Внебюджетные фонды Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального
дохода государства в пользу определенных социальных групп населения.
Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования
своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами,
используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две
важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер
экономики и расширение социальных услуг населению.

Вложенные файлы: 1 файл

Внебюджетные фонды Российской Федерации.doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)

 

    Цель   медицинского   страхования   -   гарантировать   гражданам   при

возникновении  страхового  случая  получения  медицинской  помощи  за   счет

накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

    Систему медицинского страхования  целесообразно  рассматривать  в  двух

аспектах.

    В наиболее широком смысле  медицинское  страхование  представляет  собой

систему  общественного   здравоохранения,   экономическую   основу   которой

составляет финансирование из специальных страховых фондов. При  этом  охрана

здоровья граждан финансируется «снизу». Страховые фонды образуются  за  счет

различных  источников  финансирования:  средств  государственного   бюджета,

взносов предприятий, предпринимателей и работающих.

    В узком  смысле  это  процесс  поступления  финансовых  ресурсов  и  их

расходование на лечебно-профилактическую помощь, дающий  гарантию  получения

этой помощи, причем ее объем и характер определяются   условиями  страхового

договора.

    Говоря  о  системе  медицинского  страхования,   необходимо   различать

добровольное  и  обязательное   медицинское   страхование,   так   последнее

является  составной  частью  государственного  социального   страхования   и

обеспечивает  всем  гражданам  Российской  Федерации  равные  возможности  в

получении  медицинской  и  лекарственной  помощи,  предоставляемой  за  счет

средств обязательного медицинского  страхования  в  объеме  и  на  условиях,

соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

    Обязательное  медицинское  страхование  регулируется  Законом   РФ   «О

медицинском страховании граждан  в  Российской  Федерации»  является  частью

государственной  политики  и  системы  социального   страхования.   Основной

программой ОМС  является  Базовая  программа  ОМС,  которая  разрабатывается

Министерством здравоохранения  РФ,  согласовывается  Министерством  финансов

РФ, Федеральным Фондом ОМС и утверждается Правительством. Базовая  программа

включает  в  себя  первичную  медико-санитарную   помощь,   стационарное   и

восстановительное лечение, осуществляется за счет средств ОМС и  реализуется

на   основе   договоров,   заключаемых   между  субъектами    обязательного

медицинского страхования.

    Медицинская помощь в рамках  базовой программы предоставляется  гражданам

на  всей  территории  Российской  Федерации  в  соответствии  с   договорами

обязательного медицинского страхования.

    Обязательное медицинское страхование  строится  на  системе   договоров

между   субъектами   страхования,   отражающих   права,    обязанности     и

ответственность сторон. Пациент  получает  возможность  выбора  независимого

защитника своих интересов при получении  медицинской помощи.

    Каждому  застрахованному  или  страхователю  в  порядке,  установленном

договором  ОМС,  страховой  медицинской   организацией  выдается   страховой

медицинский полис обязательного медицинского страхования. На  территории  РФ

действует страховой полис  обязательного  медицинского  страхования  единого

образца.[6.c.40-42]

    Система ОМС  очень  многолика,  многофакторна  и  сложна,  так  как  ее

инфраструктура  вбирает   огромный   спектр   политических,   социальных   и

экономических проблем, и каждая их этих моделей может иметь несколько  типов

реализации, зависящих от  вариантов  финансового  взаимодействия  подсистем,

входящих в систему ОМС, наличие  связей  различного  характера  между  ними,

влияние подсистем на обеспечение государственной политики в  деле  внедрения

ОМС.  Базисом  каждой  системы  ОМС  является  порядок  движения  финансовых

средств от страхователя   в  медицинские  учреждения  на  возмещение  затрат

последних  за  оказанную  медицинскую  помощь  при  наступлении   страхового

события.

    Законодательной базой  предусмотрено  3  варианта  движения  финансовых

средств:

     1. движение финансового потока  от  территориального  фонда  ОМС  через

        страховые медицинские организации  в медицинские учреждения;

     2.  финансирование   медицинских   учреждений   осуществляется   через

        страховые    медицинские     организации      и     непосредственно

        территориальным  фондом.  Всеобщность  страхования   обеспечивается

        филиалами территориальных фондов;

     3.  финансирование  медицинских   учреждений   осуществляется   только

        территориальным  фондом.  Функции  страховщика  выполняют   филиалы

        территориальных фондов  ОМС.

    Существование  различных  схем  финансовых  потоков  обусловлено  рядом

факторов, в том числе:

            . различной степенью готовности территорий к  внедрению  системы

              обязательного медицинского страхования;

            . финансовыми возможностями регионов;

            . национально-территориальными особенностями  регионов;

            . политическими аспектами регионов.

    В  настоящее  время  в  России  предпринимается  попытка  перехода   от

государственной (бюджетной)  системы  финансирования  медицинской  помощи  к

финансированию через систему обязательного медицинского страхования.

    Немаловажным фактором является  создание основы системы  ОМС  на  уровне

субъекта  РФ,  что  позволит  урегулировать  взаимоотношения  «центра»  и  «

регионов» в отношении разделения полномочий в системе здравоохранения, а  не

территориальном  уровне  осуществлять   выравнивание   финансовых   средств

территорий, необходимых для реализации программ ОМС.

    Основной смысл проводимых в  здравоохранении преобразований  заключается

в  создании  медицинских  услуг   при   соблюдении   принципа   общественной

солидарности и удовлетворения потребности  граждан в медицинской помощи.

    В нашей стране  в  течение  многих  десятилетий  господствовал  принцип

остаточного финансирования здравоохранения, да и качество оказываемых  услуг

часто не зависело от финансирования. Принятие  Закона  РФ  «  О  медицинском

страховании   граждан   РФ»   означало   отказ   от   остаточного   принципа

финансирования  здравоохранения   и  формирования  финансовых  ресурсов  для

развития  этой  отрасли  на  стадии  распределения  стоимости   продукта   и

включения затрат на здравоохранение в себестоимость  продукции.

    Внедрение  системы  ОМС  расширяет  права  граждан  на  выбор  лечебных

учреждений  и  врача,  позволяет  более  эффективно  использовать   средства

здравоохранения.   Законом   определено,   что   обязательное    медицинское

страхование   является  формой  социальной   защиты   интересов   населения,

обеспечивающей  всем  гражданам  России  равные  возможности   в   получении

медицинской и лекарственной  помощи,  предоставляемой  за  счет  средств,  в

объемах  и  на  условиях  соответствующих  программ   ОМС.   Каждый   регион

осуществляет  переход  к  обязательному  медицинскому  страхованию   в  силу

своего понимания проблемы и самостоятельно выбирает конкретную схему  такого

перехода.[7.c.39] Наиболее распространенной является следующая схема:

 

 

 

    В связи с  введением  обязательного  медицинского  страхования   встала

проблема определения размера страховых тарифов и объема страховых фондов  по

ОМС.  Правильно  рассчитанная  тарифная   ставка   обеспечивает   финансовую

устойчивость страховых операций. На  сегодняшний  день  наиболее  разработан

лишь механизм формирования  фонда  обязательного  медицинского  страхования.

Определены  плательщики  взносов   –   работодатели,   предприниматели   без

образования юридического лица, граждане, занимающиеся частной  практикой,  и

граждане, использующие  труд  наемных  рабочих.  Облагаемой  базой  является

начисленная оплата труда по всем основаниям,  включая  сверхурочную работу,

работу в выходные  и праздничные дни,  оплату  за  совместительство.  Ставка

страховых взносов составляет  3,6  %  ,  в  том  числе  0,2  %  поступает  в

федеральный  фонд  и  3,4%  остается  на  местах.  Взносы  на   неработающее

население должны делать местные власти.

    Тарифная ставка, лежащая в основе  страхового взноса, называется  брутто-

ставкой. Она состоит из совокупности  нетто  ставки  и  нагрузки.  В  основу

расчета  рисковой  нетто-ставки   заложена   стоимость   курса   лечения   и

вероятность наступления страхового случая. Вероятность обращения в  лечебные

учреждения  и  вызова  скорой  помощи  была  изучена  на  основе  пятилетней

статистики и экспертной оценки.

    Рисковая нетто-ставка  выражает  часть  страхового  взноса  в  денежной

форме, предназначенную на покрытие риска

    Вторая часть страхового тарифа, нагрузка, составляет 30%  брутто-ставки

и включает расходы на превентивные мероприятия – 5%, расходы на ведение  дел

страховой компании –  10%.  Прибыль  в  структуру  тарифной  ставки  ОМС  не

закладывается.

     Превентивные расходы предназначаются  для  проведения  оздоровительных,

физкультурных   мероприятий,   направленных    на    укрепление    здоровья,

оздоровление производственной и бытовой сферы среди застрахованных по ОМС.

    Каждый регион самостоятельно  разрабатывает  и  утверждает   тарифы  на

медицинские услуги. При этом заработная плата в тарифе на конкретную  услугу

при одинаковой сложности не  зависит  от  категории  стационара.  Тарифы  на

услуги,  не  вошедшие  в   клинико-статистические   группы,   рассчитываются

дополнительно.   Тарифы   даже   не   предусматривают   затрат   на   ремонт

оборудования,  не  говоря  уже  о   финансировании   развития   материально-

технической базы здравоохранения. Лишь небольшая часть больниц и  поликлиник

оборудованы  современной  аппаратурой,  38   %   амбулаторно-поликлинических

учреждений находятся в неприспособленных помещениях,  не  имеют  современных

диагностических центров, кабинетов физиотерапии и т.д.  и  еще  очень  много

нерешенных вопросов.

    Если проанализировать функционирование  фонда медицинского страхования  в

целом, то можно сказать, что по сравнению с предыдущим годом  поступления  в

фонд увеличились на  45,5%,  впрочем,  увеличились  и  расходы  –  на  45,9%

больше, чем в предыдущем году. Что касается  структуры  расходов  ФОМСа,  то

здесь основное направление – это субвенции территориальным фондам (81,8%  от

общего числа расходов), на втором месте –  финансирование  целевых  программ

ОМС и отдельных мероприятий по здравоохранению  (14,6%  от  всех  расходов),

остальные расходы  идут  на  финансирование  исполнительной  дирекции  фонда

(1,2%) и  финансирование  по  созданию  и  совершенствованию  информационной

системы фонда (1,3%). Причем, необходимо отметить, что увеличение  расходной

части бюджета пошло  в  основном  на  увеличение  субвенций  территориальным

фондам и финансирования целевых программ (по сравнению  с  предыдущим  годом

увеличились в 1,4 и 2,5 раза соответственно).[13.]

 

 

 

  Глава 3. Характеристика проблем функционирования внебюджетных фондов РФ и

                           перспективы их решения.

 

                 3.1. Пенсионный фонд Российской  Федерации.

 

    Одной из самых серьезных проблем  в деятельности ПФ РФ остается  проблема

инвестирования пенсионных денег.  Члены  совета  по  пенсионной  реформе  не

пришли к  единому  мнению  в  отношении  законопроектов  о  профессиональных

пенсиях и об инвестировании средств для накопительных пенсий.

    Основная претензия к законопроекту  об инвестировании пенсионных средств

– недостаточная прозрачность прописанных в нем  механизмов.  Законопроект  в

нынешнем  виде  не  может  обеспечить  прозрачность  инвестиций,  абсолютные

государственные гарантии и эффективные механизмы инвестирования  в  наиболее

доходные и прибыльные сферы. Тем более, что даже среди разработчиков  закона

нет согласия по поводу того, в какие именно  финансовые  инструменты  должны

инвестироваться средства  Пенсионного  фонда,  какие  финансовые  институты,

государственные или частные, будут при этом задействованы, где эти  средства

должны  работать  –  в  России   или   за   рубежом,   каков   должен   быть

государственный  контроль,  как  следует  гарантировать  их  сохранность   и

прочее. Эти недоработки очевидны, однако на сегодняшний день  не  предложено

никаких  реальных  альтернатив  проекту  закона.  Согласно  этому   проекту,

накопительная часть пенсионных сбережений  должна  инвестироваться  по  трем

направлениям – в государственные ценные бумаги РФ,  в  акции  предприятий  с

высоким рейтингом корпоративного управления в России и за границей.

    Идея инвестировать часть пенсионных  средств за границей  представляется

очень удачной, поскольку российский инвестиционный  рынок  слишком  мал  для

тех средств, которые могут появиться в результате перехода на  накопительную

Информация о работе Внебюджетные фонды Российской Федерации