Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 21:15, курсовая работа
Целью данной работы является необходимость охарактеризовать понятие хозяйственного учета.
Достижение данной цели предполагает решение ряда следующих задач:
1. Охарактеризовать понятие «хозяйственный учет».
2. Классифицировать хозяйственный учет.
3. Охарактеризовать бухгалтерский учет.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Назначение и виды хозяйственного учета…………………………….6
1.1 Содержание понятия хозяйственного учета……………………………….6
1.2 Роль хозяйственного учета в управлении экономическими субъектами………………………………………………………………………15
Глава 2 Содержание бухгалтерского учета и его значение…………………..18
2.1 Бухгалтерский учет как основной элемент систематизации информации……………………………………………………………………...18
2.2 Роль бухгалтерского учета и информации в системе управления……………………………………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………………………..34
Существует три вида учетных измерителей:
Натуральные измерители (кг, м, шт., л,
кв. м, куб. м и т.д.)необходимы при учете
материальных запасов, а также основных
средств, готовой продукции и пр. С помощью
натуральных измерителей осуществляется
контроль за сохранностью имущества, за
процессами заготовления, производства,
реализации. С помощью натуральных измерителей
соизмеряются и анализируются производственные
задания и отчетные показатели.
Трудовые измерители предназначены
для измерения времени, затраченного для
выполнения той или иной работы, а также
видов деятельности. На их основе нормируются
задания, начисляется заработная плата,
рассчитывается производительность труда.
Основными единицами трудовых измерителей
являются человеко-дни, человеко-часы,
нормочасы и др.
Денежные измерители являются обобщающими, т.к. через них определяется объем имущественных прав предприятия, а также затраты организации ранее выраженные в трудовых и натуральных измерителях. С помощью денежных измерителей составляются сметы, производственные задания, балансы и другие формы бухгалтерской отчетности.
Рис.2. Виды хозяйственного учета
Хозяйственный учет объединяет в себе три вида учета: оперативный, бухгалтерский, статистический. Бухгалтерский учет включает в себя управленческий учет и финансовый. В составе финансового учета выделяют налоговый учет. Все эти виды хозяйственного учета взаимосвязаны, до-полняют, контролируют друг друга, выдаваемая ими информация имеет различную степень точности и используется в строгом соответствии с назначением и задачами определенного вида учета.2
Оперативный учет ведется для осуществления текущего руководства и управления предприятием, а также цехами, участками, производствами и т.п.
С помощью оперативного учета производится сбор информации о движении материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия, об объемах выпуска готовой продукции, ее отгрузке и реализации, о наличии производственных запасов, состоянии незавершенного производства и т.д. Источником информации для получения таких сведений могут быть документы, данные, сообщенные по телефону, факсу, переданные в устной форме. Оперативный учет может прерываться во времени и надобность в нем возникает по мере необходимости. Это первая отличительная черта оперативного учета. Информация этого вида учета отражается с использованием всех видов измерителей натуральных, трудовых, денежных, однако применение последнего носит ограниченный характер. Это связано с тем, что разнородность отдельных операций, отражаемых в оперативном учете, не требует постоянного обобщения, что является вторым отличительным признаком этого вида учета. Быстрота получения информации является третьим отличительным признаком оперативного учета. Оперативный учет может вестись на любом рабочем месте, позволяющем получать информацию о происходящем, любым сотрудником фирмы вне зависимости от его служебного положения - от простого рабочего до руководителя. Следующий отличительный признак оперативного учета состоит в том, что далеко не вся информация денного вида имеет документальное подтверждение. Такова четвертая отличительная черта оперативного учета. Однако в бухгалтерском учете возможно использование данных оперативного учета, если они документально подтверждены. Так, для получения данных об объеме готовой продукции за отчетный период используется информация о ежедневных объемах выпуска товарной продукции в разрезе подразделений и в целом по предприятию.
Бухгалтерский учет изучает количественную сторону хозяйственных явлений в непрерывной связи их с качественной стороной путем регистрации хозяйственных фактов, как в натуральном, так и в денежном измерении. Каждый свершившийся хозяйственный факт, оформленный документально называется хозяйственной операцией.
Здесь имеет место сплошное отражение финансовой и хозяйственной деятельности организации, всего его имущества и источников его формирования, всех видов производственных запасов, основных фондов, затрат на производство и реализацию продукции, денежных средств, задолженностей предприятия.
Хозяйственные факты, отражаемые в бухгалтерском учете, непрерывно фиксируются во времени в виде записей. Причем каждый хозяйственный факт оформляется документально - бумажным первичным документом или на машинных носителях информации. Документальное оформление хозяйственной операции придает ей юридическую силу.В бухгалтерском учете все средства и хозяйственные процессы обязательно отражаются в денежном выражении, на основе обобщения натуральных и трудовых показателей.
Таким образом, бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном измерении об имуществе и обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного, документального учета всех хозяйственных операций. В зависимости от того, кому предоставляется информация, бухгалтерский учет подразделяется на два вида: финансовый и управленческий.
Финансовый учет- информация которого предоставляется в основном в виде обязательных форм отчетности внешним пользователям - вышестоящей организации (ведомству), учредителям, кредиторам, инвесторам, государственным органам и др.
Основную группу внешних пользователей составляют учредители, акционеры, которым нужна информация об эффективности их вкладов, размере дивидендов и перспективах развития организации.
Инвесторам, как настоящим, так и потенциальным, необходима информация о целесообразности вложения средств. Поэтому в первую очередь данными пользователями изучаются финансовые результаты и его составляющие, формируемые так же в процессе бухгалтерского учета.
Кредиторами организации являются банки, поставщики, подрядчики и др., перед которыми имеются обязательства предприятия, так называемые внешние долги. В качестве кредиторов могут выступать также работники организации в случае наличия задолженности по оплате труда. Кредиторов интересует в основном информация о платежеспособности предприятия.
Государственным органам требуется
информация о налоговых платежах (налоговым
органам), о статистических показателях
(органам статистики) и т.д.
Управленческий
учет обслуживает хозяйственные внутренние
процессы организации и осуществляется
для обеспечения контроля за управлением
организацией. Информация, необходимая
для принятия оперативных управленческих
решений, в первую очередь относится к
издержкам и поэтому должна поступать
в максимально короткий срок. Она обобщается
и детализируется в соответствии с потребностями
управления и формируется с учетом задач
перспективного развития данной организации.
Принципы организации
управленческого учета предприятие определяет
самостоятельно в зависимости от конкретных
потребностей. Здесь оно свободно в выборе
методов его ведения. Управленческий учет
- информация необходима различным службам
и подразделениям организации, т.е. внутренним
пользователям. Внутренних пользователей
интересует информация бухгалтерского
учета для анализа и принятия управленческих
решений.
Финансовый и управленческий учет тесно взаимосвязаны. В производственном учете используются данные финансового учета, а управленческий учет предоставляет данные для финансовой бухгалтерии о налоговом учете.
Статистический учет изучает явления, носящие обобщающий или массовый характер, причем эти явления могут протекать в различных областях деятельности (экономика, культура, образование, наука и пр.). Статистика собирает и обобщает информацию о состоянии различных областей деятельности, определяет тенденции их развития, о движении материальных и трудовых ресурсов, о складывающихся ценах на товары, работы и услуги, и т.п. Целью такого обобщения является анализ и прогнозирование социально-экономического развития общества. В статистических исследованиях широко используются выборочный метод наблюдения и регистрации, единовременный учет и переписи, а также данные оперативного и бухгалтерского учета. Статистический учет ведется специалистами, работающими в специализированных организациях (комитетах по статистике), которые создаются и объединяются по территориальному признаку. Предприятия и организации представляют в комитеты по статистике специальную отчетность по утвержденным формам.
Три вида учета обеспечивают
единство предмета, целей и задач
во всех областях жизни и деятельности
человека. Они теснейшим образом
связаны между собой, дополняют
друг друга и тем самым способствуют
успешному решению задач
Применение универсальных
ЭВМ в учете способствуют интеграции
отдельных видов учета, особенно
оперативного (оперативно-управленческого)
и бухгалтерского учета. Это проявляется
главным образом в использовании
одного носителя для получения данных
разных видов учета.
Автоматизированный
сбор, обработка и представление руководству
предприятия оперативной информации позволяют
обобщить её за месяц, делают ее постоянной,
систематизированной, повышают ее точность
и достоверность.
Таким образом, оперативный
учет в результате интеграции со статистическим
и бухгалтерским становиться более точным,
достоверным постоянным, систематизированным,
т.е. по этим параметрам он, также как и
статистический приближается к бухгалтерскому.
Но все-таки оперативному учету присущи
свои цели, приемы, задачи и методы.
С точки зрения кибернетического
подхода экономические
Организация структурно состоит
из множества взаимосвязанных
Первые относят к объектам управления, вторые определены как орган управления (субъект управления). Орган управления и объект управления находятся в неразрывной связи и представляют в совокупности систему управления.
В рамках системы управления
циркулируют информационные потоки,
характеризуемые наличием прямой и
обратной связей. Прямая связь выражается
потоком директивной
Такие воздействия должны обеспечивать
полезность и эффективность
Это возможно только тогда, когда орган управления располагает достоверной и достаточной информацией о фактическом состоянии объекта управления. Наличие информации, отвечающей требованиям достоверности и достаточности, позволяет обеспечить выработку управленческих решений на всех уровнях управления, обеспечить контроль и регулирование хозяйственных процессов, осуществить анализ состояния всей системы управления.
Обратная связь представляет собой движущийся в обратном направлении поток учетной информации, который формируется объектом управления и содержит сведения о выполнении принятых решений (планов), фактическую информацию о хозяйственных процессах. Наблюдение и сбор такой информации осуществляется посредством хозяйственного учета.
Глава 2 Бухгалтерский учет и его значение
2.1 Бухгалтерский учет как основной элемент систематизации информации
Гражданское законодательство рассматривает юридических лиц, осуществляющих свою деятельность, объектом гражданских прав. По нормам ст.48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица в зависимости от целей их создания подразделяются на две группы: коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие организации- юридические лица, которые в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли.
Основой получения прибыли в процессе коммерческой деятельности является имущество, которое предназначено для его деятельности. Оно включает земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
Наличие у организации имущества и его использование для целей извлечения прибыли ведет к возникновению обязательств как со стороны других юридических или физических лиц, так и со стороны самого субъекта хозяйствования по отношению к другим юридическим или физическим лицам. Гражданское законодательство предусматривает право собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству, иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Такими действиями могут быть отчуждение своего имущества в собственность другим лицам, передача им пользования и распоряжения имуществом, оставаясь его собственником, передача имущества в залог и обременение его другими способами, распоряжение им иным способом.
Для получения информации о состоянии имущества и обязательств субъекта организуется бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет- это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.4
Отличия бухгалтерского учета от других видов учета:
Бухгалтерский учет является
системой, которая измеряет параметры
деловой активности и представляет
их в виде отчета и конечных выводов
для принятия решений руководством
компаний. Финансовые отчеты - это документы,
которые предоставляют