Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 19:11, курсовая работа
Аудит представляет собой сложную многоаспектную, достаточно жестко регламентированную предпринимательскую деятельность. В мировой практике он уже много лет применяется во всех сферах хозяйственной деятельности. Аудит уже прочно вошел и в российскую практику. Подтверждающая функция аудита закреплена законодательным путем, ряд хозяйствующих субъектов обязаны ежегодно в составе отчетности предоставлять аудиторское заключение. Без квалифицированного аудиторского совета уже не мыслят свою работу наиболее прогрессивные предприниматели.
В современных условиях становления рыночной экономики и совершенствования управления, выработки новой стратегии развития предприятий, усиливается роль и значение аудита.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Понятие аудита и классификации аудиторской деятельности....................5
1.1 История становления и развития аудита…………………………………….5
1.2 Понятие аудиторской деятельности и ее классификация по современному
законодательству России……………………………………………………...9
2 Виды аудита и аудиторской деятельности……………………………………13
2.1 Виды аудита……………………………………………………………………13
2.2 Сопутствующие виды аудиторских услуг…………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………….21
Список использованных источников………………
Основное различие между аудитом и сопутствующими аудиту услугами состоит в степени уверенности, обеспечиваемой аудитором.
При проведении аудита аудитор обеспечивает разумный, но не абсолютный уровень уверенности в том, что информация, являющаяся предметом аудита, не содержит существенных искажений (в аудиторском заключении это выражается в форме позитивной разумной уверенности).
При проведении обзорной проверки аудитор обеспечивает ограниченный уровень уверенности в том, что информация, подлежащая обзорной проверке, не содержит существенных искажений (в заключении по результатам обзорной проверки это выражается в форме негативной уверенности).
При проведении согласованных процедур аудитор представляет только отчет об отмеченных фактах без обеспечения уверенности. Вместо этого представителям хозяйствующего субъекта или пользователям отчета предоставляется возможность самим оценить проведенные процедуры и факты, приведенные в отчете, и сделать собственные выводы по данным работы аудитора. Согласованные процедуры могут выполняться аудитором в отношении отдельных показателей финансовой информации (например, дебиторской или кредиторской задолженности, покупок у аффилированных лиц, объема продаж и прибыли подразделений лица, заключившего договор оказания сопутствующих аудиту услуг), одного из элементов финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, бухгалтерского баланса) или финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом.
И, наконец, при проведении компиляции финансовой информации пользователи компилированной информации получают определенные преимущества от участия в работе аудитора, обладающего должной квалификацией в области ведения учета и составления отчетности, но в отчете аудитором не выражается никакой уверенности.
В случае выполнения согласованных процедур аудитора приглашают для проведения процедур аудиторского характера, по которым было достигнуто согласие между аудитором, хозяйствующим субъектом и третьими сторонами (например, организацией, являющейся собственником или потенциальным покупателем проверяемого хозяйствующего субъекта, кредитной организацией, рассматривающей надежность потенциального заемщика, и т.п.), а также для подготовки отчета об отмеченных фактах. Получатели отчета должны сформировать собственные выводы по данным работы аудитора. Отчет предоставляется только сторонам, договорившимся о выполнении данных процедур, поскольку другие стороны, не осведомленные о причинах проведения процедур, могут неверно истолковать их результаты.
В случае компиляции финансовой информации аудитор приглашается для использования специальных знаний по бухгалтерскому учету (в противоположность специальным знаниям и навыкам по аудиту) с целью сбора, классификации и обобщения финансовой информации. При этом, как правило, подробные данные сводятся в удобную и понятную форму и не требуется проверять предпосылки, лежащие в основе этой информации. Используемые процедуры не предназначены и не предполагают, что бухгалтер будет обеспечивать уверенность в отношении финансовой информации. Тем не менее, пользователи компилированной информации получают определенные преимущества от участия в работе высококвалифицированного специалиста, поскольку услуги предоставляются с должными профессиональной компетентностью и добросовестностью.
Таким образом, рассмотрев понятие, виды и классификацию аудита и аудиторской деятельности, можно сделать следующие выводы.
Возникновение аудита относится к периоду формирования бухгалтерского учета как отрасли специальных научных знаний. При рассмотрении аудита с современных позиций его увязывают прежде всего с развитием акционерных обществ, когда собственность была отделена от власти и владельцы капитала стали нанимать для управления им специалистов (менеджеров, администраторов).
Специфика аудиторской деятельности в России обусловлена прежде всего тем, что распространенным явлением аудит стал в период проведения экономических реформ 1990-х годов. Однако аудиторская деятельность в России развивалась и до этого.
В статье 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. аудиторская деятельность (аудиторские услуги) определяется как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами (то есть аудиторская деятельность включает оказание сопутствующих услуг). Сам же аудит определяется как независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
В новом Федеральном
законе «Об аудиторской деятельности»
данное несоответствие устранено: в
составе аудиторской
- аудит, под которым
понимается независимая
- сопутствующие аудиту
услуги. Согласно разъяснениям
- прочие связанные
с аудиторской деятельностью
услуги. В данную группу вошли
все услуги, ранее именовавшиеся
сопутствующими аудиту
В теории аудита выделяют различные виды аудита в зависимости от различных критериев, являющимися основаниями классификации видов аудита.
В заключение отметим, что
объективная необходимость
№ п/п |
Понятие |
Определение |
Аудит |
независимая проверка бухгалтерской
(финансовой) отчетности аудируемого
лица в целях выражения мнения
о достоверности такой | |
Аудиторская деятельность |
деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами (то есть аудиторская деятельность включает оказание сопутствующих услуг) | |
Аудиторская организация |
коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов | |
Аудитор |
физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов | |
Бухгалтерская отчетность |
единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам | |
Внешний аудит |
независимая экспертиза и анализ публикуемой финансовой отчетности хозяйственного субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и соответствия законодательству, а также консультированием по учетным, налоговым,финансовым, организационным и другим вопросам | |
Внутренний аудит |
осуществляется работниками самого предприятия (самостоятельным структурным подразделением или управлением) и предназначен для внутрихозяйственного контроля финансового состояния, источников затрат, диагностирования системы управления, выявления резервов и обеспечения администрации рекомендациями по повышению эффективности экономики предприятия | |
Инициативный (добровольный) аудит |
осуществляется по решению экономических субъектов. Характер и масштабы такой проверки определяет клиент | |
Обязательный аудит |
проводится в случаях, непосредственно установленных законодательством или по поручению государственных органов | |
Финансовый учет |
система сбора учетной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, а также составление финансовой отчетности. |
Нормативно- правовые акты | |
1 |
Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1-4 : офиц. текст. – М.: Кодекс, 2008. – 512 с. |
2 |
Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете : федеральный закон № 129-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 48. - Ст. 5369 |
3 |
Российская Федерация. Законы. Об аудиторской деятельности: федеральный закон № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г. // Российская газета. - 2008. |
4 |
Российская Федерация. Правительство. Постановления. Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: постановление № 696 от 23 сентября 2002 г. // Российская газета. - 2002. |
5 |
Российская Федерация.
Министерство финансов. Информационное
сообщение для аудиторских |
Научная и учебная литература | |
6 |
Акаемова, Н.В. Новый Закон об аудиторской деятельности / Н.В. Акаемова // Право и экономика. – 2009. - № 4. – С. 23-26. |
7 |
Аудит: учебник / Под ред. Р.П. Булыги. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 431 с. |
8 |
Аудит: учебник / Под ред. В. В. Скобара. - М.: Просвещение, 2005. – 479с. |
9 |
Большой экономический словарь / автор-составитель А. Б. Борисов. – Изд. 2-е, переработ. и доп. – М.: Книжный мир, 2006. - 860 с. |
10 |
Булгакова, Л. И. Аудит в России: механизм правового регулирования [Текст] / Л.И. Булгакова - М.: Волтерс Клувер, 2005. – 332 с. |
11 |
Бычкова, С.М. Доказательства в аудите [Текст] / С.М. Бычкова. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 176 с. |
12 |
Городилов, М.А. Законодательное
регулирование аудиторской деят |
13 |
Городилов, М.А. Сопутствующие аудиту услуги: практика применения стандартов / М.А. Городилов // Налоговая политика и практика. – 2009. - №7. – С. 29-34. |
14 |
Звороно, А.Ф. Сопутствующие аудиту услуги: правовое регулирование [Текст] / А.Ф. Звороно // Аудиторские ведомости. – 2008. - № 1. – С. 34-38. |
15 |
Камышанов, П.И. Аудит: стандарты и практика / П.И. Камышанов. - М.: Джангар, 2002. — 376 с. |
16 |
Подольский, В.И. Новый Федеральный закон об аудиторской деятельности / В.И.Подольский // Аудиторские ведомости. – 2009. - № 3. – С. 18-23. |
17 |
Робертсон, Дж. Аудит [Текст] / Дж. Робертсон; пер. с англ. - М.: Контакт, 1993. - 496 с. |
18 |
Соколов, Я.В Аудит в России XX века [Текст] / Я.В.Соколов С.М.Бычкова // Аудиторские ведомости. – 2005. - № 4.- С. 7-8. |
19 |
Шулева, Г. Аудиторская деятельность: какие изменения [Текст] / Г. Шулева // Финансовая газета. – 2009. - № 12. – С. 6. |
2 Аудит: учебник / Под ред. Р.П. Булыги. М., 2009. – С. 14.
3ФЗ РФ № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. Об аудиторской деятельности в Российской Федерации //СЗ РФ № от Ст.
4 Российская Федерация. Правительство. Постановления. Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: постановление № 696 от 23 сентября 2002 г. // Российская газета. - 2002. – 25 сент.
5 Российская Федерация. Министерство финансов. Информационное сообщение для аудиторских организаций и аудиторов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (дата обращения: 16.01.2009) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www1.minfin.ru
6 Булгакова, Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования. М., 2005. – С. 38.
7 Аудит: учебник / Под ред. В. В. Скобара. М.: Просвещение, 2005. – С. 14.
8 Аудит: учебник / Под ред. В. В. Скобара. М.: Просвещение, 2005. – С. 14.
9 Городилов, М.А. Сопутствующие аудиту услуги: практика применения стандартов // Налоговая политика и практика. 2009. №7. – С. 31.
10 Городилов, М.А. Сопутствующие аудиту услуги: практика применения стандартов // Налоговая политика и практика. 2009. №7. – С. 31.
11 Российская Федерация. Министерство финансов. Информационное сообщение для аудиторских организаций и аудиторов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (дата обращения: 16.01.2009) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www1.minfin.ru