Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:45, реферат
Целью данной работы стало изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить понятие, роль, структуру современных внебюджетных фондов
2) изучить источники формирования и механизм работы основных и специальных внебюджетных фондов РФ.
3) Дать обзор современного состояния социальных
Введение….………………………………………………………………………….….3
Глава 1. Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ…...5
1.1. Социально - экономическая сущность внебюджетных фондов, причины
их возникновения ………………………………………………………….5
1.2.Виды внебюджетных фондов, их классификация, источники
Формирования и задачи …………………………………………………..10
1. 2.1. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) ………….….……12
1.2.2. Фонд социального страхования (ФСС)… ……………………….……16
1.2.3. Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) ….………21
Глава 2. Аналитическая часть…………………………………………………….….29
2.1. Анализ бюджетов внебюджетных фондов РФ в 2007г………………….29
2.2. Структура и динамика поступления доходов во внебюджетные фонды
РФ в 2007 – 2008 гг ………………………………………………………. 31
2.3. Проекты бюджетов социальных внебюджетных фондов……...….…….36
2.3.1. Проект бюджета ПФР…………………………………………..…….…36
2.3.2. Проект бюджета ФОМС……………..………………………………….38
2.3.3. Проект бюджета ФСС……………………..…………………………….41
Глава 3. Проблемы внебюджетных фондов и пути их решения………..………….46
3.1. ПФР…………………………………………………………………………46
3.2.ФФОМС……………………………………………………………………..51
3.3. ФСС…………………………………………………………………………55
Заключение ……….…………………………………………..………………….……57
Список литературы
Содержание
Введение….……………………………………………………
Глава 1. Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ…...5
1.1. Социально - экономическая сущность внебюджетных фондов, причины
их возникновения ………………………………………………………….5
1.2.Виды внебюджетных фондов, их классификация, источники
Формирования и задачи ……………………
1. 2.1. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) ………….….……12
1.2.2. Фонд социального страхования (ФСС)… ……………………….……16
1.2.3. Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) ….………21
Глава 2. Аналитическая часть…………………………………………………….….29
2.1. Анализ бюджетов внебюджетных фондов РФ в 2007г………………….29
2.2. Структура и динамика поступления доходов во внебюджетные фонды
РФ в 2007 – 2008 гг ………………………………………………………. 31
2.3. Проекты бюджетов социальных внебюджетных фондов……...….…….36
2.3.1. Проект бюджета ПФР…………………………………………..…….…36
2.3.2. Проект бюджета ФОМС……………..………………………………….38
2.3.3. Проект бюджета ФСС……………………..…………………………….41
Глава 3. Проблемы внебюджетных фондов и пути их решения………..………….46
3.1. ПФР………………………………………………………………………
3.2.ФФОМС………………………………………………………
3.3. ФСС………………………………………………………………………
Заключение ……….………………………………………
Список литературы ……………..…………………………….………………………59
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.
Прежняя хозяйственная система аккумулировала в Государственном бюджете практически все финансовые ресурсы государства. Высокая степень концентрации и централизации финансов имела свои преимущества, главные из которых заключались в возможности мобилизации значительных финансовых ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных территорий, сфер, отраслей или межотраслевых комплексов. Однако недостатком такой централизации финансовых средств было малоэффективное их использование в масштабе всей хозяйственной системы и отдельных объектов финансирования.
На историческом переходе от одной хозяйственной системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений, взаимообуславливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей.
К числу социальных фондов относятся: Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ. Эти фонды называются внебюджетными социальными фондами потому, что созданы в целях эффективной реализации социальных задач, а именно: финансирования выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания.
Актуальность темы курсовой работы заключается в современных условиях перехода к рыночной экономике, используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.
Целью данной работы стало изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить понятие, роль, структуру современных внебюджетных фондов
2) изучить источники формирования и механизм работы основных и специальных внебюджетных фондов РФ.
3) Дать обзор современного состояния социальных внебюджетных фондов РФ.
4) Выявить проблемы в работе внебюджетных фондов.
5) Провести анализ проектов бюджетов внебюджетных фондов на 2009 – 2010гг.
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым порядком.
Внебюджетные фонды - один из методов
перераспределения
Переход к рыночным отношениям в нашей стране осложняется глубоким кризисом, поразившим практически все сферы и отрасли экономики. Базовые отрасли народного хозяйства требуют замены изношенного оборудования, реконструкции и расширения основных производственных фондов; легкая и пищевая промышленность фактически нуждаются в своем возрождении; существует огромная потребность в поддержке и развитии сельского хозяйства и связанной с ним перерабатывающей промышленности и т.д. Все это сопровождается нарастанием кризиса в финансовой области: растут темпы инфляции, увеличивается дефицит бюджетов, огромных размеров достиг внутренний и внешний долг страны. В этих условиях стремительно падает жизненный уровень народа, особенно социально незащищенных его слоев.
Таким образом, существует реальная потребность в значительных объемах ресурсов и целесообразность их концентрации на государственном (территориальном) уровне, ибо предполагаемые к проведению мероприятия отвечают общим социально-экономическим, межотраслевым, межреспубликанским и т.п. интересам.
Первоначально внебюджетные
фонды появились в виде специальных
фондов или особых счетов задолго
до возникновения единого централь
В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема таких фондов, вызванная новыми задачами и функциями, стоящими перед государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его предпринимательской деятельности. Множественность фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах - нехватка средств, в других - избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. В западных странах число таких фондов колеблется от 30 до 80.
С укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом превращается в закон, обязательный к исполнению [ Закон № 3].
При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов. Таким образом определился состав внебюджетных фондов :
Пенсионный фонд РФ (ПФР) был создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.
Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.
Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования и социального страхования населения, с одной стороны, являются финансовыми сегментами, выделенными из бюджета для самостоятельного, более эффективного функционирования, с другой — приняли форму страховых фондов. Фонд социального страхования изначально был — и по форме, и по сути — страховым фондом под патронажем профсоюзов.
Область перераспределения
бюджетных средств гораздо
Но условий для
экономической самостоятельност