Внебюджетные фонды Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального
дохода государства в пользу определенных социальных групп населения.
Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования
своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами,
используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две
важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер
экономики и расширение социальных услуг населению.

Вложенные файлы: 1 файл

Внебюджетные фонды Российской Федерации.doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)

налоговую базу.

    Для налогоплательщиков трудности  соблюдения налогового законодательства

и законодательства, связанного с социальным страхованием и уплатой  платежей

(взносов) в государственные  социальные  внебюджетные  фонды,  дополнительно

усугублялись несовпадением правил определения налоговой базы по  подоходному

налогу и  взносам  в  каждый  из  этих  фондов,  имеющих  свои  особенности.

Соответственно, точное соблюдение законодательства требовало  дополнительных

административных и финансовых ресурсов. Не совпадали также порядок  и  сроки

уплаты этих налогов и сборов.

    Одно  из   направлений   мобилизации   средств,   предназначенных   для

финансирования  мероприятий  по  государственному  социальному  страхованию,

связано с совершенствованием работы по  учету  и  контролю  за  поступлением

страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

    Идея  введения  единого  социального  налога,  т.е.  объединения   всех

страховых взносов, возникла  еще  в  1998 г.,  когда  Госналогслужба  России

(ныне  — Министерство по  налогам  и  сборам РФ)  предложила  при  сохранении

механизма  сбора  страховых  взносов   в   социальные   внебюджетные   фонды

установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу  и  передать

функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения  из-

за  их  не  совершенства  оказались  невостребованными,  и  вопрос   остался

открытым.

    Теперь  же  после  принятия  части  второй  Налогового   кодекса РФ   и

Федерального закона от 5 августа 2000 г.  № 118-ФЗ  “О введении  в  действие

части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений  в

некоторые законодательные акты Российской Федерации о  налогах”  с  1 января

2001 года вступил в  силу  новый  порядок  исчисления  и  уплаты  взносов  в

государственные  социальные  внебюджетные  фонды.  Главой  24  части  второй

Налогового кодекса РФ был введен единый социальный налог (ЕСН).[11.с.50-53]

    В  составе  ЕСН  консолидированы  взносы  в   Пенсионный   фонд,   Фонд

социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования  —  с

целью мобилизации средств для реализации права  граждан  на  государственное

пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

    Сумма единого социального налога  должна исчисляться налогоплательщиками

отдельно по каждому социальному внебюджетному фонду (ПФР, ФСС,  Федеральному

и территориальным ФОМС)  и,  скорее  всего,  будет  перечисляться  на  счета

фондов отдельными платежными поручениями.

    Ставки единого социального налога  указаны в следующей таблице:

|Налог.    |Пенсионный |Фонд         |Фонды         |             |Итого  |

|База  на   |фонд РФ    |социального  |обязательного |             |       |

|кажд. Отд.|           |страхования  |              |             |       |

|          |           |Российской   |медицинского  |             |       |

|Раб-ка    |           |Федерации    |страхования   |             |       |

|нарастающи|           |             |              |             |       |

|м  итогом с|           |             |              |             |       |

|нач. года |           |             |              |             |       |

|          |           |             |Федеральный   |Территориальн|       |

|          |           |             |фонд          |ые  фонды     |       |

|1         |2          |3            |4             |5            |6      |

|До 100 000|28,0%      |4,0%         |0,2%          |3,4%         |35,6%  |

|руб.      |           |             |              |             |       |

|От 100001 |28000 р. + |4000р.+2,2%  |200 руб. +    |3400руб.+1,9%|35600  |

|руб.      |15,8% с    |с суммы,     |0,1% с суммы, |             |руб. + |

|до 300000 |суммы,     |превыш.      |              |с суммы,     |       |

|руб.      |превыш.    |100000 руб.  |превыш.       |превыш.      |20,0% с|

|          |100000     |             |100000        |100000       |суммы, |

|          |руб.       |             |руб.          |руб.         |       |

|          |           |             |              |             |превыш |

|          |           |            |              |             |100000 |

|          |           |             |              |             |       |

|          |           |             |              |             |руб.   |

|От 300001 |59600 руб. |8400 руб. +  |400 руб. +    |7200 руб. +  |75600  |

|руб. до   |+          |1,1%         |0,1%          |0,9%         |руб. + |

|600000    |7,9%       |с суммы,     |с суммы,      |с суммы,     |       |

|руб.      |с суммы,   |превышающей  |превышающей   |превышающей  |10,0%  |

|          |превышающей|300000       |300000        |300000       |с      |

|          |           |руб.         |руб.          |руб.         |суммы, |

|          |300000     |             |              |             |       |

|          |руб.       |             |              |             |превыша|

|          |           |             |              |             |ющей   |

|          |           |             |              |             |300 000|

|          |           |             |              |             |       |

|          |           |             |              |             |руб.   |

|Свыше     |83300 руб. |11700 руб.  |700 руб.      |9900руб.     |105600 |

|600000    |+          |             |              |             |       |

|руб.      |2,0%       |             |              |             |руб. + |

|          |с суммы,   |             |              |             |       |

|          |превышающей|             |              |             |2,0%   |

|          |           |             |              |             |с      |

|          |600000 руб.|             |              |             |суммы, |

|          |           |             |              |             |       |

|          |           |             |              |             |превыша|

|          |           |             |              |             |ющей   |

|          |           |             |              |             |600000 |

|          |           |             |              |             |       |

|          |           |             |              |             |руб.   |

 

 

    Величина единого социального  налога в части,  касающейся  зачисления  в

Пенсионный фонд РФ, разделяется на единый социальный налог (взнос),  который

идет  в  федеральный   бюджет   фонда   для   финансирования   страховой   и

накопительной пенсии, и  страховые  взносы  (сборы),  зачисляемые  в  бюджет

фонда для  финансирования  страховой  и  накопительной  пенсии.  Все  вместе

составляет 28% от фонда оплаты труда.

    Первая часть обезличена и  составит  14%  от  фонда  оплаты  труда.  Она

отчисляется предприятием в бюджет, оттуда поступает в ПФР, который,  в  свою

очередь, обязуется тут же выплачивать из этих денег базовую  пенсию  россиян

(450 рублей). Другие 14% пойдут на выплату  страховой и накопительной  частей

пенсий – 8-12% и  2-6%  соответственно.  Эти  деньги  за  каждого  работника

предприятие будет перечислять непосредственно в  ПФР,  который  и  будет  их

инвестировать (до 2003 года, дальше право инвестирования  перейдет  к  самим

работникам).

    Однако  следует  отметить,  что  начисленный  ЕСН   ежемесячно   должен

уменьшаться  на  сумму  страховых  взносов,  уплаченных  в  Пенсионный  фонд

(половина  пенсионной части ЕСН – 14%). Чтобы  у фонда не возникло сомнений  в

том, что налогоплательщики, вычтя из ЕСН 14%, уплатили  взнос  в  ПФР,  было

решено производить  сверку  начислений   ЕСН  и  выплат  пенсионных  взносов

ежемесячно, не позднее 15-го числа каждого месяца. То есть, если  по  итогам

месяца сумма, на которую уменьшен ЕСН, окажется  больше  страхового  взноса,

уплаченного в ПФР, то  с  15-го  числа  следующего  месяца  налогоплательщик

будет облагаться штрафом – еще  14%.  Однако  из-за  несоответствия  момента

начисления ЕСН (происходит одновременно с  начислением  зарплаты,  а  значит

применяется и вычет по ЕСН) и страхового взноса  в  ПФР  (уплата  происходит

позже 15-го числа каждого месяца)  сумма  вычета  заведомо  окажется  больше

уплаченного взноса, поэтому применять налоговый  вычет  будет  нельзя,  а  в

итоге налоговая нагрузка на фонд заработной платы вырастет на  14%;  а  если

все-таки применять вычет, то это нарушение закона, и вместо 36,5% ЕСН  будут

платить по ставке 50%.

    Еще одна «техническая недоработка»  закона – невозможность вычета  из ЕСН

более половины суммы всех месячных пенсионных взносов (то есть более 14%  от

фонда оплаты труда). Например, если налогоплательщик  в  январе  направил  в

Пенсионный фонд 10% от фонда оплаты труда и, соответственно,  вычел  из  ЕСН

столько же, то в следующем месяце,  заплатив  полностью  14%  за  февраль  и

оставшиеся 4% за январь, он не сможет вычесть  из  ЕСН  18%  -  только  14%.

Таким образом, 4% будут просто-напросто «съедены» бюджетом.

    Судя по этому, можно будет  ожидать, что легализовывать зарплату  теперь

будет еще более невыгодно, чем раньше.

    Воспользоваться правом на уменьшение   налога,  как  и  прежде,  смогут

только те организации, в  которых  заработная  плата  в  расчете  на  одного

работника   составляет  свыше  100тыс.  рублей.  При  этом  налоговая   база

организаций, имеющих право применять регрессивную шкалу  налогообложения  по

ЕСН, в  предыдущем  налоговом  периоде  должна  превышать  30тыс.  рублей  в

расчете на одного человека. Исходя из официальных статистических  данных  об

оплате труда, воспользоваться регрессивной шкалой  по  ЕСН  в  текущем  году

смогут только  организации  нефтедобывающей  и  газовой  промышленности.  На

подходе организации нефтеперерабатывающей промышленности, а  также  банки  и

страховщики.  Организациям  остальных   отраслей,   –   а   их   подавляющее

большинство –  льготная  шкала  недоступна:  уровень  оплаты  труда  наемных

работников слишком низок, в среднем он  составляет  не  более  сорока  тысяч

рублей в год.

    Более того, в 2002 году вводится  пониженная  ставка  на  прибыль(24%),

поэтому становится  экономически  выгодно  выплачивать  зарплату  из  чистой

прибыли предприятия в виде материальной помощи или дивидендов по  акциям.  В

результате  бюджет  ПФР  и  вся  пенсионная  реформа  окажутся  без  единого

социального налога.[4.c52-53]

    Положительным  результатом  стало  выполнение  ежемесячных  заданий  за

январь-март 2001 г. по сбору  ЕСН  во  все  фонды.  Поступления  платежей  в

сравнении с тем же периодом прошлого года увеличились.  Единого  социального

налога, зачисляемого в  федеральный  бюджет,  поступило  за  январь-сентябрь

т.г.  252,2  млрд.  рублей.  Задание  по  указанному  налогу,  установленное

Министерству  в  размере  208,8   млрд.   рублей,   выполнено   на   120,8%.

Перевыполнение составило 43,4 млрд. рублей.

    В 2001 году поступления  единого  социального  налога  и  сумм  в  счет

погашения  задолженности  предыдущих лет  по  взносам   в   государственные

внебюджетные   фонды   (с   учетом   расходов,   произведенных    на    цели

государственного социального страхования) составили 603,2 млрд. рублей.

    Из них поступило:

|в  Пенсионный фонд РФ -                                         |470млрд|

|                                                               |.      |

|                                                               |рублей,|

|в  Фонд социального страхования  РФ                              |73,8   |

|(в  том числе расходы, произведенные налогоплательщиком на нужды|млрд.  |

|государственного  социального страхования, с учетом  сумм        |рублей,|

|возмещения  произведенных расходов, полученных  от               |       |

|исполнительного  органа Фонда - 49,8 млрд. рублей);             |       |

|в  Федеральный фонд                                             |3,8    |

|обязательного  медицинского страхования -                       |млрд.  |

|                                                               |рублей,|

|в  территориальные фонды                                        |55,6   |

|обязательного  медицинского страхования -                       |млрд.  |

|                                                               |рублей.|

 

 

    При этом 566,9 млрд. рублей - единый  социальный  налог  и  36,3  млрд.

рублей - платежи в счет погашения задолженности предыдущих лет по взносам  в

государственные социальные внебюджетные фонды.

    Задание в размере  515,0  млрд.  рублей,  установленное  на  2001  год,

выполнено на 117,1% (603,2 млрд. рублей).[12.]

    Однако,  несмотря  на  то,  что  в  фондах  была   достигнута   высокая

собираемость платежей, все они накопили огромную  недоимку.  Обязанность  по

ее взысканию перешла к  налоговым  органам  на  местах.  Однако  проблему  с

задолженностью по ранее начисленным платежам в государственные  внебюджетные

фонды за короткий промежуток времени решить силами только налоговых  органов

Информация о работе Внебюджетные фонды Российской Федерации