Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 13:02, лекция
Дальнейшее развитие юридических норм и их содержание известно из Дигест (Digesta), составленных в Византии (VI в.) с использованием текстов римских юристов и ссылок на них2. Сохранились и другие источники, в составе которых византийские книги юристов (libri iuris). Для обучения теории и практике был написан учебник по гражданскому праву (Institutiones). Государственные чиновники обязаны были знать право, так как на должности стали назначать профессиональных юристов (с I в.). Тексты законов выставлялись на всеобщее обозрение (писались на белых и медных досках), хранились в казначействе, и их повреждение наказывалось штрафом в 500 золотых монет.
Даты в документах указывались по календам, нонам, идам. Календы означали первый день месяца (обычно день уплаты долгов), ноны — пятый день (в январе, феврале, апреле, июне, августе, сентябре, ноябре, декабре) и седьмой день (в марте, мае, июле, октябре), иды — каждый 13-й день месяца (если ноны приходились на пятый день) и каждый 15-й день (если ноны приходились на седьмой день). До VI в. древнеримская неделя было восьмидневной.
Юридически значимые документы и выборочные счета заверялись печатями свидетелей для защиты от подлогов (документы 54,60). При хранении документы ошнуровывались сложным образом, следы чего сохранились в отверстиях кодексов (размещенных по разным схемам), затем заворачивались в холст, обвязывались и скреплялись печатью [54, с. 71 ]. Защита документов состояла также в запрете писать на оборотной стороне папирусов, но с 40 г. до н. э. стали разрешать.
Учетные первоисточники Древнего Рима представлены документами 54—60. Формализованность древнеримских документов приведена в схеме 5.
2.7. Учет Индии и Китая
Древние цивилизации Индии и Китая оставили слабое документальное наследие в учетных первоисточниках, несмотря на свою древность и значимость. Влияние буддизма с VI в. до н. э. с идеей многократного повторения жизни также затрудняет датировку литературных памятников, в которых содержатся указания на учет1.
В Индии до появления на ее территории индоевропейских племен длительное время развивалась собственная культура городского типа (хараппская, IV—II тыс. до н. э.)1, от которой сохранились стеатитовые документы-печати2 и свидетельства рыночной торговли, унифицированной системы мер и весов, строительства зданий, складских хранилищ, систем ирригации и канализации (из обожженного кирпича). На стеатитовых плитках-печатях известно около 3000 коротких надписей, число которых достигает 800 (рис. 28). Попытки их прочтения оказались безуспешными, но приоритет получили учетные версии. По нашему мнению, документы-печати имеют вид стандартизованных тиражированных документов (учетные инструкции, учебные пособия разного характера)3. Но не исключается и версия монет денежных знаков.
1 Древний историк Сыма Цянь (II—I вв. до н. э.) обозначил повторяемость так: * Правление дома Си отличалось прямодушием, но недостатком было то, что простые
. люди оставались неотесанными, поэтому иньцы прибегли к почтительности, но недостатком было то, что простые люди стали суеверными, поэтому чжоусцы прибегли к внешней изысканности, но недостатком стало то, что простые люди стали неискренними, избавиться от которой можно, только вернувшись к прямодушию. Таким образом, путь управления подобен движению по кругу: закончившись, он начинается вновь*. (Сыма Цянь. Исторические записки, в сокращении. — ТМ.)
2 Древняя хараппская цивилизация (современный Пакистан) была случайно открыта в начале XIX в. (блоки зданий из обожженного кирпича использовались для укрепления железнодорожного полотна). Мохенджо-Даро (букв, «селение мертвых») было открыто индийским археологом Р.Д. Банарджи. Большая часть документов происходит из Мохенджо-Даро, население которого составляло около 40 тыс. человек (на площади 60 га).
3 Размещение надписей в документах было, вероятно, справа налево в оттисках, на самих печатях — слева направо, язык дравидский, письмо слоговое, непрочтенное до настоящего времени (попытки расшифровки коллективом ученых под руководством Ю.В. Кнорозова). Технология изготовления плиток-печатей состояла в том, что заготовки отрезали от массива пилой, надписи и изображения вырезали ножом и долотом, шлифовали абразивом, обрабатывали щелочью, обжигали, от чего они приобретали белый цвет и блестящую поверхность.
4 В надписях отсутствуют имена конкретных лиц [64, с. 488].
Разрушение хараппской культуры в IV тыс. до н. э. было вызвано внутренними причинами, а позднехараппской (одвременно в Иране и на юге Средней Азии) — завоеванием / колонизацией ариями («арианизация», II тыс. до н. э.). В конечном счете эти культуры были инкорпорированы
1В документе выделены (нами. - Т.М.) термины: stipulatum - обязательство, mercede - комиссионные, minus — удержать, habet - иметь (производная - habere), accepisse — приход.
2HS означает денарий. 1 денарий - 16 ассов (I в.). 1 асе - 0,45 грамма.
3«1-й день до ид декабря» означает 12 декабря по современному календарю.