Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 00:13, курсовая работа
В промышленности постоянно увеличивается потребление товарно-материальных ценностей в производстве. Это обусловливается постоянным расширением производства, значительным удельным весом материальных затрат в себестоимости продукции и ростом цен на ресурсы. Например, удельный вес указанных затрат в себестоимости продукции машиностроения составляет свыше 60% , в легкой и химической промышленности – 70 – 90%.
Необходимым условием выполнения планов по производству продукции, снижению ее себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьем и материалами необходимого ассортимента и качества.
На склады организации поступают также материалы, полученные от ликвидации основных средств, предметов; неиспользованные материалы и т.д. Они приходуются на склады по накладным-требованиям на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (форма М-11). Накладные-требования составляются в двух экземплярах материально ответственным лицом склада, который сдает ценности. Один экземпляр остается у сдатчика (склада) и служит основанием для списания ценностей, а второй (по которому они приходуются) - у получателя (склада) для учета возврата материалов, ранее отпущенных в производство.
На поступившие материалы в ЗАО «Миран» выписывается приходный ордер (см. приложение 10) и заводится карточка складского учета(см.приложение 11).
Принятие материалов на ответственное хранение подтверждается бухгалтерскими (учетными) документами (ТТН, служебными записками о принятии материалов на ответственное хранение, актами приемки материалов на ответственное хранение и т.д.). Кроме того, при принятии материалов на ответственное хранение оформляются приходные ордера особого образца.
В целях эксплуатации транспортных средств организация приобретает нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ). Основанием для оприходования нефтепродуктов служит Отчет о реализации нефтепродуктов и отчет по отпуску нефтепродуктов по электронным картам и оказанию услуг. В случае приобретения нефтепродуктов за наличный расчет составляется авансовый отчет, к которому подкладывается кассовый чек, выданный автозаправочной станцией на территории Республики Беларусь, на котором должны быть разборчиво написаны наименование, цена, количество и сумма приобретенного товара, дата продажи.
Документальное оформление поступления предметов на складе организации ведут аналогично учету материалов. Предметы, поступившие от поставщиков, приходуются на основании сопроводительных документов (товарных и товарно-транспортных накладных, счетов поставщиков и т.п.). В целях усиления контроля за их сохранностью производится маркировка специальной одежды, обуви, инвентаря, постельных принадлежностей и других предметов. Маркировку производят несмываемой краской, клеймением, прикреплением жетонов. Она обычно содержит информацию о наименовании организации или его фирменный знак.
Все первичные документы по приходу и расходу материальных ценностей по окончании месяца материально-ответственные лица сдают в бухгалтерию, где они, прежде всего, подвергаются контролю по существу операций и правильности их оформления. В бухгалтерии, в частности, проверяют наличие реквизитов, подписей, арифметические подсчеты, особое внимание при этом обращается на законность операций.
Записи в приходных
ордерах сверяются с
При обработке документов после проверки работниками бухгалтерии они подвергаются таксировке. Затем все приходно-расходные документы группируются по синтетическим счетам, субсчетам и в разрезе установленных отдельных групп и подгрупп материалов по учетным ценам. Итоги подсчетов этих документов записываются в накопительные ведомости синтетического учета материалов.
Выбытие (списание) материалов со складов происходит в основное производство для изготовления продукции (работ, услуг), т.е. для создания новой потребительской стоимости, либо для выполнения работ или оказания услуг. Вместе с тем выбытие материалов может быть связано: с реализацией (продажей ненужных ТМЦ); с передачей в уставный фонд других субъектов хозяйствования; с безвозмездной передачей (передачей по договору дарения); при списании недостач, выявленных в результате проведения инвентаризации или образованных в результате стихийных бедствий и др. чрезвычайных обстоятельств (рисунок 2.2) [27, с. 342] .
Отпуск материалов в производство в ЗАО «Миран» оформляется первичными учетными документами, содержащимися в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством промышленности Республики Беларусь – лимитно-заборными картами, разовыми накладными на внутреннее перемещение материалов (см.приложение12), расходными накладными (см.приложение13), актами на замену (дополнительный отпуск) материалов, отпуск материалов может оформляться непосредственно в карточках количественно-сортового учета и другими документами. Исходя из конкретных условий деятельности организации последняя может, помимо форм первичных учетных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, применять самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов по отпуску материалов в производство. При этом указанные формы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные статьей Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», а также назначение: номер (шифр) и (или) наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого отпускаются материалы, либо номер (шифр) и (или) наименование затрат.
Отпуск материалов со склада на производство осуществляется на основе предварительно установленных лимитов. Отпуск материалов сверх лимита, а также замена материалов производятся при наличии разрешения руководителя или лиц, им на то уполномоченных. На документах указываются причины сверхлимитного отпуска материалов или замены.
На фактически израсходованные материалы цех - получатель материалов составляет акт расхода, в котором указываются наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, номер (шифр) и (или) наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого они израсходованы, либо номер (шифр) и (или) наименование затрат, количество и сумма по нормам расхода, количество и сумма расхода сверх норм и их причины(см.приложение14). На основании вышеуказанных документов в ЗАО «Миран» составляется ведомость расхода материалов (см.приложение 15,16).
Отпуск материальных ценностей со склада для собственных нужд организации производится по расходным требованиям-накладным, раздаточным ведомостям и др.
После отпуска материалов первый экземпляр расходного требования-накладной, раздаточной ведомости не позднее следующего рабочего дня, передается в бухгалтерию организации, второй экземпляр остается у кладовщика и служит основанием для осуществления записи по движению материальных ценностей на складе в момент осуществления этого движения.
Канцтовары списываются на основании «Ведомости выдачи канцтоваров», в которой указываются наименование канцтоваров, фамилия работников и количество выданных канцтоваров.
Приобретенные горюче-смазочные материалы (бензин, дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ) списываются на основании путевых листов легковых и грузовых автомобилей, оформленных в установленном порядке за отчетный период, и требований на получение масел с отметкой о пробеге автомобиля с момента последней заправки. При отсутствии подтверждающих документов на приобретение горюче-смазочных материалов списание топлива и масел на себестоимость не производится. По данным путевых листов на протяжении месяца ведутся накопительные карточки учета расхода топлива по отдельным автомобилям и материально-ответственным лицам.
Списание горюче-смазочных материалов, использованных в отчетном периоде для профилактики и ремонта автомобилей, производится на основании утвержденных норм на такие виды работ, лимитно-заборных карт, накладных на отпуск горюче-смазочных материалов или актов на проведение таких работ, утвержденных руководителем организации или лицами, им на то уполномоченными.
Основанием для выдачи
Аналитический учет материалов (количественный и суммовой учет) ведется на основе использования:
- оборотных ведомостей;
- сальдовым методом.
Учет ведется в разрезе каждого склада, подразделения, других мест хранения материалов, а внутри них - в разрезе каждого наименования (номенклатурного номера), групп материалов, субсчетов и синтетических счетов бухгалтерского учета.
Учет материалов в организациях может вестись с использованием оборотных ведомостей.
Предусмотрено два варианта учета материалов с использованием оборотных ведомостей:
1. Вариант - с ведением карточек учета материалов
В бухгалтерской службе ЗАО «Миран» ведутся карточки учета материалов (см.приложение 16), которые открываются на каждое наименование (номенклатурный номер) материалов. В карточках бухгалтер отражает движение материалов (приход, расход) на основании первичных учетных документов (приходных, расходных, на внутренние перемещения), сдаваемых в бухгалтерскую службу складами и подразделениями. Таким образом, в бухгалтерской службе дублируется складской учет с той лишь разницей, что в бухгалтерской службе ведется количественный и суммовой учет, а на складах и подразделениях - только количественный учет. В карточках учета материалов ежемесячно выводятся обороты за месяц и остатки на начало следующего месяца. На основании карточек в бухгалтерской службе ежемесячно составляются оборотные ведомости материалов отдельно по каждому складу и подразделению.
В оборотных ведомостях указываются:
- номенклатурный номер
материала (в случае его
- наименование материала
с указанием отличительных
- единица измерения;
- цена;
- остаток на начало месяца - количество и сумма;
- приход за месяц - количество и сумма;
- расход за месяц - количество и сумма;
- остаток на конец месяца - количество и сумма (см. приложение13)
В каждой оборотной ведомости выводятся итоги сумм по каждой странице, по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и общий итог по складу (подразделению). Группировка материалов по субсчетам и синтетическим счетам бухгалтерского учета должна обеспечиваться системой кодирования номенклатурных номеров материалов, которые должны содержать соответствующие отличительные признаки. На основе указанных оборотных ведомостей составляется сводная оборотная ведомость, в которую переносятся итоги оборотных ведомостей складов и подразделений по группам, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и подразделениям в целом. Отдельно учитывается движение (образование и распределение) и остатки транспортно-заготовительных расходов. Сводные оборотные ведомости сверяются с данными синтетического учета материалов. Кроме того, ежемесячно производится сверка данных в карточках, ведущихся в бухгалтерской службе, с данными в карточках складов и подразделений.
Вариант 2 - без ведения карточек учета материалов.
По данному варианту учета карточки аналитического учета в бухгалтерской службе не ведутся, все приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам, по ним подсчитываются итоговые данные за месяц по приходу и отдельно по расходу, которые записываются в оборотную ведомость. Оборотные ведомости и сводные оборотные ведомости ведутся так же, как в первом варианте. Остатки в оборотных ведомостях сверяются с остатками, выведенными в карточках складов и подразделений.
Сальдовый метод учета материалов заключается в том, что в бухгалтерии организации не ведется количественный и суммовой учет движения (прихода и расхода) материалов в разрезе их номенклатуры и не составляются оборотные ведомости по номенклатуре материалов. Учет движения материалов ведется в разрезе групп, субсчетов и балансовых счетов материалов бухгалтерской службой только в денежном выражении, определяемом исходя, как правило, из учетных цен. Отдельно учитываются движение (образование и распределение) и остатки транспортно-заготовительных расходов. Материально ответственные лица складов (подразделений) на основании первичных документов ведут количественный учет материалов в карточках или книгах складского учета, а в случаях, если в бухгалтерской службе учет материалов ведется по сальдовому методу, карточки заполняются по форме оборотной ведомости, с указанием по каждой операции по приходу и расходу цены, количества и суммы, остатки выводятся соответственно по количеству и сумме. Сотрудник, ведущий бухгалтерский учет материалов по данному складу (подразделению), принимает первичные учетные документы от материально ответственных лиц, проверяет их, сверяет с документами каждую запись в карточках (книгах) складского учета и подтверждает это своей подписью непосредственно на карточках (книгах). Одновременно проверяет правильность выведения остатков. Количественные остатки материалов на первое число каждого месяца на основании выверенных карточек складского учета по каждому номенклатурному номеру переносятся в сальдовую ведомость сотрудником бухгалтерской службы или заведующим складом. По складам в качестве сальдовой ведомости может использоваться материальный отчёт, представляемых этими складами вместе с первичными учетными документами (см.приложение17). Остатки материалов, записанных в сальдовой ведомости, таксируются по каждому номенклатурному номеру. Суммы остатков записываются в следующей графе сальдовой ведомости. Затем выводятся суммовые итоги остатков по группам материалов, субсчетам, синтетическим счетам и общий итог по складу (подразделению) в целом. Сальдовая ведомость составляется по той же форме, что и оборотная ведомость, за исключением оборотов (прихода и расхода), и хранится в бухгалтерской службе.