Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 15:35, курс лекций
Согласно закону о бухгалтерском учете, все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Документ – письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции или о праве на ее совершение.
Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первично учетной документации. Организация имеет право разработать форму первичного документа, если данная форма не предусмотрена в альбоме.
По внешнему виду:
По назначению:
По степени обобщения:
По форме:
Способы исправления ошибок в учетных регистрах:
1) Корректурный способ применяется, если ошибка не затрагивает корреспонденцию счетов. Неправильная сумма или текст зачеркивается и пишется правильный или же сумма исправления оговаривается подписью лица, производившего исправления. Оговорка «исправленному верить» ставится на полях или в конце страницы. Этот способ применяется как в регистрах, так и в прочих документах.
2) Способ дополнительных поправок. Если корреспонденция сделана правильно, но сумма операции занижена, тогда на недостающую сумму делается дополнительная проводка.
3) Красное сторно применяется, когда указана неверная корреспонденция счетов. Неправильная запись повторяется красными чернилами в той же корреспонденции счетов и делается правильная запись обычными чернилами. Красная запись имеет отрицательное значение при подсчете итогов, эти суммы вычитаются или аннулируются.
Форма бухгалтерского учета – совокупность различных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них. Форма бухгалтерского учета устанавливается в учетной политике организации и зависит от размера предприятия, характера его деятельности, квалификации персонала.
1) мемориально-ордерная форма применяется в бюджетных организациях. В основе формы мемориальные ордера, которые заполняются на основании первичных документов. Мемориальные ордера регистрируются в регистрационном журнале и в главной книге, на основании главной книги составляется оборотная ведомость по синтетическим счетам, а на основании оборотной ведомости составляется баланс. Отдельно ведутся регистры аналитического учета, в основном карточки, на основании которых составляются оборотные ведомости по аналитическим счетам, которую затем сверяют с оборотной ведомостью по синтетическим счетам.
2) форма журнал-главная – журнал хозяйственных операций служит регистром системного и хронологического учета. На основании журнала-главной составляется баланс.
3) журнально-ордерная форма. В основе формы – журнал-ордер (отражает оборот по кредиты по любому счету в корреспонденции с дебетовыми счетами). Из первичных документов данные переходят в журнал-ордер, затем в главную книгу, по которой и составляется баланс. Отдельно ведутся регистры аналитического учета.
4) автоматизированная форма зависит от выбора программного продукта.
5) упрощенная форма применяется для малых предприятий.
Общее методологическое руководство бухгалтерского учета в РФ осуществляется правительством РФ.
Организация бухгалтерского учета на предприятии
Ответственность главного бухгалтера.
Основные требования к ведению бухгалтерского учета содержатся в 8 статье закона о бухгалтерском учете, а также в ПБУ 1/08 «Учетная политика предприятия»
Допущения:
Имущество организации, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других лиц (использование балансовых и забалансовых счетов).
2)
допущения непрерывности
3)
принцип последовательности
4)
принцип временной
Требования:
1)
требование полноты – все
2) требование своевременности – в момент или после совершения операции.
3)
требование осмотрительности –
большая готовность к
Признание доходов осуществляется в момент совершения хозяйственной операции, а признание убытков – при возникновении подозрений об их возможном возникновении. Нельзя сознательно занижать стоимость активов и завышать расходы.
4)
требование приоритета
5) требование непротиворечивости. Данные аналитического и синтетического учета должны быть тождественны.
6)
требование рациональности. Затраты
на ведение бухгалтерского
Учетная политика организации – выбранная организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета. В составе учетной политики утверждаются:
1. Рабочий план счетов, содержащий синтетические и аналитические счета.
2. Формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренне бухгалтерской отчетности.
3.
Порядок проведения
4.
Правила документооборота и
5.
Порядок контроля над
Учетная политика утверждается до наступления отчетного периода указом руководителя. Ответственность за ее формулирование несет главный бухгалтер.
Вновь создаваемые организации утверждают учетную политику организации не позднее 90 дней с момента государственной регистрации.
Гласности придается учетная политика организаций, имеющих публичную отчетность (ОАО, банки, биржи, страховые).
Изменение учетной политики производится в случаях:
при разработке организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.