Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 17:42, курсовая работа
Международная торговля стала самой первой формой внешнеэкономических связей. Причинами ее роста в настоящее время служат возникновение новых отраслей и реконструкция старых; индустриализация развивающихся стран; углубление специализации; либерализация. Наиболее динамично развивается торговля наукоемкими товарами и продукцией высоких технологий. Также, структура мировой торговли отражает потребность экономик в научно-техническом прогрессе и технологической специализации производства, когда разные стадии технологического производства находятся в разных странах, что существенно снижает издержки и увеличивает доход. В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики.
Введение 4
Глава 1. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности 5
1.1. Сущность и основные принципы государственного регулирования внешней торговли 5
1.2. Методы государственного регулирования внешней торговли 8
Глава 2. Особенности государственного регулирования внешней торговли 12
2.1. Механизмы регулирования внешней торговли 12
2.2. Органы государственного регулирования внешней торговли 15
Глава 3. Конкурентоспособность и приоритеты России во внешней торговле 21
3.1.Конкурентоспособность на современном этапе развития 21
3.2 Приоритеты и направления развития внешней торговли России 23
Заключение 25
Список используемой литературы 26
Основы государственного устройства Российской Федерации, системы управления, в том числе и внешнеэкономической деятельностью, заложены Конституцией Российской Федерации. Согласно статьи 71 Конституции Российской Федерации9 в ведении Российской Федерации (применительно к сфере внешнеэкономической деятельности) находятся: внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения. В ведении Российской Федерации находятся также установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, а также федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.
Системой специализированных органов государственной власти, принимающих участие в управлении внешнеэкономической деятельностью в России, обладает исполнительная ветвь.
К исполнительной власти относятся Президент и Правительство Российской Федерации. Президент в своей деятельности по управлению внешнеэкономической деятельность находится в тесном контакте с Правительством, опирается в принятии решений на деятельность ряда совещательных и контролирующих органов. К ним относятся Совет Безопасности РФ, Президентский совет, Совет глав администраций, Экспортный совет и другие советы и комиссии при Президенте — консультативные органы, осуществляющие предварительное рассмотрение вопросов и подготовку по ним предложений.
Согласно Федеральному закону10 Президент Российской Федерации обладает следующими полномочиями в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:
Исполнительную власть в соответствии со ст.110 Конституции РФ осуществляет Правительство РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ. В случае противоречия законодательству постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом.
В области государственного регулирования внешнеторговой деятельности Правительство РФ в соответствии с Федеральным законом:
В управлении внешнеэкономической деятельностью России наибольшее значение имеют следующие органы исполнительной власти.
Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРиТ). Главная задача МЭРиТ в области внешнеэкономической деятельности — координация и регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с решениями высших органов государственной власти и управления РФ, разработка совместно с другими федеральными органами исполнительной власти предложений по проведению единой государственной внешнеторговой политики и обеспечение ее реализации.
МЭРиТ разрабатывает предложения по государственной политике в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, обеспечивает ее реализацию, регулирует и контролирует отношения в этой области, выполняет функции государственного заказчика по поставкам военно-технической продукции для государственных нужд.
С целью реализации поставленных перед ним задач МЭРиТ разрабатывает предложения по прогнозу развития внешней торговли, обеспечивает изучение конъюнктуры и прогнозирование тенденций развития мирового рынка товаров и услуг, применяет в установленном порядке меры нетарифного регулирования, в том числе осуществляет лицензирование товаров, работ и услуг в установленных законодательством случаях, .участвует в осуществлении контроля за предоставлением иностранным государствам, получением от них и погашением государственных кредитов, участвует в процессе урегулирования внешней задолженности, в работе международных экономических организаций и межправительственных комиссий, координирует в них деятельность министерств и ведомств, разрабатывает предложения о заключении международных договоров и заключает их по поручению правительства, а также выполняет многие другие функции, связанные с разработкой и реализацией единой государственной внешнеэкономической политики.
Федеральная таможенная служба (ФТС) — центральный правоохранительный орган в сфере внешнеэкономической деятельности, участвующий в разработке и реализации таможенной политики страны. ФТС (совместно с таможенными органами РФ) выполняет следующие основные функции:
Определенное значение в регулировании и управлении внешнеэкономической деятельностью на уровне государства имеют также другие федеральные органы исполнительной, каждый применительно к своим функциям.
Повышения национальной конкурентоспособности на протяжении последних десятилетий находятся в центре внимания правительств большинства зарубежных стран, общественных организаций и деловых кругов, консалтинговых, экспертных и исследовательских институтов. В условиях усиления процессов глобализации мировой экономики и растущей вовлеченности национальных хозяйств в международный обмен товарами, услугами и факторами производства достигнутый уровень конкурентоспособности определяет возможности обеспечения стабильного роста благосостояния граждан и перспективы общественного процесса в целом11.
Конкурентоспособность является ключевой категорией современной экономической политики. Важнейшая составляющая конкурентоспособности - инновационный потенциал, обеспечивающий устойчивый экономический рост и стратегический конкурентные преимущества. Основной индикатор конкурентоспособности - экспортный потенциал и его фактическая реализация, служащие подтверждением реальных конкурентных преимуществ и инструментом продвижения национальных интересов в масштабах мирового хозяйства.
Особенно остро проблемы формирования и повышения национальной конкурентоспособности в условиях интенсивной интеграции в систему мирового хозяйства стоят для стран переходной экономики, нуждающихся в формировании эффективной и адекватной внутренним потребностям структуры производства и экспорта.
Для России задача укрепления национальной конкурентоспособности приобрела сегодня исключительное значение, поскольку необходимо закрепить наметившиеся положительные сдвиги в экономике и придать устойчивость хозяйственному росту, что возможно только путем глубоких преобразований в производственной сфере.
Россия, в основном, находится на начальной стадии конкурентоспособности на основе факторов производства с рядом элементов стадий инвестиций и инноваций, что связано с технологической многоукладностью отечественной экономики.12
Серьезное отставание в научно-технологическом отношении от развитых стран не может быть преодолено одними лишь точечными инновационными мероприятиями и единичными научно-техническими программами, в которых реальное влияние на экономику не идет далее опытных образцов. Очевидно, требуются масштабные и нестандартные акции, которые бы позволили достаточно быстро создать производственные площадки современного технологического уровня в тех отраслях, где крайне необходим и возможен быстрый рост выпуска продукции и услуг, удовлетворяющих насущные потребности населения и экономики. Это может быть в реальности сделано лишь на базе разумного сочетания политики импорта техники и технологий из зарубежья с собственными научно-инновационными программами по обновлению производственного аппарата и выпускаемой продукции.
Современное положение России в международной торговле явно не соответствует сложившимся направлениям и тенденциям участия в международном разделении труда подавляющего большинства стран. Обладая уникальными природными ресурсами, крупным производственным, научным и кадровым потенциалом, Россия до сих пор довольствуется положением страны топливно-сырьевой специализации.13
Россия играет важную роль в минерально-сырьевом комплексе мира. Валовая потенциальная ценность разведанных и предварительно оцененных запасов составляет 28,6 трлн. долл. Прогнозный потенциал оценивается в 140 трлн. долл. Из недр России извлекается 10% нефти, 30% - газа, 10% - каменного угля, 14% - товарной железной руды, 15% – цветных и редких металлов от всего объема полезных ископаемых добываемых мировым сообществом.
На долю России приходится примерно 85% нефти, 84% – газового конденсата и газа, 70% – угля, 66% – железной руды, 53% – меди, 95% – никеля, 70% – бокситов от запасов СНГ.
Россия — один из крупнейших в мире обладателей энергоресурсов. Несмотря на катастрофический спад в экономике, она сохраняет важное геостратегическое положение на мировом рынке энергоносителей.
По оценкам международных экономических организаций, имеет сильные конкурентные позиции в экспорте черной и цветной металлургии, лесной и оборонной промышленности, машинной промышленности, химической промышленности.
В импорте основной статьей продолжают оставаться машины, оборудование и средства транспорта, продовольствие и сельско-хозяйственное сырье, продукция химической промышленности, текстиль и обувь.
В последние годы данные международных рейтингов свидетельствуют о наметившемся росте международной конкурентоспособности товаров России. Так, уже Россия вошла в число десяти наиболее динамично развивающихся стран, заняв: 1-е место по темпам роста общественной производительности труда и снижения задолженности федерального бюджета; 2-е место - среди 30 ведущих стран экспортеров по темпам роста экспорта; 4-е место – по темпам роста ВВП в расчете на душу населения и валовых внутренних инвестиций.14
Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами.
Таким образом, происходящие во внешнеэкономическом комплексе России преобразования коренным образом меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации с Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге - и на всю систему международных экономических отношений.
Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли