Бухгалтерское дело как элемент управления экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 10:42, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие понятий сущности и содержания бухгалтерского дела, роли бухгалтерской информации в системе управления предприятием.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Бухгалтерское дело как элемент управления экономикой…………………..4
1.1. Сущность бухгалтерского дела и его содержание………………………....4
1.2. Роль бухгалтерской информации в системе управления организацией….6
1.3. Объекты бухгалтерского дела……………………………………………....8
2. Практическая часть…………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

Бухгалтерское дело как элемент управления экономикой.docx

— 34.33 Кб (Скачать файл)

Содержание

проводка продажа

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Бухгалтерское дело как элемент управления экономикой…………………..4

1.1. Сущность бухгалтерского дела и его содержание………………………....4

1.2. Роль бухгалтерской информации в системе управления организацией….6

1.3.  Объекты бухгалтерского дела……………………………………………....8

2. Практическая часть…………………………………………………………...13

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………16

 

 

Введение

 

Эффективное управление деятельностью  предприятий любой организационно-правовой формы собственности невозможно без рационального использования  его ресурсов. Поэтому необходима информация о наличии и движении различных видов имущества и  обязательств организации, а также  возникает необходимость в наблюдении, сборе, регистрации, измерении, накоплении, обобщении, анализе, хранении и передаче информации.

Совокупность всех перечисленных  действий, объединённых в единый процесс, называется хозяйственным учётом. Основной целью хозяйственного учёта является формирование своевременного и качественного  потока информации о хозяйственной  и финансовой деятельности, который  необходим для принятия управленческих решений на различных уровнях, для  выработки стратегии и тактики  поведения предприятия на рынке, для выявления резервов и оценки положения предприятий-конкурентов.

Действующая система хозяйственного учёта включает три взаимосвязанных  вида учёта: оперативно-технический, статистический, бухгалтерский. Бухгалтерский учет занимает центральное место в  системе управления предприятием.

Квалифицированный бухгалтер  выполняет не только учётные работы, но и функции планирования и принятия решений, контроль, обзор и оценку деятельности предприятия, информирование руководства о потенциальных  убытках или выгодах, проведение внутреннего аудита. Таким образом, изучение бухгалтерского дела предполагает умение анализировать бухгалтерскую  информацию, как основу для принятия экономически грамотных решений.

Целью данной работы является раскрытие понятий сущности и  содержания бухгалтерского дела, роли бухгалтерской информации в системе  управления предприятием.

1. Бухгалтерское дело  как элемент управления экономикой

 

1.1. Сущность бухгалтерского дела, его содержание и задачи

 

Сущность бухгалтерского дела, как составной части бухгалтерского учёта, составляет деятельность бухгалтерской  службы по сбору, регистрации, обобщению  информации обо всех хозяйственных  операциях на предприятии в специально разработанных и оформленных  бухгалтерских документах, а также  организация их движения, учёта и  хранения.

Элементами метода бухгалтерского дела являются многочисленные виды документов (финансовые, расчётно-денежные, первичные  учётные, отчётно-статистические, организационно-распорядительные) – продукты труда работников бухгалтерии, включающие в себя основные показатели, отражающие жизнеспособность предприятия  и перспективы его дальнейшего  существования. Эффективная организация  бухгалтерской деятельности на предприятии  даёт возможность получения заинтересованными  пользователями предприятия всей необходимой  информации.

Бухгалтерский учёт должен вестись всеми организациями, находящимися на территории Российской Федерации (РФ), а также филиалами и представительствами  иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Основными задачами организации  бухгалтерского учёта являются:

- формирование достоверной, полной и своевременной информации о совершаемых хозяйственных операциях по приобретению и использованию имущества экономическим субъектом, его обязательствам;

- предупреждение производственных потерь на всех стадиях кругооборота хозяйственных средств независимо от причин их возникновения;

- своевременное и полное предоставление качественной отчётности внутренним и внешним пользователям учётной информации о финансовых результатах экономического субъекта и его финансовом положении, а также его положение на рынке товаров, работ или услуг;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности предприятий и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения их финансовой устойчивости.

При этом в сферу бухгалтерского дела включаются:

1) приём, регистрация входящей  и исходящей корреспонденции  и её отправка по назначению;

2) приём документов на  рассмотрение и подписание администрацией;

3) распределение рассмотренных  администрацией документов между  структурными подразделениями и  сотрудниками для ознакомления  и исполнения;

4) учёт стадий прохождения  исполнения документов, обеспечение  их сохранности;

5) сдача дел в архив  и обеспечение их хранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Роль бухгалтерской информации в системе управления организацией

 

Целью бухгалтерского учёта  является формирование информации для  внешних и внутренних пользователей. Применительно к внешним пользователям  – это формирование информации о  финансовом положении организации, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений (государственные и налоговые  органы, органы статистики, кредиторы, инвесторы др.). Применительно к  внутренним пользователям – это  формирование информации, предоставляемой  руководству организации для  принятия управленческих решений, анализа, контроля и планирования производственно-хозяйственной  деятельности.

Концепцией бухгалтерского учёта определены семь групп заинтересованных пользователей бухгалтерской информации :

- инвесторы и их представители;

- работники и представляющие  их лица;

- заимодавцы;

- поставщики и подрядчики;

- покупатели и заказчики;

- органы власти;

- общественность.

Информация об организации  должна быть сравнима за разные периоды  времени, чтобы было возможным проанализировать изменения финансового положения  в динамике. Для обеспечения сравнимости  информации заинтересованные пользователи должны быть проинформированы об учётной  политике организации, изменениях в  ней и влиянии этих изменений  на финансовые результаты организации.

Информация о финансовом положении и финансовых результатах  деятельности организации за определённый отчётный период формируется, главным  образом, в виде бухгалтерского баланса  и отчёта о прибылях и убытках. Информация об изменениях в финансовом положении организации даёт возможность оценить её инвестиционную, финансовую и текущую (операционную) деятельность.

Элементами информации о  финансовом положении организации, отражённой в бухгалтерском балансе, являются активы, обязательства и  капитал. Элементами информации о финансовых результатах деятельности организации, отражаемой в отчёте о прибылях и  убытках, являются доходы и расходы  организации. Показатель прибыли (убытка), как финансового результата, представляет собой разницу между доходами и расходами.

Оценка активов, обязательств, доходов и расходов производится: по фактической (первоначальной) стоимости, по текущей (восстановительной) стоимости; по текущей рыночной стоимости (стоимости  реализации). Бухгалтерская информация в системе управления организацией полезна только при выполнении основных функций бухгалтерского учёта: информационной, контрольной и аналитической.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.  Объекты бухгалтерского дела

 

Объектом измерения в  бухгалтерском учете выступают  хозяйственные операции, являющиеся фактами хозяйственной деятельности и оказывающие влияние на финансовое положение организации.

В действующих нормативных  документах (см. Положению по ведению  бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв., Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998г. № 34н с изм. и доп. от 30 декабря 1999г., 24 марта 2000 г.) понятия  «хозяйственная операция» и «факт  хозяйственной деятельности» рассматриваются  как синонимы. Я.В.Соколов и М.Л.Пятов  считают, что хозяйственная операция – чисто бухгалтерский термин, означающий результат квалификации фактов хозяйственной жизни.

Согласно определению, приведенному в бухгалтерском словаре, «хозяйственные операции (от лат. оperatio – действие) – это отдельные хозяйственные действия, вызывающие изменения в объеме, составе, размещении и использовании средств, а также в составе и назначении источников этих средств».

Факт хозяйственной деятельности (жизни) определяется как важнейшая  категория бухгалтерского учета, вступающая элементом хозяйственного процесса. Он означает состояние, действие или  событие, приводящее к констатации  имеющихся в наличии средств  и источников организации или  к изменению в их составе.

Следовательно, факт хозяйственной  деятельности составляет предмет бухгалтерского дела. Исходя из приведенных определений, следует выделить понятия: состояние, действие, событие.

Состояние – это наличие объектов учета на определенную дату и в определенном месте. Под действием понимается факт хозяйственной деятельности, возникающий в результате целесообразной деятельности лиц и контрагентов, занятых в хозяйственном процессе. Событием признается факт хозяйственной деятельности, возникающий в результате каких-либо случайных явлений (например, стихийных бедствий, негативных поступков материально-ответственных лиц, судебных исков и др.).

При осуществлении фактов хозяйственной деятельности (ФХД) бухгалтером  применяются правила бухгалтерского учета ,представляющие собой способы  его ведения.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки  и оценки ФХД, погашения стоимости  активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы  регистров, обработки информации и  иные соответствующие способы, методы и приемы.

Каждый факт хозяйственной  деятельности бухгалтером организации  в обязательном порядке должен быть определен во времени, оценен и классифицирован  в номенклатуре плана счетов и  по видам.

Определение во времени ФХД  обусловлено необходимостью установления момента времени его регистрации. Этому факту особое внимание уделяется  при заключении договоров и контрактов с контрагентами или сторонними физическими лицами. Датой определяется момент перехода права собственности  на товары, продукцию, выполненные работы или оказанные услуги, порядок  признания доходов и расходов в бухгалтерском учете и финансовой отчетности от обычных и прочих видов  деятельности и отражения их по периодам; получение кредитов и займов; осуществление  фактов с иностранной валютой  и др.

Данный элемент должен быть описан в учетной политике организации. Проблема оценки ФХД – самая противоречивая в бухгалтерском учете. Согласно принципам бухгалтерского учета, все  активы, пассивы, собственный капитал, доходы и расходы должны быть отражены в соответствующей оценке. Каждый ФХД имеет свою стоимость при  определении его во времени. Стоимостная  оценка проводится по первичным документам, подтверждающим факт осуществления  хозяйственной операции. Исходя из принципа стоимости, задачей бухгалтера является определение себестоимости  (стоимости) ФХД на момент его совершения.

Так, стоимость активов  учитывается в момент их приобретения и сохраняется на этом уровне до тех пор, пока они не будут потреблены в производстве, проданы, обменены или  переданы безвозмездно.

Классификация ФХД в номенклатуре плана счетов представляет собой  запись хозяйственных операций в  системе счетов. Выбор системы  счетов определяет порядок ведения  в организации бухгалтерского учета (финансового и управленческого).

Сама классификация зависит  не только от правильной квалификации сущности (содержания) ФХД и его  воздействия на результаты деятельности организации, но также и от логического  построения системы счетов. Каждый ФХД имеет двусторонний характер экономических связей между объектами  бухгалтерского учета.

Установление информационной связи между синтетическими счетами, возникающей при регистрации  факта хозяйственной деятельности, в номенклатуре плана счетов принято  называть корреспонденцией счетов.

 Следует отметить, что корреспонденция счетов отражает не только информационные связи между объектами бухгалтерского учета, но и правоотношения между хозяйствующими субъектами, Она может быть представлена как хронологической, так и систематической записью. История развития бухгалтерского дела выделила шесть вариантов установления корреспонденции счетов:

Информация о работе Бухгалтерское дело как элемент управления экономикой