Бухгалтерский учет на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Бухгалтерский учет согласно закону о бухгалтерском учете представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. В общем виде можно отметить, что бухгалтерский учет отвечает на вопрос – что учитывается?

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 66.81 Кб (Скачать файл)

Ведение.

Бухгалтерский учет согласно закону о бухгалтерском учете представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.  В общем виде можно отметить, что бухгалтерский учет отвечает на вопрос – что учитывается?

В данном определении  отражена главная цель бухгалтерского учета, суть которой заключается  в формировании полной и достоверной информации, обеспечении ею внутренних и внешних пользователей, а также анализе, интерпретации и использовании информации для выявления тенденций развития предприятия, выбора различных альтернатив, принятия управленческих решений.

Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические  лица независимо от форм собственности. Граждане, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов и составляют отчетность в порядке, предусмотренным налоговым законодательством.

Сущность и  организация бухгалтерского учета  в современных условиях развития экономики нашла отражение в  Положении по ведению бухгалтерского учета.

Положение определяет порядок организации и ведения  бухгалтерского учета, составления  и представления бухгалтерской  отчетности, а также взаимоотношения  по этим вопросам организаций и предприятий с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации, включая органы государственного управления.

Перед бухгалтерским  учетом стоят конкретные задачи, определяемые содержанием и особенностями  этого вида учета.

Закон о бухгалтерском  учете определил следующие учетные  задачи:

  • Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.
  • Обеспечение информацией, необходимой внешним и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсах в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами
  • Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Перечисленные задачи бухучета основаны на фактах хозяйственной  деятельности, а их значимость определяется теорией.

Выполняя поставленные задачи, бухгалтерский учет не только создает информацию о хозяйственной  деятельности предприятия, но и способствует увеличению доходности деятельности предприятия, о чем через финансовую отчетность информирует внешних пользователей.

Сплошной о  непрерывный бухгалтерский учет превращается в совершенную систему  учета движения индивидуального капитала и прибыли, объективно необходимую для управления предприятием. Это важное обстоятельство в учете в рамках хозяйствующего субъекта.

К бухгалтерскому учету предъявляются следующие  основные требования:

    1. Сопоставимость планируемых и учетных показателей – обеспечивается организацией контроля прежде всего за выполнением планов, прогнозов и заказов.
    2. Достоверность учетных данных – обеспечивается документированием всех хозяйственных операций, правильным осуществлением инвентаризации, денежной оценки, учета текущих затрат, калкулирования.
    3. Оперативность учета – состоит в своевременном предоставлении учетных данных для управления производством и составления отчетности.
    4. Полнота и простота учета – состоит в предоставлении всей учетной информации, необходимой для управления производством, для различных пользователей. Учет не должен содержать излишней информации и допускать ее дублирования.
    5. Экономичность учета – характеризуется показателями количества работников предприятия на одного работника бухгалтерии, уровня их технической вооруженности,

      Теоретические и методологические основы бухгалтерского учета, его организация  в России базируется на общепризнанных Международных  стандартах бухгалтерского учета, разрабатываемых  и публикуемых Комитетом по международным  бухгалтерским стандартам. 
       
       
       
       

Теоретическая часть.

Понятие, классификация и  оценка нематериальных активов.

Нематериальные  активы – это объекты которые  используются в хозяйственной деятельности более 12 месяцев имеют денежную оценку, приносят доход организации, обладают способностью отчуждения, но при этом не имеют материально вещественной формы.

В состав нематериальных активов входят:

  • Права на изобретения, промышленные образцы, модели
  • Авторское право на программы
  • Право на товарный знак, знак обслуживания
  • Право на селекционное достижение
  • Деловая репутация

Деловая репутация  – это превышение текущей цены организации над стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.

В составе нематериальных активов учитывается положительная  деловая репутация.

В бухгалтерском  учете нематериальные активы отражаются по первоначальной стоимости, в бухгалтерском  балансе по остаточной стоимости.

  • Первоначальная стоимость по объектам НМА внесенных учредителями в счет вклада в уставный капитал определяется по договоренности сторон
  • По объекта НМА полученным безвозмездно первоначальная стоимость определяется исходя из рыночной цены
  • По приобретенным объектам НМА первоначальная стоимость определяется исходя из фактических затрат на приобретение и доведение объекта до состояния пригодного к использованию
  • Если объект НМА создается в организации, то первоначальная стоимость будет равна сумме затрат связанных с изготовлением данного объекта.

Для учета поступления  НМА используются счета 04 “НМА”и 08 “Вложения во внеоборотные активы.”.

На 08 счете формируется  первоначальная стоимость НМА. Сальдо этого счета отражает стоимость  не переданных в эксплуатацию НМА. По дебету счета отражается затраты  на приобретение и заготовление НМА. По кредиту счета отражается списание первоначальной стоимости НМА переданных в эксплуатацию. При этом составляется акт приемки НМА. Аналитический  учет ведется по каждому объекту  НМА. Для аналитического учета используется карточка учета НМА.

Независимо  от направления поступления нематериальных активов первичными документами, которыми оформляются операции их поступления, являются:

1) акт о приеме-передаче  объекта основных средств (кроме  зданий, сооружений) формы N ОС-1;

2) первичные  документы, разработанные в самой  организации в соответствии с  нормами ст. 9 "Первичные учетные  документы" Федерального закона "О бухгалтерском учете" (1,стр. 8) и утвержденные приказом руководителя  об учетной политике:

- акт приема (оприходования) нематериальных  активов;

- акт приема-передачи  нематериальных активов и др.

В этих документах обязательными реквизитами, характеризующими объект нематериальных активов, должны быть его первоначальная стоимость, сумма начисленной амортизации, срок полезного использования, инвентарный  номер, данные охранного документа (патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на объект интеллектуальной собственности и  др.).

При выбытии  нематериальных активов и списании их с баланса оформляются следующие  первичные документы:

1) акт о приеме-передаче  объекта основных средств (кроме  зданий, сооружений) формы N ОС-1;

2) акт о списании  объекта основных средств (кроме  автотранспортных средств) типовой  формы N ОС-4;

3) первичные  документы, разработанные в самой  организации и утвержденные приказом  руководителя об учетной политике, - акт выбытия (списания) нематериального  актива. 

Синтетический и аналитический  учет поступления  и выбытия нематериальных активов.

Синтетический учет нематериальных активов осуществляют на счетах 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов», 19 «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям», субсчет 2 «НДС по приобретенным нематериальным активам», и счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Счет 04 активный, предназначен для получения информации о наличии и движении нематериальных активов, принадлежащих организации  на правах собственности. Учет нематериальных активов на счете 04 осуществляется в первоначальной оценке. По некоторым  видам нематериальных активов со счета 04 списывают на счета затрат начисленную амортизацию по этим активам.

При наличии  в организации нескольких видов  нематериальных активов значительной стоимости целесообразно для  каждого вида активов открывать  субсчета в соответствии с классификацией нематериальных активов, принятой в  организации, например:

04-1 «Объекты  интеллектуальной собственности»;

04-2 «Отложенные  затраты»;

04-3 «Деловая  репутация»;

04-4 «Расходы  организации на научно-исследовательские,  опытно-конструкторские и технологические  работы»;

04-5 «Прочие объекты».

На счете 05 «Амортизация нематериальных активов» отражают начисления и списание (при выбытии) амортизации  по тем видам нематериальных активов, по которым погашение их стоимости  производится с использованием счета 05.

Расходы по приобретению и созданию нематериальных активов  относятся к долгосрочным инвестициям  и отражаются по дебету 08 «Вложения  во внеоборотные активы» с кредита  расчетных, материальных и других счетов. После принятия на учет приобретенных  или созданных нематериальных активов  они отражаются по дебету счета 04 «Нематериальные  активы» с кредита счета 08.

Нематериальные  активы, внесенные учредителями или  участниками в счет их вкладов  в уставный капитал организации (по согласованной стоимости), отражают на счете 08. При этом задолженность  учредителей по вкладу в уставный капитал отражают по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» и кредиту  счета 80 «Уставный капитал».

На стоимость  поступивших в счет вклада в уставный капитал нематериальных активов  составляют бухгалтерские записи:

- Дебет 08 Кредит 75

- Дебет 04 Кредит 08.

Безвозмездно  полученные нематериальные активы приходуются  по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» с кредита счета 98 «Доходы  будущих периодов», субсчет 98-2 «Безвозмездные поступления». Со счета 08 первоначальная стоимость нематериальных активов  списывается на счет 04 «Нематериальные  активы». Стоимость безвозмездно полученных нематериальных активов, учтенная на субсчете 98-2, в дальнейшем списывается ежемесячно в размере начисленных амортизационных  отчислений по объекту в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

При покупке  организации вложения в приобретаемые  внеоборотные активы отражают по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Положительная деловая репутация  записывается в дебет счета 04 «Нематериальные  активы» с кредита счета 08. Отрицательная  деловая репутация отражается по кредиту счета 98 «Доходы будущих  периодов».

По приобретенным  нематериальным активам организации  уплачивают НДС по установленным  ставкам. Порядок дальнейшего отражения  операций по НДС зависит от назначения НМА, вида организации.

Основными видами выбытия нематериальных активов  являются их продажа, списание вследствие непригодности, безвозмездная передача, передача нематериальных активов в  счет вклада в уставные капиталы других организаций. При выбытии нематериальных активов в результате их продажи, списания, безвозмездной передачи вся  сумма накопленной амортизации  списывается в дебет счета 05 «Амортизация нематериальных активов» с кредита  счета 04 «Нематериальные активы». Остаточная стоимость нематериальных активов  списывается со счета 04 в дебет  счета 91 «Прочие доходы и расходы». В дебет счета 91 списываются также  все расходы, связанные с выбытием нематериальных активов, и сумма  НДС по проданным и безвозмездно переданным нематериальным активам. По кредиту счета 91 отражается сумма  выручки от продажи или другого  дохода от выбытия нематериальных активов. Финансовый результат от выбытия нематериальных активов формируется на счете 91 и затем списывается со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки». При этом если сумма выручки от продажи нематериальных активов превышает их остаточную стоимость и расходы, связанные с выбытием, то разницу списывают в дебет счета 91 и кредит счета 99. Если же остаточная стоимость выбывших нематериальных активов не возмещается выручкой от их реализации, то разницу между ними списывают с кредита счета 91 в дебет счета 99.

Информация о работе Бухгалтерский учет на предприятии