Действующая практика бухгалтерского учета основных средств на ОАО «ОЗММ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы – изучение вопросов организации бухгалтерского учета и аудита основных средств, разработка предложений по совершенствованию организации учета и рекомендаций по эффективности использования основных средств.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
Охарактеризовать экономическую сущность основных средств.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы и нормативно-правовое регулирование организации бухгалтерского учета и аудита основных средств
1.1 Нормативно-правовое регулирование организации учета основных средств
1.2 Основные теоретические принципы учета основных средств
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Оскольский завод металлургического машиностроения»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «ОЗММ»
2.2 Анализ финансового состояния ОАО «ОЗММ»
2.3 Экономический анализ основных средств ОАО «ОЗММ»
3. Действующая практика бухгалтерского учета основных средств на ОАО «ОЗММ»
3.1 Документооборот по учету основных средств в ОАО «ОЗММ»
3.2 Аналитический и синтетический учет основных средств
3.3 Аудит основных средств
3.4 Направления совершенствования учета основных средств в ОАО «ОЗММ»
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курс.docx

— 166.27 Кб (Скачать файл)

  правильность  отнесения предметов к основным средствам;

  правильность  оценки основных средств в учете;

  правильность  оформления и отражения в учете  операций по поступлению и выбытию  основных средств;

  -правильность  начисления и отражения в учете  амортизации и ремонта основных  средств;

  -правильность  отражения данных о наличии  и движении основных средств  в бухгалтерском учете и отчетности.

  В Соответствии с основными направлениями  задачами аудита основных средств можно  выделить четыре направления проверки:

  аудит наличия и сохранности основных средств;

  аудит движения основных средств;

  аудит правильности начисления амортизации;

  - проверка  правильности налогообложения по  основным средствам. Аудиторская  проверка учета основных средств  проводится на основании общего  плана и программы аудита основных  средств.

  Общий план проверки основных средств должен учитывать названные направления  аудита данных участков.

  Содержание  общего плана и программы аудита приведен в Приложение И и в  Приложение К.

  Поясним, как проводится проверка по отдельным  видам работ.

  Аудит наличия и сохранности основных средств. Аудитору необходимо проверить:

  - создана  ли на предприятии комиссия  по приемке основных средств  и оформлению ее результатов;

  - оформлены  ли договоры купли-продажи основных  средств;

  - оформлены  ли протоколы договорной цены;

  - правильно  ли указана первоначальная стоимость  основных средств в актах приемки-передачи;

  - правильно  ли отражена первоначальная стоимость  после достройки, дооборудования, реконструкции или частичной  ликвидации объектов.

  По  данным проверки состояния контроля и учета объектов основных средств  аудитор сможет сделать вывод  об эффективности контроля.

  Важное  условие обеспечения сохранности  основных средств - качественное проведение их инвентаризации. Поэтому в процессе контроля нужно проверить ее полноту  и своевременность, а также правильность отражения результатов в бухгалтерском  учете. Аудитору это необходимо для  того, чтобы знать, насколько можно  доверять результатам проведенной  инвентаризации па предприятии, чтобы  уменьшить аудиторский риск.

  Проверяя  состояние учета основных средств, нужно убедиться в правильности организации аналитического учета.

  В целях более глубокого ознакомления с контролем и учетом основных средств аудитору необходимо потребовать  от предприятия составить детальный  список всех основных средств, которыми владело предприятие на дату составления  отчета, с разбивкой их по типам. К этому списку должны быть приложены  сведения о снижении или переоценке стоимости объектов основных средств, сведения об основных средствах, арендованных предприятием у других предприятий, организаций. Основные средства отражаются в учете не систематически, а по мере совершения операций, что влияет на правильность начисления амортизации  и включения ее в издержки обращения  и производства.

  Накопленные амортизационные отчисления подсчитываются по состоянию на отчетную дату. Несмотря на то, что список основных средств  содержит обширную информацию о наличии  основных средств, их движении в течение  года, аудитору необходимо получить и  документы, отражающие поступление, выбытие, перемещение основных средств. По данным документов и бухгалтерским записям  в них можно убедиться в  том, насколько правильно были отражены операции по движению основных средств  на сч. 01 «Основные средства».

  Подтверждение данных о хозяйственных операциях  по учету основных средств - расширенная  процедура, так как основная часть  данных содержится во внешних и внутренних документах.

  Привлечение таких документов, как счета-фактуры, контракты, соглашения об аренде, страховые  полисы, отметки (акты) налоговой инспекции, позволит аудитору получить убедительную информацию об аудируемом объекте. Если аудиторам необходимы более полные данные, чем те, которые можно извлечь из регистров учета, то они должны ознакомиться с письмами, адресованными арендодателям, страховым компаниям и государственным учреждениям.

  Документальное  подтверждение хозяйственных операций по основным средствам - это процесс  выбора статьи счета и прослеживания  в обратном порядке, т.е. поиск исходных документов, подтверждающих правильность учетной записи. По основным средствам  аудиторы могут сделать выборку, чтобы установить факт поступления, выбытию основных средств, а также  выявить статьи ремонта, по которым  были затрачены значительные средства. Можно использовать также метод  случайной выборки. Таким образом, можно установить отраженные в учете  суммы налогов и расходов по страхованию  основных средств.

  В процессе аудита основных средств широко применяют прием пересчета, который  необходимо осуществлять при проверке начисления износа и оценок выбытия  и списания основных средств. Накопленный  износ существует как арифметическая величина, поэтому определение ее реальности возможно только путем пересчета.

  Аудит движения основных средств. Пути поступления  основных средств на предприятие: приобретение за плату у поставщиков; безвозмездное  поступление; в качестве учредительских взносов в уставный капитал; в  порядке выкупа арендованных основных средств; возврат имущества (основных средств) по договору о совместной деятельности.

  Поступление основных средств оформляется актом (накладной) приемки-передачи (внутреннего  перемещения) основных средств (ф. ОС-1) с приложением к нему технической  документации на данный объект.

  Причины выбытия основных средств на предприятии: ликвидация объекта в силу ветхости и износа, а также в силу форс-мажорных обстоятельств; ликвидация в связи  с переоборудованием, модернизацией; передача основных средств другим организациям.

  Для определения непригодности основных средств на предприятии создается  специальная комиссия. Ликвидацию объектов комиссия оформляет актом на списание основных средств (ф. ОС-3), который утверждается руководителем предприятия. На его  основании бухгалтер проставляет  в карточке дату выбытия объекта  и номер акта.

  В местах использования основных средств (в цехах и отделах предприятия) ведутся инвентарные списки основных средств (ф. ОС-9), содержащие краткие  сведения об объектах основных средств, находящихся в эксплуатации.

  Инвентарные карточки на поступившие, выбывшие и  перемещенные внутри предприятия основные средства после соответствующих  записей до конца месяца не раскладывают, а хранят отдельно. Это необходимо, так как на их основе ежемесячно составляется расчет амортизации основных средств (износ). Кроме того, по окончании  месяца карточки с записями за данный месяц группируют по классификационным  видам основных средств, затем обороты  по поступлению и выбытию по каждому  виду суммируют и записывают в  карточку учета движения основных средств.

  Необходимо  проверять правильность оценки основных средств, поскольку неправильная оценка может не только исказить общую картину, но и вызвать: неточное исчисление амортизации; искажение сумм исчисляемых налогов; неправильное отражение величины основных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

  При аудиторской проверке операций по движению основных средств следует обращать внимание на следующие моменты:

  при передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал должен быть приведен их перечень с указанием  первоначальной стоимости, износа и  цены соглашения при передаче. К  перечню должны быть подложены вторые экземпляры актов приема-передачи, заверенные печатью передающей стороны, и вся техническая документация на передаваемые объекты;

  при приобретении основных средств должен быть оформлен договор купли-продажи  с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения;

  при приобретении объектов основных средств  в комплекте (например, мебель для  офиса) в инвентарную карточку должна быть вписана расшифровка — перечень отдельных предметов, входящих в  комплект;

  при приобретении объектов основных средств  за иностранную валюту первоначальная стоимость объекта должна учитываться  по пересчитанному курсу в рублях на момент приобретения;

  объекты капитального строительства, находящиеся  во временной эксплуатации, до ввода  их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств, а учитываются  как незавершенное капиталовложения;

  объекты основных средств, принятых в эксплуатацию на условиях текущей аренды, учитываются  на забалансовом счете 001;

  при продаже основных средств должна быть установлена их рыночная стоимость;

  при безвозмездной передаче основные средства подлежат обложению НДС у передающей стороны за исключением безвозмездной  передачи основных средств, зачисленных  ранее в основные средства с НДС (для непроизводственной сферы);

  для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности  проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой  документации по списанию на предприятии  приказом руководителя должна быть создана  постоянно действующая комиссия;

  если  оборудование списывают в связи  со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением  действующих предприятий, то перечень этого оборудования должен быть указан в плане расширения, реконструкции  и технического перевооружения действующих  предприятий;

  все детали, узлы и агрегаты от разборки и демонтажа оборудования, пригодные  для дальнейшего использования, должны быть оприходованы на склад. Эта  операция отражается соответствующей  записью в бухгалтерском учете (Д-т 10 -К-т01).

  Аудит начисления амортизации. В ходе аудита необходимо установить: все ли объекты  основных средств приняты в расчет при начислении амортизации; начисляется  ли она с учетом движения основных средств; правильно ли применяются  нормы амортизации.

  Амортизация начисляется по всем видам основных средств, за исключением находящихся  на консервации земельных и природных  ресурсов, объектов жилищного фонда  и внешнего благоустройства библиотечного  фонда, музейных и художественных ценностей, продуктивных животных, числящихся на балансе предприятия.

  По  объекту основных средств амортизационные  отчисления начинаются с первого  числа месяца, следующего за месяцем  принятия объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного  погашения его стоимости либо списания с бухгалтерского учета  в связи с прекращением права  собственности или иного вещного  права.

  Прекращаются  амортизационные отчисления по объекту  основных средств с первого числа  месяца, следующего за месяцем полного  погашения его стоимости или  списания с бухгалтерского учета.

  Отражаются  амортизационные отчисления по основным средствам в бухгалтерском учете  отчетного периода, к которому они  относятся, в начисляются независимо от результатов деятельности организации  в отчетном периоде.

  Амортизационные отчисления по объектам основных средств  отражаются в бухгалтерском учете  путем накопления соответствующих  сумм на отдельном счете.

  В течение отчетного года амортизационные  отчисления по объектам основных средств  начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

  Здесь важно установить правильность отнесения  основных средств к соответствующей  группе амортизационных отчислений. Для проверки правильности отнесения  износа по счетам затрат или других источников следует установить, к  какому виду относятся основные средства - производственного они или непроизводственного  назначения.

  Проводя проверку начисления амортизации, аудитор  должен обратить особое внимание на начисление амортизации по основным средствам, не относящимся к промышленно- производственным (например, объекты культуры), установить, не включается ли она в себестоимость  продукции. Делается это с целью  снижения затрат по содержанию непромышленных объектов, и такие случаи при проверках  выявляются.

Информация о работе Действующая практика бухгалтерского учета основных средств на ОАО «ОЗММ»