550

82750

8

Итого

22000

16,55

364100

9

Остаток на 1 февраля

9000

 

148950

10

Списание материалов по способу ФИФО

Отпущено в январе:

1. в основное производство

2. на продажу

3. на прочие нужды

 

 

 

16000

 

1000

5000

 

 

 

 

 

15,14

 

 

 

 

242160

 

 

15140

75700

11

Итого в расход

22000

 

333000

12

Остаток на 1 февраля

9000

 

180000

 

Далее рассмотрим пример по списанию материалов производственные нужды.

Пример 3

Рассмотри продолжение примера 1,  спишем 22500 шт. патронов для нужд организации основного производства.

Журнал регистрации хозяйственных операций

№ п/п

Содержание операции

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

1

Отражено списание 22500 шт. патронов по учетным ценам

33750

20

10/уч

2

Отражено списание ТЗР по приобретенным патронам с учетом того, что материалы на начало=0, ТЗР на начало =0

2568

(33750*7,61%)

20

10/ТЗР

Информация о работе Бухгалтерский учет материальных ценностей