Виды инвентаризации и порядок их проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:08, реферат

Краткое описание

Инвентаризация (от лат. inventarium — нахожу, обнаруживаю) — один из обязательных приемов бухгалтерского учета, проведение которого в России регламентируется Федеральным законом о бухгалтерском учете № 129-ФЗ, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

§    снять остаток наличия денежных средств в кассе, записать его в инвентаризационную опись;

§  опломбировать места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы;

§  проверить исправность всех весоизмерительных при­боров;

§  материальные ценности рассортировать и уложить по наименованиям, артикулам, ценам сортам, размерам в определённом порядке, удобном для пересчёта, перемеривания и перевешивания;

§  в местах хранения вывесить яр­лыки с указанием количества, массы или меры проверяемых ценнос­тей.

 

Правила проведения инвентаризации

Правила проведения инвентаризации определены Методи­ческими указаниями по инвентаризации имущества и финансо­вых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49 в соответствии с рядом принятых нормативных актов. 
Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их прове­дения, перечень имущества и финансовых обязательств, прове­ряемых при каждой из них, устанавливаются руководителем орга­низации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обя­зательно. 
Обязательные инвентаризации проводятся: 
— при передаче имущества организации в аренду, выкупе, про­даже, а также в случаях, предусмотренных законодатель­ством при преобразовании государственного или муници­пального унитарного предприятия; 
— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кро­ме имущества, инвентаризация которого проводилась не ра­нее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться раз в 3 года, а библиотечных фон­дов — раз в 5 лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков; 
— при смене материально ответственных лиц (на день прием­ки-передачи дел); 
— при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей; 
— в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными усло­виями; 
— при ликвидации (реорганизации) организации перед состав­лением ликвидационного (разделительного) баланса и в дру­гих случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации; 
— при коллективной (бригадной) материальной ответственно­сти инвентаризации проводятся при смене руководителя кол­лектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады). Основными целями инвентаризации являются: 

1. Проверка правильности данных текущего учета и выявление допущенных ошибок. 
2. Отражение неучтенных хозяйственных и финансовых опе­раций. 
3. Контроль сохранности имущества. 
4. Контроль за полнотой и своевременностью расчетов по хо­зяйственным договорам и обязательствам, по уплате нало­гов и сборов. 
5. Проверка условий и порядка хранения товаров. 
6. Выявление залежавшихся, неходовых, устаревших товаров. 
7. Проверка соблюдения принципа материальной ответствен­ности. 
8. Проверка состояния учета и организация движения товар­ных запасов. 
9. Проверка отражения всех хозяйственных операций в доку­ментах и в бухгалтерском учете и т. д. 
Необходимость инвентаризации обусловлена рядом причин, основными из которых являются: 
1. Выявление возможных ошибок в учете, которые могут привести к серьезным материальным потерям — штрафам за сокрытие прибыли. 
2. Изменение физических свойств товарно-материальных цен­ностей. Некоторые материальные ценности (например, про­дукты питания) в результате естественной убыли меняют свои физические свойства (масса, объем и т. д.) или просто при­ходят в негодность. С помощью инвентаризации выявляется действительное положение дел, что отражается докумен­тально. 
3. Стихийные бедствия, пожар, авария и т. д. 
4. Кражи, злоупотребления. 
5. Недоверие к материально ответственному лицу. 
6. Проведение ревизий, аудиторских проверок. 
7. В случае смены бригадира при бригадной материальной от­ветственности. 
8. По требованию судебно-следственных органов. 
Таким образом, чтобы обеспечить контроль за сохранностью хозяйственных средств и для полного соответствия данных учета фактическим остаткам, для обеспечения реальности показателей бухгалтерского учета используется элемент метода бухгалтерского учета — ин­вентаризация, т.е. установление фактического наличия средств и их источников, произведенных затрат и т. д. путем пересчета остатков в натуре или проверки учетных записей. 
 

Таким образом, чтобы обеспечить контроль за сохранностью хозяйственных средств и для полного соответствия данных учета фактическим остаткам, для обеспечения реальности показателей бухгалтерского учета используется элемент метода бухгалтерского учета — ин­вентаризация, т.е. установление фактического наличия средств и их источников, произведенных затрат и т. д. путем пересчета остатков в натуре или проверки учетных записей. 
 

государственного или муници­пального унитарного предприятия; 
ликвидационного (разделительного) баланса и в дру­гих случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации; 
— при коллективной (бригадной) материальной ответственно­сти инвентаризации проводятся при смене руководителя кол­лектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады). Основными целями инвентаризации являются: 

1. Проверка правильности данных текущего учета и выявление допущенных ошибок. 
2. Отражение неучтенных хозяйственных и финансовых опе­раций. 
3. Контроль сохранности имущества. 
4. Контроль за полнотой и своевременностью расчетов по хо­зяйственным договорам и обязательствам, по уплате нало­гов и сборов. 
5. Проверка условий и порядка хранения товаров. 
6. Выявление залежавшихся, неходовых, устаревших товаров. 
7. Проверка соблюдения принципа материальной ответствен­ности. 
8. Проверка состояния учета и организация движения товар­ных запасов. 
9. Проверка отражения всех хозяйственных операций в доку­ментах и в бухгалтерском учете и т. д. 
Необходимость инвентаризации обусловлена рядом причин, основными из которых являются: 
1. Выявление возможных ошибок в учете, которые могут привести к серьезным материальным потерям — штрафам за сокрытие прибыли. 
2. Изменение физических свойств товарно-материальных цен­ностей. Некоторые материальные ценности (например, про­дукты питания) в результате естественной убыли меняют свои физические свойства (масса, объем и т. д.) или просто при­ходят в негодность. С помощью инвентаризации выявляется действительное положение дел, что отражается докумен­тально. 
3. Стихийные бедствия, пожар, авария и т. д. 
4. Кражи, злоупотребления. 
5. Недоверие к материально ответственному лицу. 
6. Проведение ревизий, аудиторских проверок. 
7. В случае смены бригадира при бригадной материальной от­ветственности. 
8. По требованию судебно-следственных органов. 
Таким образом, чтобы обеспечить контроль за сохранностью хозяйственных средств и для полного соответствия данных учета фактическим остаткам, для обеспечения реальности показателей бухгалтерского учета используется элемент метода бухгалтерского учета — ин­вентаризация, т.е. установление фактического наличия средств и их источников, произведенных затрат и т. д. путем пересчета остатков в натуре или проверки учетных записей. 
 

По окончании инвентаризации могут проводится контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где поводилась инвентаризация.

Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризации оформляются актом и регистрируются в  книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.

В межинвентаризационный периода предприятиях (учреждениях) с большой номенклатурой ценностей могут производится выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.

Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляется инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя предприятий (учреждений). 

 


 

В случае обнаружения порчи, боя и лома товарно-материальных ценностей инвентаризационная комиссия составляет акт, в котором указывают характер, степень, причины порчи и лиц, в ней ви­новных, и вместе с письменным объяснением материально ответственных лиц передают на рассмотрение.

Оформленные инвентаризационные описи сдают в бухгалтерию, где их проверяют и сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации, наличие средств по данным учета и результаты сравнения — излишек или недостача.

По завершении инвентаризации в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации делаются итоговые записи: дата окончания инвентаризации по приказу и фактически, суммы недостач и излишков окончательные, дата утверждения результатов руководством, дата принятия мер по недостачам — их погашение либо передачи дела в следственные органы, отметка о погашении недостач, оприходовании излишков.

После подведения итогов инвентаризации составляется сводная ведомость ее результатов, в которой указываются: наименования и номера счетов, по которым выявлены недостачи и излишки, их суммы, суммы установленных норм имущества, после чего определяются направления списания недостач и потерь.

Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы, предложения и решения комиссии оформляют протоколом, утвержденным руководителем предприятия, после чего результаты инвентаризации отражают в учете (в течение 10 дней после окончания инвентаризации) и отчетности того месяца, в котором она была завершена, а результаты годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.

 По всем недостачам, потерям и излишкам материальных ценностей и денежных средств инвентаризационной комиссией должны быть получены от материально ответственных лиц письменные объяснения. На основании предоставленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия устанавливает характер и причины выявленных недостач и излишков и в соответствии с этим определяет порядок регулирования ризниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета.

Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в

котором она была завершена, а результаты годовой инвентаризации – в годовом

бухгалтерском отчете.

Данные результатов инвентаризации записывают в ведомости результатов,

выявленных инвентаризацией.

 

В конце рабочего дня (или по окончании

перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись.

 

Формы инвентаризационных описей (актов)

НОМЕР ФОРМЫ

НАИМЕНОВАНИЕ ФОРМЫ

ИНВ-1

Инвентаризационная опись основных средств

ИНВ-1а

Инвентаризационная опись нематериальных активов

ИНВ-2

Инвентаризационный ярлык

ИНВ-3

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей

ИНВ-4

Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных

ИНВ-5

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение

ИНВ-6

Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути

ИНВ-8

Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них

ИНВ-8а

Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях

ИНВ-9

Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них

ИНВ-10

Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств

ИНВ-11

Акт инвентаризации расходов будущих периодов

ИНВ-15

Акт инвентаризации наличных денежных средств

ИНВ-16

Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности

ИНВ-17

Формы для учета результатов инвентаризации

ИНВ-18

Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств

ИНВ-19

Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей

ИНВ-24

Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей
ИНВ-25
Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций
ИНВ-26

Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией

В результате проведения инвентаризации составляется инвентаризационная опись

в одном экземпляре по каждому местонахождению ценностей, а также по каждому

Информация о работе Виды инвентаризации и порядок их проведения