Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 23:11, курсовая работа
Целью данной работы стало изучение сущности учета и аудита формирования уставного капитала организации.
- оптимизации его структуры;
- обеспечение финансовой устойчивости фирмы;
- обеспечение сохранности и эффективности использования уставного капитала.
Как известно любой источник средств имеет свою цену. Значимость сохранности уставного капитала в том, что по сравнению с заемным выплата дивидендов как цены за пользование уставным капиталом может быть не обязательным, тогда как выплата процентов, являющихся ценой, уплачиваемой коммерческой организацией за привлечение заемного капитала, обязательна. Иными словами, в отличие от невыплаты дивидендов невыплата процентов может привести к катастрофическим последствиям. [4, С. 480]
О значении сохранности уставного капитала говорит и тот факт, что по свидетельству западного специалиста Г. Дональдсона, большинство крупных промышленных компаний крайне неохотно прибегают к выпуску дополнительных акций как постоянной составной части своей финансовой политики. Они предпочитают рассчитывать на собственные возможности, т. е. на развитие производства главным образом за счет реинвестирования прибыли.
Таким образом, сформированный собственниками в процессе первоначального инвестирования средств, уставной капитал обеспечивает главные цели создания предприятия и его финансовой деятельности – максимальное обеспечение благосостояния собственников и дальнейшее развитие предприятия на основе сохранности и эффективного использования уставного капитала и максимизации нераспределенной прибыли.
От того, в какой степени сохраняется первоначально сформированный и размещенный капитал, т. е. от его физической и финансовой сохранности зависит финансовая устойчивость, а, следовательно, и финансовое состояние предприятия. Поэтому, анализ эффективного использования собственного капитала как основного источника финансирования всей деятельности предприятия имеет исключительно важное значение.
1.4. Инвентаризация уставного капитала организации
Перед составлением
годовой бухгалтерской отчетности обязательной
процедурой является проведен
Предварительным этапом инвентаризации собственного капитала является исследование уставного капитала, который представляет собой сумму вкладов, инвестированных собственниками в имущество организации для обеспечения его уставной деятельности. Размер уставного капитала определяется в учредительных документах в соответствии с законодательными нормами, установленными для организаций в зависимости от организационно-правовой формы. Принятия к учету на дату государственной регистрации организации величина уставного капитала остается неизменной, за исключением отдельных случаев, предусмотренных законодательством. Любое изменение уставного капитала отражается в учете только после того, как в учредительные документы внесены соответствующие изменения.
К задачам инвентаризационной
комиссии относятся:
- проверка порядка
формирования уставного капитала: выпуска
и распределения акций (долей), обеспечение
полноты оплаты акций (долей);
- подтверждение первоначальной
оценки имущественных вкладов учредителей
в уставный капитал;
- проверка бухгалтерского
и налогового учета операций с уставным
капиталом;
- фактическое установление
соответствия чистых активов величине
уставного капитала.
Инвентаризация уставного капитала организаций начинается с проверки реальности сальдо по счету 80 «Уставный капитал» по данным бухгалтерского учета, главной книги организации. С этой целью комиссия предварительно изучает учредительные документы, соответствие их содержания нормам действующего законодательства; проверяет статус юридического лица, сферу деятельности и права его функционирования; проверяет наличие лицензии по видам деятельности. По акционерным обществам проверяются тип общества (открытое или закрытое), количество, номинальная стоимость, категории, наименование акций и типы привилегированных акций каждой категории (типа); ограничение на количество акций, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Проверка учредительных документов предусматривает исследование порядка государственной регистрации организации и постановки на учет в налоговых органах и внебюджетных фондах, что подтверждается наличием соответствующих свидетельств и справок.
Инвентаризация формирования уставного капитала предполагает анализ состава учредителей, их долей в уставном капитале, источников взносов имущественных вкладов в уставный капитал. При проверке численности учредителей и их вкладов в уставном капитале необходимо учитывать, что максимальная численность и максимальная доля вклада в уставный капитал одного учредителя определяются законом для юридических лиц соответствующего вида.
Каждый акционер (учредитель) должен полностью внести свой вклад в уставный капитал в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать одного года с момента государственной регистрации общества. Стоимость вклада учредителя общества должна быть не менее номинальной стоимости его доли. В случае неполной оплаты уставного капитала до фактически оплаченного его размера и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, или принять решение о ликвидации организации.
Инвентаризация расчетов с акционерами (участниками) по денежным и имущественным вкладам в уставный капитал ведется по счету 75 «Расчеты с учредителями». Особое внимание комиссия уделяет проверке иностранного капитала, вкладов иностранных инвесторов в иностранной валюте, порядку отражения курсовых разниц.
Курсовая разница, связанная с формированием уставного капитала организации, представляет собой разницу между рублевой оценкой задолженности учредителя (участника) по вкладу в уставный капитал, оцененному в учредительных документах в иностранной валюте, исчисленной по курсу Банка России на дату поступления суммы вкладов, и рублевой оценкой этого вклада на дату регистрации организации.
В бухгалтерском учете курсовые разницы по вкладам в уставный капитал, выраженным в иностранной валюте, относятся на добавочный капитал: Дебет 75 субсчет «Расчеты по вкладам в уставный капитал» Кредит 83 «Добавочный капитал».
Инвентаризация уставного капитала предполагает проверку имущественных вкладов учредителей.
Денежная оценка неденежных вкладов в уставный капитал организации, вносимых акционерами (участниками) и принимаемыми третьими лицами, утверждается решением общего собрания акционеров (участников) общества.
В процессе инвентаризации уставного капитала проверке могут быть подвергнуты операции по отчуждению имущества в пользу учредителя при его выходе из общества. Отчуждение имущества в том составе, в котором были сделаны имущественные вклады на момент создания организации, является ошибкой, поскольку на имущество, переданное обществу в виде вкладов в уставный капитал, участники утрачивают право собственности, но получают в собственность соответствующие доли в уставном капитале. Все имущество общества принадлежит ему на праве собственности как юридическому лицу, а участники являются собственниками своих долей.
Инвентаризация уставного капитала предусматривает анализ операций по изменению его размера. Исходя из требований действующего законодательства и финансово-производственной целесообразности организация может увеличивать или уменьшать уставный капитал, а также изменять его структуру. [8, С. 69-77]
Глава 2. Аудит уставного капитала организации
2.1 Планирование аудита или аудиторской проверки уставного капитала организации
Планирование аудита проводится аудиторской организацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности (ФПСАД) № 3 «Планирование аудита». Этот стандарт устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детальный подход к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, были выявлены потенциальные проблемы и работа выполнена с оптимальными затратами и своевременно.
Аудитору при проверке формирования уставного капитала необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. В п. 9 ФСАД 3 «Планирование аудита» указано, на какие аспекты необходимо обратить внимание при разработке общего плана аудита. В соответствии с основными направлениями и задачами аудита уставного капитала можно выделить четыре направления проверки:
- аудит учредительных документов;
-аудит формирования
уставного капитала;
- аудит расчетов с
учредителями;
- аудит начисления,
удержания и перечисления налогов и иных
обязательных платежей.
Эти направления и составляют общий план аудита уставного капитала. Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита, которая определяет характер, временные рамки и объем аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.
Программа аудита содержит набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку, и служит средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности и время, запланированное на различные области или процедуры аудита. Программа аудита должна быть документально оформлена. [6, С. 208]
В процессе подготовки
программы аудита аудитор обязан принимать
во внимание полученные им оценки неотъемлемого
риска и риска средств контроля, а также
требуемый уровень уверенности, который
должен быть обеспечен при процедурах
проверки по существу, временные рамки
тестов средств контроля и процедур проверки
по существу, координацию любой помощи,
которую предполагается получить от аудируемого
лица, а также привлечение других аудиторов
или экспертов.
2.2. Аудиторские процедуры,
применяемые при проверке
При проверке уставного капитала аудируемого лица необходимого следовать следующим аудиторским процедурам.
Минимальный уставный капитал открытого АО должен составлять не менее 1000 МРОТ (на дату регистрации общества), а закрытого АО - не менее 100-кратной суммы МРОТ. Размер уставного капитала ООО должен быть не менее 100 МРОТ (на дату представления документов для государственной регистрации). Размер уставного капитала, заявленный в уставе общества, должен быть тождествен кредитовому остатку по счету 80 в главной книге и бухгалтерском балансе.
Размер уставного капитала должен увеличиваться или уменьшаться в соответствии с результатами рассмотрения итогов деятельности экономического субъекта за год и после перерегистрации учредительных документов с внесенными в них изменениями. Следовательно, решение об изменении уставного капитала должно быть подтверждено протоколом общего собрания участников, акционеров и изменениями в уставе.
Аналитический учет по счету 80 должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по учредителям организации, стадиям формирования капитала и видам акций. Следовательно, в рабочем плане счетов целесообразно предусмотреть соответствующие аналитические счета. [12, С. 176]
При проверке синтетического учета тестируются соответствующие корреспонденции счетов.
После государственной регистрации экономического субъекта его уставный капитал в размере, предусмотренном учредительными документами, отражается в бухгалтерском учете записью: Дебет 75 Кредит 80 - зарегистрирован уставный капитал предприятия и определены суммы вкладов его учредителей.
Формирование уставного капитала подтверждается проверкой расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал по дебету счетов материально-производственных запасов, вложений во внеоборотные активы, денежных средств и кредиту счета 75.
Уставный капитал АО не является постоянной величиной, он может изменяться. При изменении уставного капитала в бухгалтерском учете проверяются записи по дебету счета 81 «Собственные акции (доли)» и кредиту счетов 50, 51, 52, 55 на сумму приобретенных акций своего АО у акционеров. Уменьшение уставного капитала на номинальную стоимость акций (при аннулировании выкупленных акций) отражается в бухгалтерском учете записью: Дебет 80 Кредит 81 - уменьшен уставный капитал организации за счет ликвидации собственных акций, выкупленных у акционеров.
Правильность списания с бухгалтерского баланса убытка отчетного года проверяется по записям, сделанным по дебету счета 80 и кредиту счета 84 при доведении размера уставного капитала до величины чистых активов АО. Направление части нераспределенной прибыли, направленной на увеличение уставного капитала (по решению акционеров или учредителей), устанавливается при проверке записи: Дебет 84 Кредит 80 - увеличен уставный капитал предприятия за счет нераспределенной прибыли прошлых лет.
Уставный капитал может быть увеличен за счет средств добавочного капитала. Проверке подвергаются обороты по дебету счета 83 и кредиту счета 80.
2.3. Типовые ошибки учета уставного капитала организации
Информация о работе Бухгалтерский учёт и аудит уставного капитала организации