Бухгалтерский учет расчетных операций с поставщиками и подрядчиками ОАО Волгоградоблэлектро

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета.
Основными задачами этого учета являются:
• формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности, руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним, инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ …………..…………………………………………...6
1.1 Понятие и формы расчетов с поставщиками и подрядчиками….....6
1.2 Основные формы безналичных расчетов с поставщиками и подрядчиками ………………………………………………………….10
1.3 Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками…..16
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ ………………….………..24
2.1 Организационно-экономическая характеристика Открытого Акционерного Общества «Волгоградоблэлектро» ……………………. 24
2.2 Документальное оформление расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………….27
2.3 Направления совершенствования расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО «Волгоградоблэлектро»………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..………41

Вложенные файлы: 1 файл

бух.учет расчетных операций с поставщиками и подрядчиками ОАО Волгоградоблэлектро.курсовая.docx

— 131.60 Кб (Скачать файл)

Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товаротранспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом-фактурой). Накладная в торговой организации может выступать как приходным, так и расходным товарным документом, должна выписываться материально ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада, при принятии товаров в торговой организации. В накладной указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска товара. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя. Количество оформляемых экземпляров в накладной зависит от условий получения товара покупателем, вида организации поставщика, места передачи товара и т.д.

Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильными транспортном. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.

При доставке товаров железнодорожным транспортом в качестве сопроводительного документа выступает железнодорожная накладная. К железнодорожной накладной могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем делается отметка в накладной. Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то оформляется «Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере».

Счет фактура выписывается в тех случаях, когда перечень отгруженных товаров велик. Счет-фактура является основным первичным документом, служащим основанием для расчетов с поставщиками и подрядчиками (Приложение 2).

В ОАО «Волгоградоблэлектро» в октябре 2013 года поступили на склад инвентарь и хозяйственные принадлежности на сумму 50000 руб. с выделением НДС в сумме 8000 руб.

Для оплаты поступающих товаров может быть использован счет, содержание которого аналогично счету-фактуре. Счет выписывается поставщиком на поставляемую партию товара и является основанием для оплаты товара.

Оприходование поступивших товаров оформляется путем наложения штампа на сопроводительном документе: товарно-транспортной накладной, счете-фактуре, счете и других документах, удостоверяющих количество или качество поступивших товаров.

К поставщикам и подрядчикам относятся организации, поставляющие различные товарно-материальные ценности (готовую продукцию, товары, сырье), оказывающие услуги (посреднические, арендные, коммунальные) и выполняющие разные работы (строительные, ремонтные, модернизирующие и др.).

Операции по учету расчетов за поставленную продукцию (товары), выполненные работы или оказанные услуги отражаются на синтетическом счете 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” в соответствии с условиями договора и расчетными документами. Счет 60 является преимущественно пассивным. По его кредиту отражается возникающая кредиторская задолженность, а по дебету – ее погашение. Счет 60 может быть активным, только в случае если была произведена авансовая оплата поставщику (подрядчику), при этом для усиления контроля за движением денежных средств целесообразно открыть к данному счету субсчет “Авансы выданные”. Если счет поставщика был акцептован (оплачен) до поступления груза, то записью по кредиту счета 60 погашается дебиторская задолженность за поставщиками (подрядчиками) по предоплате.

Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками начисляется по факту:

• акцепта расчетных документов по принятым ценностям, работам, услугам;

• приемки ценностей, поступивших от поставщиков без расчетных документов (неотфактурованные поставки);

• выявления излишка при приемке товарно-материальных ценностей.

В соответствии с условиями заключенного между организациями договора расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товаров, выполнения работ или оказания услуг либо в любой другой момент времени.

В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги.

На предъявленные к оплате счета поставщиков кредитуется счет 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” и дебетуются счета по учету ценностей (08 “Вложения во внеоборотные активы, 10 “Материалы”, 15 “Заготовление и приобретение материальных ценностей”, 41 “Товары” и др.) или счета по учету затрат (20 “Основное производство”, 23 “Вспомогательные производства”, 25 “Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы”, 29 “Обслуживающие производства и хозяйства”, 97 “Расходы будущих периодов” и др.).

После акцепта счета при приемке поступивших ценностей на склад может обнаруживаться недостача сверх норм естественной убыли; при проверке акцептованного счета поставщика (подрядчика) могут выявляться несоответствия цен, обусловленных договором, и арифметические ошибки. В этих случаях счет 60 кредитуется на сумму претензии в корреспонденции с дебетом счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”, субсчет 76-2 “Расчеты по претензиям”. Данной проводкой начисляется дебиторская задолженность за поставщиками по претензиям.

Следует иметь в виду, что в расчетных документах поставщики и подрядчики отдельной строкой выделяют сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную по ставкам 10% или 18%. На сумму НДС у покупателя делается проводка по дебету активного счета 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям” и кредиту счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”.

Кредиторская задолженность погашается при получении от банка подтверждения о перечислении средств поставщикам и заказчикам в виде выписок из расчетного и других счетов вместе с приложенными банковскими расчетными документами, а также при зачете полученного аванса и взаимных требований.

Погашение задолженности перед поставщиками отражается по дебету счета 60 и кредиту счетов учета денежных средств (51 “Расчетные счета”,

52 “Валютные счета”, 55 “Специальные  счета в банках”), кредитов банка (66 “Расчеты по краткосрочным  кредитам и займам”, 67 “Расчеты  по долгосрочным кредитам и  займам”). Порядок записей при погашении задолженности зависит от применяемых форм расчетов (табл. 1).

 

Таблица 1

Записи на счетах бухгалтерского учета при расчетах с поставщиками и подрядчиками

Хозяйственная операция

Документ-основание

Дебет

Кредит

Выплачен аванс поставщику с расчетного счета

Платежное поручение, выписка банка

60 “Расчеты с поставщиками  и подрядчиками”, субсчет “Авансы выданные”

51 “Расчетные счета”

Оплачены наличными приобретенные товарно-материальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуги

Расходный кассовый ордер, кассовая книга

60 “Расчеты с поставщиками  и подрядчиками”

50 “Касса”

Оплачены с расчетного счета приобретенные товарно-материальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуги

Платежное поручение, выписка банка

60 “Расчеты с поставщиками  и подрядчиками”

51 “Расчетные счета”

Оплачены с валютного счета приобретенные товарно-материальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуга

Платежное поручение, выписка банка

60 “Расчеты с поставщиками  и подрядчиками”

52 “Валютные счета”

На уменьшение суммы задолженности перед поставщиком списана сумма претензий, выявленная при приемке продукции

Акт о приемке материалов, претензия

60 “Расчеты с поставщиками  и подрядчиками”

76 “Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами”, субсчет 76-2 “Расчеты по претензиям”

Получены материалы

Приходный ордер, накладная поставщика

10 “Материалы”

60 “Расчеты с поставщиками  и подрядчиками”

Отражена сумма НДС, уплаченная при приобретении материалов

Счет-фактура

19 “НДС по приобретенным  ценностям”

60 “Расчеты с поставщиками  и подрядчиками”

Стоимость работы сторонних организаций отнесена не себестоимость основного производства

Акт о выполненных работах

20 “Основное производство”

60 “Расчеты с поставщиками  и подрядчиками”

Отражена сумма НДС на стоимость работ

Счет-фактура

19 “НДС по приобретенным  ценностям”

60 “Расчеты с поставщиками  и подрядчиками”

Получены товары

Приходный ордер, накладная поставщика

41 “Товары”

60 “Расчеты с поставщиками  и подрядчиками”

Учтена сумма выданного аванса в момент получения товара

Приходный ордер, накладная поставщика

60 “Расчеты с поставщиками  и подрядчиками”

60 “Расчеты с поставщиками  и подрядчиками”, субсчет “Авансы выданные”

Отражена сумма НДС, уплаченная при приобретении товаров

Счет-фактура

19 “НДС по приобретенным  ценностям”

60 “Расчеты с поставщиками  и подрядчиками”


 

 

Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету, при расчетах в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных в разрезе поставщиков по:

• акцептованным расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

• не оплаченным в срок расчетным документам;

• неотфактурованным поставкам;

• выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;

• просроченным оплатой векселям;

• полученному коммерческому кредиту.

Поставки, по которым материальные ценности поступили в организацию без расчетных документов, называются неотфактурованными. Поскольку основанием для оплаты ценностей являются расчетные документы, неотфактурованные поставки оплате не подлежат, по ним начисляется кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками. При поступлении товарно-материальных ценностей без расчетных документов поставщиков необходимо проверить, не числятся ли данные ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со склада поставщиков, а также в составе дебиторской задолженности. После проверки поступившие ценности должны быть оприходованы.

На склад неотфактурованные поставки приходуются в оценке по ценам, указанным в договоре поставки, либо по учетным ценам, либо по ценам предыдущих поставок. Если до конца месяца расчетные документы не поступят, то оценка, принятая при оприходовании неотфактурованной поставки, сохраняется. В следующем месяце при поступлении платежного требования бухгалтерская запись о неотфактурованных поставках сторнируется, и ценности приходуются в суммах, указанных в расчетных документах. В бухгалтерском учете неотфактурованные поставки отражают по дебету счетов учета поступивших ценностей и кредиту счета 60.

Порядок учета кредиторской задолженности, возникающей в результате приема неотфактурованных поставок, рассмотрим на примере.

На склад организации А 15 апреля поступили от поставщика материалы без расчетных документов в количестве 100 единиц. Учетная цена данных материалов составляет 300 руб. за единицу (без учета НДС). 25апреля поставщик выставил расчетные документы на сумму 31 000 руб.

В бухгалтерском учете выполняются записи согласно табл. 2

 

Таблица 2

Записи на счетах бухгалтерского учета неотфактурованных поставок

 

Дата

Хозяйственная операция

Документ-основание

Дебет счета

Кредит счета

Сумма, руб.

15.04

Определена стоимость заготовления материалов по учетным ценам

Приходный ордер, акт

15 “Заготовление и приобретение материальных ценностей”

60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”

30000

15.04

Оприходована партия материалов поступивших без документов по учетным ценам

Приходный ордер, акт

10 “Материалы”

15 “Заготовление и приобретение  материальных ценностей”

30000

25.04

Сторно: Определена стоимость заготовления материалов по учетным пенам

Приходный ордер, акт

15 “Заготовление и приобретение  материальных ценностей”

60 “Расчеты с поставщиками  и подрядчиками”

30000

25.04

Отражена стоимость заготовления материалов по фактическим ценам

Накладная, счет-фактура

15 “Заготовление и приобретение  материальных ценностей”

60 “Расчеты с поставщиками  и подрядчиками”

31000

25.04

Определено отклонение фактической стоимости материалов от их стоимости в учетных ценах

Справка-расчет бухгалтерии

16 “Отклонение в стоимости  материальных ценностей”

15 “Заготовление и приобретение  материальных ценностей”

1000


 

 

Поставщики и подрядчики (производители работ, услуг) могут предоставлять организации коммерческий кредит в виде отсрочки и рассрочки оплаты приобретенных товарно-материальных ценностей (работ, услуг) на условиях выплаты процентов или дополнительного дохода. Для учета расчетов по полученному коммерческому кредиту следует открыть к счету 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” субсчет “Расчеты по коммерческому кредиту”.

Получение коммерческого кредита отражается сложной проводкой:

• по дебету счетов учета материальных ценностей отражается стоимость поступивших материальных ценностей, под которые получен коммерческий кредит;

• по дебету счета 97 “Расходы будущих периодов” начисляется причитающийся к выплате доход по коммерческому кредиту (превышение суммы задолженности перед поставщиком над стоимостью поступивших ценностей согласно расчетным документам);

• по кредиту счета 60 отражается сумма задолженности поставщикам и подрядчикам, включая доходы (проценты) по коммерческому кредиту.

Причитающийся к уплате доход по коммерческому кредиту в течение срока кредита равными частями списывается на затраты производства либо издержки обращения проводкой с кредита счета 97 “Расходы будущих периодов” в корреспонденции с дебетом счетов учета издержек производства (обращения). Погашение задолженности по коммерческому кредиту отражается по дебету счета 60 в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств.

Организация-покупатель в обеспечение задолженности за полученные товарно-материальные ценности (принятые работы, оказанные услуги) может выдать поставщику или подрядчику вексель с согласованным сроком платежа. Сумма номинала выданного векселя, как правило, превышает покупную стоимость приобретенных товаров. Разница составляет доход кредитора (векселедержателя) за предоставленный покупателю (векселедателю) коммерческий кредит. Таким образом, для покупателя вексель является средством платежа, для поставщика – инструментом кредитования.

Выдачей векселя в обеспечение коммерческого кредита юридически оформляется отсрочка платежа и уменьшается риск несвоевременного погашения кредита. Использование вексельной формы кредитования имеет для поставщика-векселедержателя следующие преимущества: он может погасить полученным векселем собственные обязательства, учесть его в банке, использовать в качестве залога и др. Доходы и проценты по коммерческим векселям относятся на себестоимость продукции. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными векселями, не списываются со счета 60, а учитываются обособленно в аналитическом учете.

 

2.3 Направление совершенствования расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО «Волгоградоблэлектро»

Информация о работе Бухгалтерский учет расчетных операций с поставщиками и подрядчиками ОАО Волгоградоблэлектро