Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 08:24, курсовая работа
Вхождение экономики России в рынок - сложный и противоречивый процесс. В современных условиях, когда налаживанию экономических связей между предприятиями часто препятствует отсутствие доверия партнеров друг к другу, особо остро проявляется потребность в достоверной экономической информации, в которой заинтересованы все без исключения участники хозяйственного оборота независимо от форм собственности.
Таким образом, появилась острая необходимость проведения независимого контроля всех коммерческих структур и особенно банков.
В результате налаживания рыночных отношений, появлением крупных компаний и холдингов, расширением сфер их деятельности, интернационализацией бизнеса в целом происходит все большее и большее отделение непосредственных владельцев (акционеров компаний от собственно управленческих структур компаний (директора, управляющие и другое наемное руководство). При выполнении своих обязанностей руководство компаний, банков должно периодически составлять финансовые отчеты о проведенной работе, достоверность которых проверяется с помощью внешних независимых экспертов.
1. Введение
2. Сущность банковского аудита
2.1. Цель и задачи банковского аудита. Внешний и внутренний аудит
2.2. Аудиторские риски
2.3. Методы и приемы банковского аудита
3. Экспресс-аудит
3.1. Основные цели экспресс-аудита
3.2. Банковский баланс
3.3. Экспресс-анализ банковского баланса
4. Аудиторская проверка
4.1. Основные этапы аудиторской проверки
4.2. Аудиторское заключение
5. Заключение
6. Литература
В ходе проверки следует обращать внимание на следующие вопросы: · проведение расчетов, связанных с экспортно-импортными операциями клиентов в иностранной валюте; · установление корреспондентских отношений с иностранными и российскими кредитными организациями; · осуществление операций по купле-продаже иностранной валюты; · валютное обслуживание граждан в соответствии с действующим законодательством; · неторговые операции, работа обменных пунктов, соответствие их оборудования требованиям Банка России; · валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров; · валютный контроль за поступлением товаров, услуг по импортным контрактам резидентов.
10. Проверка кредитной
организации, как хозяйствующег
11. Составление и анализ официальной отчетности. При этом рассматриваются вопросы правильности и своевременности составления и представления отчетности банка. В частности: · финансовой отчетности на основании сводного баланса кредитной организации; · отчета о прибылях и убытках; · отчетность филиалов.
В этом же разделе проверяются правильность расчета и соблюдения экономических нормативов, своевременность и полнота депонирования средств в фонде обязательных, создание резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг. Рассматриваются, если таковые были, административные и экономические санкции, наложенные на кредитную организацию (дата наложения санкции, орган, наложивший санкцию, причина наложения, вид и размер санкции, ее выполнение).
Аудиторская проверка должна осуществляться на основе следующих документов:
1) Учредительные документы.
2) Внутренние акты (положения, протоколы, регламенты, должностные инструкции), регулирующие деятельность кредитной организации.
3) Ежедневные бухгалтерские балансы.
4) Оборотно-сальдовые ведомости.
5) Бухгалтерские журналы по всем балансовым счетам.
6) Лицевые счета.
7) Бухгалтерские (мемориальные) документы, в т.ч.: · по операциям клиентов кредитной организации (расчетные документы); · по вкладам граждан; · по операциям с иностранной валютой и по расчетам в иностранной валюте; · по операциям внутрибанковского значения; · по ссудам; · кассовые документы.
8) Документы аналитического
учета по всем операциям,
9) Книги учета основных
средств, МБП, инвентарные
10) Книга учета бланков строгой отчетности.
11) Книга регистрации открытых счетов предприятиям и организациям.
12) Платежно-расчетные документы.
13) Юридические дела клиентов, карточки с образцами подписей и оттиска печати.
14) Кредитные договоры, договоры залога, страхования и т.п.
15) Гарантийные обязательства кредитной организации.
16) Соглашения и договоры по другим операциям кредитной организации.
17) Бухгалтерская и
аналитическая отчетность
18) Документация отдела кадров.
19) Документация, связанная с операциями в иностранной валюте, в том числе обменных пунктов.
Кредитная организация, имеющая филиалы, представляет в Главное управление Центрального банка Российской Федерации сводный баланс, достоверность которого подтверждена аудиторской организацией.
Условия подтверждения достоверности баланса с учетом филиалов должны быть определены в заключенном договоре на проведение аудиторской проверки. Для подтверждения сводного баланса у кредитной организации, имеющей филиалы, должно быть проверено не менее 40% учреждений кредитной организации. При этом аудиторская фирма (аудитор) может проверять филиалы самостоятельно, а также полагаться на результаты проверки филиалов, проведенной другими аудиторскими фирмами (аудитором) , службой внутреннего аудита кредитной организации. В последнем случае проверка осуществляется по специальной программе, согласованной с аудитором.
4.2. Аудиторское заключение
Главным результатом аудиторской проверки кредитной организации является заключение аудиторской фирмы (аудитора) - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.
Аудиторское заключение направляется в Главное управление Центрального банка Российской Федерации в трехмесячный срок со дня представления ему годовых отчетов кредитной организацией.
Аудиторское заключение представляется в виде подробного акта проверки кредитной организации. Каждая страница акта проверки, составленного несколькими аудиторами, подписывается каждым из аудиторов в отдельности в части, относящейся к предмету его проверки, руководителем фирмы и заверяется печатью фирмы. Акт в обязательном порядке должен быть прошит.
Заключение аудиторской фирмы (аудитора) по результатам проверки кредитной организации, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.
Заключение аудиторской фирмы (аудитора) должно состоять из трех частей - вводной, аналитической и итоговой.
1. Вводная часть содержит общие сведения об аудиторской фирме или аудиторе, работающем самостоятельно, а также сведения о проверяемом клиенте.
Об аудиторской фирме: · название фирмы, юридический адрес и телефон; · номер, дата выдачи лицензии и срок ее действия; · номер свидетельства о государственной регистрации; · номер расчетного счета; · фамилии, имена и отчества руководителей аудиторской фирмы и всех аудиторов, принимавших участие в данной аудиторской проверке; · продолжительность аудиторской проверки с указанием конкретных дат ее проведения). О проверяемом клиенте: · наименование кредитной организации; · ее организационно-правовая форма; · номер и дата выдачи Центральным банком Российской Федерации лицензии на право проведения банковских операций; · количество филиалов.
2. Аналитическая часть включает следующую информацию: · объем работы, выполненной в ходе аудита; · тип аудиторской проверки (выборочная или сплошная), который применялся в процессе аудита, при этом если выборочная проверка проводилась по отдельным объектам учета (операциям кредитной организации), то необходимо указать, какие именно объекты подвергались выборочной проверке, а какие - сплошной; · соблюдение действующего законодательства по совершаемым кредитной организацией операциям; · состояние бухгалтерского учета и отчетности; · соответствие аналитического учета синтетическому; · правильность составления бухгалтерской и финансовой отчетности; · соблюдение установленных Банком России обязательных экономических нормативов; · правомерность формирования уставного, резервного и других фондов; · законность открытия расчетных, текущих, валютных и других счетов клиентов, корреспондентских счетов (субсчетов) кредитным организациям (филиалам); · правомерность и правильность проведения активно-пассивных операций (ссудных, депозитных, валютных операций с ценными бумагами, переоценки балансовых счетов в иностранной валюте и т.д.); · состояние кредитно-экономической работы; · выполнение функций агента валютного контроля; · своевременное и полное депонирование средств в фонде обязательных резервов и создание резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг; · выполнение предписаний, направленных Центральным банком Российской Федерации; · обеспечение сохранности денежных средств, ценных бумаг и материальных ценностей; · правильность начисления и полноты взыскания (уплаты) процентов и других доходов (расходов); · качество управления кредитной организацией; · состояние системы внутреннего контроля (при этом подразумевается, что ответственность за состояние контроля несет руководство кредитной организации и его оценка производится с целью определения объема работы, которую необходимо выполнить в ходе аудита); · выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки.
3. В Итоговой части аудитор выражает свое мнение о достоверности ведения учета клиентом и его соответствия действующим нормативным документам, в частности Плану счетов бухгалтерского учета, установленного Центральным банком Российской Федерации.
При неподтверждении аудиторской фирмой, (аудитором) достоверности баланса и Отчета о прибылях и убытках кредитной организации об этом факте сообщается в Главное управление Центрального банка Российской Федерации с указанием причин неподтверждения.
5. Заключение
По мере развития финансового рынка в Российской Федерации и его интеграции в общемировую сферу финансовых услуг, все больше будет возрастать роль аудита независимой экспертизы и анализа финансовой отчетности предприятий, банков, организаций, учреждений и других субъектов рыночных отношений. Данный процесс будет также усиливаться по мере открытия филиалов и представительств российских банков за рубежом. Об этом свидетельствует опыт многих крупных зарубежных компаний, которые оказывают свои услуги во многих странах. В некоторых фирмах и банках службы внутреннего аудита существуют на протяжении нескольких десятков лет, а сотрудничество с внешними аудиторскими фирмами носит долгосрочный, а зачастую и партнерский характер.
Таким образом, для того, чтобы быть уверенным в том, что банк работает устойчиво и надежно, управляющие совместно со специалистами аудита должны обеспечить внедрение систем контроля, которые бы показывали, в какой степени служащие выполняют свои обязанности в соответствии с политикой и процедурами банка, а также насколько их действия соответствуют законодательству. Системы контроля могут включать в себя системы аудита, анализа качества активов, создание и оценку управления финансовыми рисками.
6. Литература
1) Приказ ЦБР от 18 марта 1996 г. № 02-71 “О введении в действие Временного положения об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации” .
2) “Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудита банков” (утв. решением Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии ЦБР, протокол № 10 от 21 декабря 1995 г.) .
3) Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации” .
4) Распоряжение Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 54-рп “Об организации работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации” (с изм. и доп. от 4 мая 1994 г.) .
5) Постановление Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 482 “Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации” .
6) Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355 “Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке” (с изм. и доп. от 25 апреля 1995 г.) .
7) Приказ ЦБР от 18 ноября 1994 г. № 02-162 “О введении в действие Положения о Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии банка России” .
8) Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности (утв. протоколом Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Минфина РФ № 4 от 5 июля 1994 г.) (с изм. и доп. от 24 ноября 1994 г.) .
9) Письмо ЦБР от 6 мая 1995 г. № 15-5-2/195 «О порядке выдачи лицензий аудиторским фирмам и аудиторам, работающим самостоятельно.
10) Официальное сообщение ЦБР от 20 июля 1994 г. “О создании Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии Центрального банка Российской Федерации” .
11) Письмо ЦБР от 24 апреля 1992 г. № 93-92 Об аудиторских проверках в коммерческих банках.
12) Телеграмма ЦБР от 23 марта 1994 г. № 83-94 Об изменении порядка выдачи аудиторским фирмам лицензий на проведение аудита.
13) Андреев В. Д. Практический аудит / справочное пособие. - М.: Экономика, 1994 г.
14) Шеремет А. Д., Суйц В. П. Аудит / учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1995 г.
15) Диана МакНотон и др. Укрепление руководства и повышение чувствительности к переменам. М.: Финансы и статистика, 1994 г.
16) Сидельникова Л. Б. Аудит коммерческого банка. - М.: Буквица, 1996 г.
17) Козлова Е. П., Галанина Е. Н. Бухгалтерский учет в банке. - М.: Финансы и статистика, 1996 г.
18) Белобжецкий И. А. Бухгалтерский учет и внутренний аудит. - М.: Московская правда, 1994 г.
19) Бавдей А. Л., Белый И. Н., Дробышевский Н. Г. Аудит и ревизия. - г. Минск, Мисанта, 1994 г.
20) Положение об аудиторской
деятельности в банковской