Древнеримский учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 13:02, лекция

Краткое описание

Дальнейшее развитие юридических норм и их содержание известно из Дигест (Digesta), составленных в Византии (VI в.) с использованием текстов римских юристов и ссылок на них2. Сохранились и другие источники, в составе которых византийские книги юристов (libri iuris). Для обучения теории и практике был написан учебник по гражданскому праву (Institutiones). Государственные чиновники обязаны были знать право, так как на должности стали назначать профессиональных юристов (с I в.). Тексты законов выставлялись на всеобщее обозрение (писались на белых и медных досках), хранились в казначействе, и их повреждение наказывалось штрафом в 500 золотых монет.

Вложенные файлы: 1 файл

введение в спец-ть.doc.docx

— 116.18 Кб (Скачать файл)

Древнеримский учет

Древний Рим был царским (VII—VI вв. до н. э.), республиканским (VI в. до н. э. — I в.), империей (I—V вв.). Основу наивысшего развития экономики в I—II вв. составляло присвоение ресурсов колоний (провинций). Управление было централизованным, юридически регулируемым с вовлечением в него и варваров. Но колония с именем «Древняя Греция» к варварам не относилась, от нее, наоборот, культуру заимствовали.

'Древнеримская  цивилизация унаследовала этрусскую  (документы ; которой от VII—III вв. до н. э. расшифрованы лишь в коротких словах, письмо — справа налево), эллинистическую и восточную культуры и адаптировала их, ориентируясь на практическую полезность. Но финансовая сфера и юридическое регулирование экономики развивались самостоятельно и явились выдающимися достижениями Рима. Деятельность юридических и нотариальных школ для получения образования была обычной практикой. Нормы права (ratio scripta — букв, «разум записанный») регулировали финансовые правоотношения: частные и с государством. Право собственности было обозначено приоритетным. Частные сделки имели юридическое основание и правовую защиту. Древнейшим документом права являлись Законы XII таблиц (Leges duodecim tabularum, V в. до н. э.) ,

Дальнейшее  развитие юридических норм и их содержание известно из Дигест (Digesta), составленных в Византии (VI в.) с использованием текстов римских юристов и ссылок на них2. Сохранились и другие источники, в составе которых византийские книги юристов (libri iuris). Для обучения теории и практике был написан учебник по гражданскому праву (Institutiones). Государственные чиновники обязаны были знать право, так как на должности стали назначать профессиональных юристов (с I в.). Тексты законов выставлялись на всеобщее обозрение (писались на белых и медных досках), хранились в казначействе, и их повреждение наказывалось штрафом в 500 золотых монет.

Инструкции  по учету государственных ресурсов составляла одна из канцелярий (A rationibus — букв. «Об учете»3,1 в.), были также опубликованы формулы исковых заявлений (304 г.). К судебному рассмотрению  
 
 
Были основаны на принципе талиона (при неуплате долга разрезать должника на части), что оспаривалось юристами (за долги же должно отвечать имущество должника, а не тело его).

2 Древнеримские юридические нормы систематизировались и развивались Византией с VI в., а от нее перешли в Италию и затем во все европейское право (Corpus juris civilis — Свод гражданского права, XII в.).

3 Общепринятый перевод — «касательно финансов».

 

принимали только письменные (литеральные) контракты, проверка исполнения которых требовала предъявления в суд бухгалтерских книг, что называлось опубликованием счетов (editio rationurri). Поэтому банкиры (argentarii) были проверяемы по искам и обязаны были вести бухгалтерские книги, так как юристы квалифицированно разбирались в них.

В целом имущественные и финансовые юридические нормы были такими, что  следование им возможно было лишь при условии текущего систематического бухгалтерского учета и первичных документов. Древний Восток имел прецедент правового регулирования (вавилонский кодекс Хаммурапи, XVII в. до н. э.), основанного на сложившихся традициях. Рим же специально разрабатывал нормы, обобщал их и творчески развивал на демократической основе («Saluspopuli — suprema lex* — «Благо народа — высший закон*). Их ценность осознавали все1. Юристы (tabelliones) находились под государственным контролем. Нотариальное заверение применялось для частных документов. Нотарии были государственными (notarii scribae) и в частных хозяйствах (ectep-tores et notarii — экцепторы). Юристы и нотарии принимали в конторах (stationes), которых было много [54, с. 33].

Теории  управления представлены идеями Катона Старшего, Сазер-ны, Колумеллы, Варрона. Они создавались на основе обобщения хозяйственной практики и эмпирических поисков рационального ведения хозяйства. Не все отрасли хозяйства рассматривались как престижные. Нормы доходов и затрат предлагалось определять по различным основаниям: тип и площадь земли, размеры поместья, трудоемкость обработки, урожайность, оплата труда персонала.

Римские экономисты в своих рекомендациях  по ведению хозяйства исходили из расчета численности, содержания рабочей  силы и инвентаря для обработки земли, трудоемкости (в днях), затрат и доходности поместья. При этом рабочая сила производственного назначения, как правило, включалась в состав инвентаря. Основной тезис рассуждений состоял в определении затрат и их снижении, исходя из предполагаемых доходов. При этом в затраты не входили расход на удобрения и амортизация оборудования. Прибыль определялась внесистемным сопоставлением доходов и расходов. Расходы определяли по счетам, которые велись по отдельным учетным объектам. По сути дела, в трудах римских экономистов по управлению дебатировались классификации доходов,расходов, учетных объектов.

К ним относились и ранние христиане, критикующие римские нравы, протестуя  против наказаний без суда и следствия. Сохранилось также сочинение  неизвестного автора «Сравнение пятикнижия Моисея и римских законов» (Collatio legum Mosaicarum et Romanarum).

Нормирование  осуществлялось на эмпирической основе в отличие от древневосточной  практики математических расчетов. Уже  в Древней Греции теоретическая  математика окончательно отделилась от экономики к ущербу последней. Рим  использовал в хозяйственной  теории и практике лишь вычисления. Математический аппарат греко-римского времени позволял исследовать поведение доходов и расходов, но не использовался в прикладных целях (римляне «в своих занятиях математикой ограничиваются лишь практически полезными вещами» — Цицерон).

Во  время Римской империи сложилась  устойчивая централизованная система сборов в фиск и финансовая организация налогообложения по восточным образцам. В поздней империи должности в этой системе могли занимать уже вольноотпущенники и рабы. Налогообложение было основано на цензе (tributum, censum), организация которого включала описи населения и его имущества с градацией в пять сословий по доходам. Все римляне были обязаны участвовать в цензе (кроме пролетариев, т.е. неимущих и рабов). Цензоры обязаны были иметь безупречную репутацию (наиболее суровым был Катон Старший. Он же: раб должен работать либо умереть). Их полномочия заканчивались после церемонии жертвоприношения (lustrum, с VI в. до н. э.; рис. 24) .

! Оценка  указывалась налогоплательщиками  самостоятельно на основе книг  домашнего учета (codexdomestxcorum) и их встречной сверки. Цензоры использовали этот же прием для контроля, поэтому книги домашнего учета, по сути, были налоговыми декларациями/ Всего было проведено 74 ценза (наиболее активный период приходится на HI—II вв. до н. э.). [Кодексы домашнего учета были устойчивой традицией в самом Риме и в его провинциях (документ 55)^

1 Жертвоприношение считалось очистительным обрядом, в качестве жертвы выбирались кабан, баран, бык (все мужского рода). Смерть одного из цензоров, приснившийся ему сон с покойником перед началом церемонии были причинами переноса процедуры. Она применялась и после отмены цензов, а отсутствовала лишь в 366 и 379 гг. в связи с волнениями должников и военными действиями.

2 По преданию, Сервий Туллий для первой переписи приказал всем жителям в праздник Paganalia бросать три вида монет: в казну Юноны — за каждый род, в казну Венеры — за каждого умершего, в казну Ювенты — за каждого мужчину призывного возраста. Асе — римская серебряная монета с весовым содержанием 0,45 грамма.



.Цензовые  описи (discriptio) имущества по владельцам обобщали их в группы по стоимости имущества (I = 100 тыс. ассов, II = 75 тыс., III - 50 тыс., IV = 25 тыс., V = 12,5 тыс. accoB)2.JB оценку имущества (с 312 г. до н. э. в денежном выражении) входили недвижимость, земля, инвентарь, драгоценности, одежда (Катон-цензор ввел прогрессивный

1 Hasta обозначало копье, которое как символ выставлялось в судах по вопросам собственности и при продаже государственной собственности.

налог и повышение  цен на одежду, украшения, богатую  домашнюю утварь), Военнообязанные  граждане в пределах 20-40 лет не имели  права находиться вне страны дольше трех лет1. Цензы были и политическим мероприятием:

 

Уклонение от воинской службы и намеренные членовредительства могли повлечь продажу в рабство, денежный штраф, конфискацию имущества, тюремное заключение. Пролетарии в  армию не допускались до 86 г. до н. э.

в 89 г. до н. э. римское гражданство  предоставлялось всем союзникам  в течение 60 дней. Но с этого времени  ценз перестал быть достоверным статистическим инструментом.

Известны  налоги и сборы: с имущества, аренды пастбищ и рудников, отпуска рабов  на свободу; торговые и транспортные пошлины на дорогах, у мостов, в портах; от гладиаторских игр; с холостяков, наследств, земельных владений; штрафы; конфискации имущества по доносам и в уплату налогов. Поощрялась практика доносов в целях налогообложения: «Рабможет донести на господина, если тот обманывает налоговое ведомтво* — Марциан, цит. из [101, с. 431]. Но некоторые категории населения налогов не платили (рабы, чиновники). Для налогообложения был необходим учет доходов, земли и населения. В поздний период земледельцев (колоны) прикрепили к участкам, а ремесленников объединили в коллегии (что перешло в Византию и Западную Европу).

Сбор  налогов осуществлялся через  откуп, который приобретался 
на торгах. Письменные контракты цензора с откупщиками храни- 
лись в казначействе. В табелларии (tabellarium) составлялись списки 
откупщиков (tabulas publicas) с указанием дня сдачи налогов в от- 
куп и содержания контракта, а текущий учет велся в книгах (liber 
hastarius — букв, «книга копья»1). Достоверность контракта подтверж- 
далась описью имущества каждого откупщика, так как имущество 
было залогом (залог мог быть огромным). Откупщики определялись 
как те, «кто выставит опись у копья» (sub hasta). Обычно срок откупа 
составлял пять лет. Действия откупщиков по сбору налогов были 
практически бесконтрольными. '

Финансирование  военных действий осуществлялось за счет бюджета, а при необходимости и за счет принудительного государственного займа (tributum), который погашался при распределении трофеев. Он был введен в 406 г. до н. э., одновременно с принятием законодательства о выплате жалования легионерам (stipendium). Заем определялся пропорционально цензовой оценке имущества в пределах 0,1—0,3% и платился в бюджет ежегодно. В 187 г. до н. э. он был приостановлен, а через 20 лет отменен. Заем продолжал действовать лишь в отношении негражданского свободного населения.""'

Контроль  за использованием государственных средств был предварительным и последующим. Чиновники были обязаны публиковать отчеты на предмет возможного гражданского иска, взаимно контролировались, а их функции разделялись в части прихода и рас

Земельные участки (pagus) разделялись по владельцам межевыми столбами (термины), в связи с чем был бог Термин, который изображался в виде межевого столба и заставлял уважать границы участков (а без тебя бы везде спорными были поля). Традиции земледелия поддерживались государством в культе доброймежи и праздниках Сатурналий.

Особенные успехи были достигнуты в строительстве  общественных зданий (религиозные, спортивные, культурные), водопроводов (первый из них  был сооружен в 312 г. до н.э., всего  их было 11 протяженностью в 100 километров), дорог и мостов. Часть из них  функционируют до сих пор.

3 Деньги чеканились в храме богини плодородия Юноны-Монеты (Советница), поэтому они получили название монет. Манетное производство могло быть объектом откупа.

хода, сдачи  налогов на откуп и фактических  сборов. Цель обнародования отчетов состояла в персональной ответственности за вверенные чиновникам средства (остаток, приход, расход, остаток) и контроле за их текущими затратами (разъезды, обучение, делопроизводство). Мелкие подарки в разумных пределах (знаки гостеприимства) принимать разрешалось (не всегда, не во всякое время, не от всех). Несмотря на контроль, нарушения были и состояли в переводах сумм по другим статьям и на других лиц, а также в покупке должностей чиновниками (замогильные сенаторы).

Экономика Древнего Рима в целом развивалась  благодаря земледелию1, ремесленному производству, строительству2, обширной торговле (престижной считалась оптовая), откупной системе (практически бесконтрольной), банковской деятельности (регулируемой). Развитие и функционирование банков является наряду с юриспруденцией выдающимся достижением древнеримской экономики. За образец были взяты древнегреческие трапезы, но в Древнем Риме их стали называть аргенты. Монетная система3 являлась государственной монополией, а банки — частными с разной стратегией: от выдачи в кредит небольших сумм, но многим должникам до значительных сумм нескольким лицам. Заемщики также могли иметь свой бизнес за счет разницы в процентах — по взятым в банке и оказанным ссудам. Расчеты были безналичными, так как знатные римляне наличными не платили. Кредиты имели залоговый характер. Залогом было имущество должника / его поручителя (в залог принимались даже трупы). Списки дебиторов передавались по завещаниям.

Древнеримские банкиры имели высокий социальный статус. В отличие от древнегреческой социальной ущербности банкиров деятельность римских признавалась общественно значимой. Банковские расчеты происходили в присутствии свидетелей. Их имена приводились в первичных документах, писались чернилами и скреплялись печатями. Все документы имели точную датировку.

Юридическое регулирование охватывало расчеты, торговлю, налоги, бизнес, ответственность  бухгалтеров с акцентированием  на банковских (Дигесты Юстиниана, ст. 43-361. Цит. из [125, с. 210-213]):

«• следует издавать счета именно банкиров... их занятие представляет собой общественную значимость и основной их задачей является прилежное составление счетов; то, что банкир представляет к оплате, должно быть опубликовано, сведения об этом происходят из банков;

Информация о работе Древнеримский учет