Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 15:34, курсовая работа
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального
дохода государства в пользу определенных социальных групп населения.
Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования
своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами,
используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две
важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер
экономики и расширение социальных услуг населению.
налоговую базу.
Для налогоплательщиков
и законодательства, связанного с социальным страхованием и уплатой платежей
(взносов) в государственные социальные внебюджетные фонды, дополнительно
усугублялись несовпадением правил определения налоговой базы по подоходному
налогу и взносам в каждый из этих фондов, имеющих свои особенности.
Соответственно, точное соблюдение законодательства требовало дополнительных
административных и финансовых ресурсов. Не совпадали также порядок и сроки
уплаты этих налогов и сборов.
Одно из направлений мобилизации средств, предназначенных для
финансирования мероприятий по государственному социальному страхованию,
связано с совершенствованием работы по учету и контролю за поступлением
страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.
Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех
страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России
(ныне — Министерство по налогам и сборам РФ) предложила при сохранении
механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды
установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать
функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-
за их не совершенства оказались невостребованными, и вопрос остался
открытым.
Теперь же после принятия части второй Налогового кодекса РФ и
Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ “О введении в действие
части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” с 1 января
2001 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взносов в
государственные социальные внебюджетные фонды. Главой 24 части второй
Налогового кодекса РФ был введен единый социальный налог (ЕСН).[11.с.50-53]
В составе ЕСН консолидированы взносы в Пенсионный фонд, Фонд
социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования — с
целью мобилизации средств для реализации права граждан на государственное
пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Сумма единого социального
отдельно по каждому социальному внебюджетному фонду (ПФР, ФСС, Федеральному
и территориальным ФОМС) и, скорее всего, будет перечисляться на счета
фондов отдельными платежными поручениями.
Ставки единого социального
|Налог. |Пенсионный |Фонд |Фонды | |Итого |
|База на |фонд РФ |социального |обязательного | | |
|кажд. Отд.| |страхования | | | |
| | |Российской |медицинского | | |
|Раб-ка | |Федерации |страхования | | |
|нарастающи| | | | | |
|м итогом с| | | | | |
|нач. года | | | | | |
| | | |Федеральный |Территориальн| |
| | | |фонд |ые фонды | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|До 100 000|28,0% |4,0% |0,2% |3,4% |35,6% |
|руб. | | | | | |
|От 100001 |28000 р. + |4000р.+2,2% |200 руб. + |3400руб.+1,9%|35600 |
|руб. |15,8% с |с суммы, |0,1% с суммы, | |руб. + |
|до 300000 |суммы, |превыш. | |с суммы, | |
|руб. |превыш. |100000 руб. |превыш. |превыш. |20,0% с|
| |100000 | |100000 |100000 |суммы, |
| |руб. | |руб. |руб. | |
| | | | | |превыш |
| | | | | |100000 |
| | | | | | |
| | | | | |руб. |
|От 300001 |59600 руб. |8400 руб. + |400 руб. + |7200 руб. + |75600 |
|руб. до |+ |1,1% |0,1% |0,9% |руб. + |
|600000 |7,9% |с суммы, |с суммы, |с суммы, | |
|руб. |с суммы, |превышающей |превышающей |превышающей |10,0% |
| |превышающей|300000 |300000 |300000 |с |
| | |руб. |руб. |руб. |суммы, |
| |300000 | | | | |
| |руб. | | | |превыша|
| | | | | |ющей |
| | | | | |300 000|
| | | | | | |
| | | | | |руб. |
|Свыше |83300 руб. |11700 руб. |700 руб. |9900руб. |105600 |
|600000 |+ | | | | |
|руб. |2,0% | | | |руб. + |
| |с суммы, | | | | |
| |превышающей| | | |2,0% |
| | | | | |с |
| |600000 руб.| | | |суммы, |
| | | | | | |
| | | | | |превыша|
| | | | | |ющей |
| | | | | |600000 |
| | | | | | |
| | | | | |руб. |
Величина единого социального налога в части, касающейся зачисления в
Пенсионный фонд РФ, разделяется на единый социальный налог (взнос), который
идет в федеральный бюджет фонда для финансирования страховой и
накопительной пенсии, и страховые взносы (сборы), зачисляемые в бюджет
фонда для финансирования страховой и накопительной пенсии. Все вместе
составляет 28% от фонда оплаты труда.
Первая часть обезличена и составит 14% от фонда оплаты труда. Она
отчисляется предприятием в бюджет, оттуда поступает в ПФР, который, в свою
очередь, обязуется тут же выплачивать из этих денег базовую пенсию россиян
(450 рублей). Другие 14% пойдут на выплату страховой и накопительной частей
пенсий – 8-12% и 2-6% соответственно. Эти деньги за каждого работника
предприятие будет перечислять непосредственно в ПФР, который и будет их
инвестировать (до 2003 года, дальше право инвестирования перейдет к самим
работникам).
Однако следует отметить, что начисленный ЕСН ежемесячно должен
уменьшаться на сумму страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд
(половина пенсионной части ЕСН – 14%). Чтобы у фонда не возникло сомнений в
том, что налогоплательщики, вычтя из ЕСН 14%, уплатили взнос в ПФР, было
решено производить сверку начислений ЕСН и выплат пенсионных взносов
ежемесячно, не позднее 15-го числа каждого месяца. То есть, если по итогам
месяца сумма, на которую уменьшен ЕСН, окажется больше страхового взноса,
уплаченного в ПФР, то с 15-го числа следующего месяца налогоплательщик
будет облагаться штрафом – еще 14%. Однако из-за несоответствия момента
начисления ЕСН (происходит одновременно с начислением зарплаты, а значит
применяется и вычет по ЕСН) и страхового взноса в ПФР (уплата происходит
позже 15-го числа каждого месяца) сумма вычета заведомо окажется больше
уплаченного взноса, поэтому применять налоговый вычет будет нельзя, а в
итоге налоговая нагрузка на фонд заработной платы вырастет на 14%; а если
все-таки применять вычет, то это нарушение закона, и вместо 36,5% ЕСН будут
платить по ставке 50%.
Еще одна «техническая
более половины суммы всех месячных пенсионных взносов (то есть более 14% от
фонда оплаты труда). Например, если налогоплательщик в январе направил в
Пенсионный фонд 10% от фонда оплаты труда и, соответственно, вычел из ЕСН
столько же, то в следующем месяце, заплатив полностью 14% за февраль и
оставшиеся 4% за январь, он не сможет вычесть из ЕСН 18% - только 14%.
Таким образом, 4% будут просто-напросто «съедены» бюджетом.
Судя по этому, можно будет ожидать, что легализовывать зарплату теперь
будет еще более невыгодно, чем раньше.
Воспользоваться правом на
только те организации, в которых заработная плата в расчете на одного
работника составляет свыше 100тыс. рублей. При этом налоговая база
организаций, имеющих право применять регрессивную шкалу налогообложения по
ЕСН, в предыдущем налоговом периоде должна превышать 30тыс. рублей в
расчете на одного человека. Исходя из официальных статистических данных об
оплате труда, воспользоваться регрессивной шкалой по ЕСН в текущем году
смогут только организации нефтедобывающей и газовой промышленности. На
подходе организации нефтеперерабатывающей промышленности, а также банки и
страховщики. Организациям остальных отраслей, – а их подавляющее
большинство – льготная шкала недоступна: уровень оплаты труда наемных
работников слишком низок, в среднем он составляет не более сорока тысяч
рублей в год.
Более того, в 2002 году вводится пониженная ставка на прибыль(24%),
поэтому становится экономически выгодно выплачивать зарплату из чистой
прибыли предприятия в виде материальной помощи или дивидендов по акциям. В
результате бюджет ПФР и вся пенсионная реформа окажутся без единого
социального налога.[4.c52-53]
Положительным результатом стало выполнение ежемесячных заданий за
январь-март 2001 г. по сбору ЕСН во все фонды. Поступления платежей в
сравнении с тем же периодом прошлого года увеличились. Единого социального
налога, зачисляемого в федеральный бюджет, поступило за январь-сентябрь
т.г. 252,2 млрд. рублей. Задание по указанному налогу, установленное
Министерству в размере 208,8 млрд. рублей, выполнено на 120,8%.
Перевыполнение составило 43,4 млрд. рублей.
В 2001 году поступления единого социального налога и сумм в счет
погашения задолженности предыдущих лет по взносам в государственные
внебюджетные фонды (с учетом расходов, произведенных на цели
государственного социального страхования) составили 603,2 млрд. рублей.
Из них поступило:
|в Пенсионный фонд РФ - |470млрд|
|
|
|в
Фонд социального страхования
РФ
|(в том числе расходы, произведенные налогоплательщиком на нужды|млрд. |
|государственного социального страхования, с учетом сумм |рублей,|
|возмещения произведенных расходов, полученных от | |
|исполнительного органа Фонда - 49,8 млрд. рублей); | |
|в
Федеральный фонд
|обязательного медицинского страхования - |млрд. |
|
|в
территориальные фонды
|обязательного медицинского страхования - |млрд. |
|
При этом 566,9 млрд. рублей - единый социальный налог и 36,3 млрд.
рублей - платежи в счет погашения задолженности предыдущих лет по взносам в
государственные социальные внебюджетные фонды.
Задание в размере 515,0 млрд. рублей, установленное на 2001 год,
выполнено на 117,1% (603,2 млрд. рублей).[12.]
Однако, несмотря на то, что в фондах была достигнута высокая
собираемость платежей, все они накопили огромную недоимку. Обязанность по
ее взысканию перешла к налоговым органам на местах. Однако проблему с
задолженностью по ранее начисленным платежам в государственные внебюджетные
фонды за короткий промежуток времени решить силами только налоговых органов