Виды центров ответственности: их роль и значение в деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в определении сущности центров ответственности, а также их роли в обеспечении эффективной деятельности предприятия.
Задачи курсовой работы:
изложить общие положения о центрах ответственности;
рассмотреть цели и задачи центров ответственности в управленческом учете;
проанализировать роль центров ответственности в деятельности организации «Magic Box»

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и значение центров ответственности в управленческом учете предприятия. 5
1.1 Понятие, цели и задачи центров ответственности. 5
1.2 Классификация центров ответственности. 9
Глава 2. Организация управленческого учета по центрам ответственности «Magic Box» 15
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия. 15
2.2 Организация учета затрат предприятия по центрам ответственности 18
Библиографический список 23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по УУ.docx

— 93.69 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина

 

Факультет  Экономики и управления

Специальность/направление  подготовки Налоги и налогообложение

Дисциплина  Бухгалтерский (управленческий) учет

Кафедра бухгалтерского учета

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Виды центров ответственности: их роль и значение в деятельности предприятия»

 

 

 

Автор работы:

Студент 3 курса

очная  форма  обучения

Бологова Любовь Владимировна

подпись_____________________

 

Руководитель  работы:

Должность, звание____________

Ф.И.О.______________________

Оценка______________________

Подпись_____________________

«___» _______________20_____ г.


 

 

 

 

 

 

Саратов 2012 г.

Содержание

 

Введение 3

         Глава 1. Сущность и значение центров ответственности в управленческом учете предприятия. 5

1.1 Понятие, цели и  задачи центров ответственности. 5

1.2 Классификация центров  ответственности. 9

          Глава 2. Организация управленческого учета по центрам ответственности «Magic Box» 15

2.1 Организационно –  экономическая характеристика предприятия. 15

2.2 Организация учета  затрат предприятия по центрам  ответственности 18

Библиографический список 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Эффективность достижения целей организации, реализации её стратегии, взаимодействие с внешней  средой в значительной мере определяются правильностью построения системы  управления организацией.    

Организация учёта по центрам ответственности  позволяет  децентрализовать управление затратами, наблюдать за их формированием  на всех уровнях управления, использовать специфические методы контроля расходов с учётом особенностей деятельности каждого подразделения, выявлять виновников непроизводительных затрат и, в конечном итоге, существенно повысить экономическую  эффективность хозяйственной деятельности. Система такого учёта обеспечивает выход на общие результаты, итоги  затрат и объёмы деятельности по предприятию  в целом.

Выделение центров ответственности  и мест возникновения затрат является необходимым  условием постановки на предприятии  квалифицированной системы управленческого учёта. 

Актуальность выбранной темы заключается  в том, что контроль за эффективностью деятельности организации в целом независимо от того, какая форма организации принята, требует определения результативности деятельности ее отдельных сегментов, учет по центрам ответственности является одной из подсистем, обеспечивающих внутрифирменное управление. Именно поэтому, выделение центров ответственности является основой управления подразделениями организации, бюджетирования, управления ключевыми аспектами, способствующими эффективному управлению бизнесом.

Цель курсовой работы состоит в определении сущности центров ответственности, а также их роли в обеспечении эффективной деятельности предприятия.

Задачи курсовой работы:

  1. изложить общие положения о центрах ответственности;
  2. рассмотреть цели и задачи центров ответственности в управленческом учете;
  3. проанализировать роль центров ответственности в деятельности организации «Magic Box»;

Объект исследования – финансового – хозяйственная деятельность предприятия.

Предмет исследования – роль центров ответственности в деятельности предприятия.

Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составили труды  отечественных и зарубежных ученых-экономистов  по проблемам теории и методологии  управленческого учета, а также управленческого анализа и контроля.

В ходе исследования были использованы  интернет-ресурсы по исследуемой  теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и значение центров ответственности в управленческом учете предприятия.

1.1. Понятие, цели и задачи центров ответственности.

 

Важным моментом в развитии калькуляционного учета можно считать организацию  учета затрат в разрезе центров  ответственности. Центры ответственности  были задуманы как новое дополнение к системе учета стандарт-кост. Такая организация учета стала  давать возможность использовать возникающие  отрицательные и положительные  отклонения фактических затрат от стандартных  при оценке работы тех или иных менеджеров. Это привело к формированию американским ученым Дж. Хиггинсом  концепции учета затрат по центрам  ответственности. Обосновывая необходимость  организации такой системы учета  в 1952 г., он писал, что учет по центрам  ответственности — это система бухгалтерского учета, которая перекраивается организацией так, что затраты аккумулируются и отражаются в отчетах на определенных уровнях управления.1 С именем Дж. Хиггинса также связано знаменитое его правило: каждую структурную единицу предприятия обременяют те, и только те расходы или доходы, за которые она может отвечать и которые контролирует.

Учет по центрам ответственности, разработанный как поведенческий  учет, являлся одной из подсистем, обеспечивающих внутрифирменное управление. Выделение центров ответственности  позволяло существенно повысить эффективность производственного  учета, контроля и управления.

Ключевым  в учете по центрам ответственности  является понятие «центр ответственности» — это подразделение организации, выделенное на основе ее организационной  структуры, в котором контролируется появление затрат и получение доходов, а также определяется степень ответственности определенного физического лица за показатели своей работы.2

Для каждого центра ответственности  должны быть определены цели и задачи, в том числе и учетные, то есть какая информация, с какой периодичностью, куда и кем должна предоставляться.

Цель учета по центрам ответственности  состоит в обобщении данных об издержках обращения и результатов  деятельности по каждому центру ответственности  с тем, чтобы возникающие отклонения можно было отнести на конкретное лицо.

С позиции управления деление предприятия  на центры ответственности должно определяться спецификой конкретной ситуации и отвечать следующим основным требованиям:

  • центры ответственности необходимо увязать с производственной и организационной структурой предприятия:
  • во главе каждого центра ответственности должно быть ответственное лицо — менеджер;
  • в каждом центре ответственности должен быть показатель для измерения объема деятельности и база для распределения затрат;
  • необходимо четко определить сферу полномочий и ответственности менеджера каждого центра ответственности. Менеджер отвечает только за те показатели, которые он может контролировать;
  • для каждого центра ответственности необходимо установить формы внутренней отчетности;
  • менеджеры центра ответственности должны принимать участие в проведении анализа деятельности центра за прошлый период и составлении планов (бюджетов) на предстоящий период.3

Кроме того, при делении предприятия  на центры ответственности необходимо учитывать социально-психологические  факторы, которые могут повлиять на мотивацию руководителей соответствующих  центров.

Выделение центров ответственности  предполагает наличие механизма  распределения ответственности. Поэтому  информация должна предоставляться  по иерархическому принципу. Установление ответственности — понятие не ограничительное, а конструктивное. Оно позволяет делегировать полномочия, а это непременное условие  эффективного управления любым значительным по масштабу предпринимательским делом  без отказа от общего контроля со стороны  высшего руководства.

Установление ответственности  за издержки является непростой задачей. В системе внутреннего производственного  учета формируется, прежде всего, информация об издержках производства, которые  являются одним из основных объектов учета. Управление издержками происходит через деятельность людей. Именно люди, участвующие в процессе управления, должны отвечать за целесообразность возникновения того или иного  вида расходов. Поэтому центр ответственности  — это структурный элемент  предприятия, его экономический  субъект, в пределах которого менеджер несет ответственность за целесообразность понесенных расходов. Администрация  сама решает, в каком разрезе классифицировать затраты, насколько детализировать места их возникновения и как  их увязать с центрами ответственности.

В практике управленческого учета  распространено также понятие «центр финансовой ответственности». Его определение  идентично с понятием «центр ответственности», но несколько уже, так как связано  со специальной сферой управленческого  учета — бюджетированием.4

Типы центров финансовой ответственности  аналогичны типам центров ответственности:

    • центр инвестиций, имеет право управлять как оборотным, так и внеоборотным капиталом, в том числе осуществлять инвестиции;
    • центр прибыли, отвечает за сумму заработанной прибыли;
    • центр маржинальной прибыли, несет ответственность за приносимый им маржинальный доход (т.е. за разницу между выручкой и переменными затратами);
    • центр дохода (центр выручки), отвечает за доход, который он приносит фирме в процессе своей деятельности;
    • центр затрат, отвечает только за произведенные затраты.

Кроме того, можно выделить и другие группировочные признаки центров финансовой ответственности:

  • по уровню управления они делятся на корпоративные предприятия, подразделения и др.;
  • по целеполаганию — на стратегические, тактические и оперативные;
  • по месту во внутрипроизводственной кооперации труда — на центры ответственности основного, вспомогательного производства, функциональных отделов;
  • по степени совпадения с местами возникновения затрат—на совпадающие и несовпадающие и т.д.
  • Причем на разных этапах организации учета по центрам ответственности используются разные квалификационные группы. Например, при предварительном выделении центров ответственности необходимо определить, к чему они будут «привязаны»:
  • к технологическим операциям, материальному потоку;
  • к функциям и месту во внутрипроизводственной кооперации;
  • хозяйственному механизму и др.

На последующих этапах необходимо выбрать тип по степени экономической  свободы для каждого центра ответственности, вариант их сочетаний и др. Могут  использоваться на предприятии разные сочетания центров ответственности.

Смысл создания центров ответственности  состоит в более четкой организации  контроля и регулировании затрат как функции управления, а также  обеспечении четкой персонифицированной  ответственности за уровень отдельных  расходов и затрат на предприятии. Суть этого процесса состоит в сопоставлении  достигнутых результатов с запланированными (или с нормами), анализе причин отклонения, установлении ответственных  за эти отклонения и принятии необходимых  корректирующих мер.5

 

1.2 Классификация  центров ответственности.

 

Опыт зарубежных предприятий свидетельствует  о том, что чаще всего центры ответственности  классифицируют по объему полномочий и обязанностей соответствующих  менеджеров. При классификации центров  ответственности по этому признаку наиболее часто встречается выделение  четырех типов центров ответственности: центры затрат», центры доходов», центры прибыли» и центры инвестиций». Однако некоторые авторы в качестве центров  ответственности выделяют также  центры капитальных вложений, центры продаж, центры налогов, а также центры контроля и управления. По задачам  и функциям центры ответственности  обычно рассматриваются как «основные» и обслуживающие»6.

Рассмотрим первым центр  ответственности, руководитель которого обладает наименьшими (в сравнении  с другими видами центров ответственности) управленческими полномочиями и, как следствие, — несет наименьшую ответственность за полученные результаты. Таким центром ответственности является центр затрат, который представляет собой подразделение внутри предприятия, чей руководитель отвечает лишь за произведенные затраты. Система управленческого учета нацелена в этом случае лишь на измерение и фиксацию затрат на входе в центр ответственности. Результаты деятельности центра ответственности (объем произведенной продукции, оказанных услуг, выполненных работ) не учитываются, тем более, что во многих случаях измерять эти результаты либо невозможно, либо ненужно.

Что касается центров доходов, то это центры ответственности, представляющие собой структурные единицы, подразделения, руководители которых несут ответственность только за доход, полученный данным подразделением, но не могут контролировать прибыль, если центр реализации результатов деятельности вне их компетенции. Примером может послужить отдел оптовых продаж торговой организации, отдел распространения в издательстве и т.д. Деятельность руководителей подобных подразделений обычно оценивается на основе заработанных ими доходов, поэтому задачей управленческого учета в данном случае будет фиксация результатов деятельности центров ответственности на выходе. Руководители центров доходов, как и центров затрат, могут отвечать за достижение нефинансовых целей, например, за обеспечение возможности конкурировать лишь на тех рынках, где их фирма занимает первую или вторую позицию по продажам.

Информация о работе Виды центров ответственности: их роль и значение в деятельности предприятия