Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:39, курсовая работа
Принятые в последние годы законодательные и нормативные документы по малому бизнесу и практическая их реализация требуют серьезного осмысления уже сделанного и пристального внимания к перспективам развития этой сферы деятельности (бизнеса). Поэтому важным является определение роли и значения малого предпринимательства в современной экономике, определение динамики его развития в нашей стране и за рубежом, сравнение тенденций становления малого бизнеса в разных странах с целью внесения полезного в нашу специфику. При этом важен анализ его преимуществ и недостатков.
Введение 3
1. Задачи бухгалтерского учета деятельности субъектов малого предпринимательства………………………………………………………….5
2. Методология и постановка учета деятельности субъектов малого предпринимательства…………………………………………………………12
2.1 Бухгалтерский учет малых предприятий, применяющих журнально-ордерную форму учета………………………………………………………...12
2.2 Методология бухгалтерского учета малых предприятий, применяющих упрощенные формы учетных регистров……………………………………...14
2.3 Простая форма бухгалтерского учета…………………………………...14
2.4 Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия……………………...16
3. Учет в субъектах малого предпринимательства при других вариантах упрощенной системы…………………………………………………………...18
4. Бухгалтерская отчетность малых предприятий…………………………...27
Заключение……………………………………………………………………....34
Список использованной литературы…………………………………………...35
Бухгалтерский учет, с точки зрения его организации и отражения в учетных регистрах, должен быть максимально упрощен. Первичный документ - бухгалтерская запись - регистр учета - сводные данные - баланс. Однако в отличие от Главной книги по журнально-ордерной форме учета Главная книга по американскому типу ведется в разрезе субсчетов, что делает ее одновременно и сводным, и аналитическим регистром учета. Таким образом, отпадает необходимость ведения большинства дополнительных аналитических ведомостей и таблиц.
В качестве дополнительных регистров учета остаются расчетно-платежные ведомости по заработной плате, типовые учетные регистры по кассовым операциям, учету амортизации основных средств и МБП, калькуляции себестоимости изделий и некоторые другие расчеты.
Таким образом, предлагаемая форма учета имеет схему, первичные документы с бухгалтерскими записями в календарной последовательности -
Главная книга (с ведением отдельных счетов) - Баланс. Основной учетный регистр - счет (табличная форма счета приведена). Каждый счет имеет нумерацию (код) в соответствии с рабочим Планом счетов, разработанным на каждом предприятии в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Каждый счет - это и есть отдельный регистр Главной книги и их совокупность образует Главную книгу предприятия (организации, фирмы) В конце месяца подсчитываются обороты, рассчитывается сальдо конечное (остаток на конец месяца). Данные каждого счета (сальдо начальное, обороты и сальдо конечное) заносятся в оборотную ведомость за месяц, квартал, полугодие, год, а затем - в соответствующий по этому периоду баланс.
Таким образом, этот вариант учета прост, понятен, позволяет вести учет при любом количестве хозяйственных операций, не требует множества учетных регистров. Представляется целесообразным вести эту форму всем Юридическим лицам независимо от вида деятельности и ведомственной принадлежности (государственным, полугосударственным и частным структурам).
4. Бухгалтерская отчетность малых предприятий.
Бухгалтерская отчетность в настоящее время регламентируется и регулируется следующими документами:
- Федеральным Законом № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. «О бухгалтерском учете»
- Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ № 34 н от 29.07.98)
- Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99» (новая редакция введена Приказом Минфина России от 6.07.99 № 43 н)
- Приказом Минфина России от 13.01.2000 г. № 4 н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
- Приказом Минфина России от 28.06.2000 г.% 60 н «О методологических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций».
Документы, регулирующие отдельные вопросы бухгалтерской отчетности:
- ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» (утв. приказом МФ России от 25.11.98 № 56 н)
- ПБУ 8/98 «Условные факты хозяйственной деятельности» (утв. Приказом МФ России от 25.11. 98 № 57 н)
- ПБУ 9/99 «Доходы организации» (утв. приказом МФ России от 6.05.99 №32 н)
- ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утв. приказом МФ России от 6.05.99 № 33 н)
- ПБУ 11/2000 «Информация по аффимированным лицам» (утв. приказом МФ России от 13.01.2000 № 5 н)
- ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» (утв. приказом МФ России от 27.01.2000 № 11 н).
Вариантами бухгалтерской отчетности в зависимости от объемов деятельности организации являются:
- упрощенный
- стандартный
- множественный.
(см. подробно Приказ Минфина России от 13.01.2000 г. № 4 н « О формах бухгалтерской отчетности организаций»)
Несмотря на общие подходы к бухгалтерской отчетности в целом для большинства организаций, для малых предприятий были и остаются особенности. Рассмотрим их.
1. Распоряжением Правительства
РФ от 9 октября 1995 г № 1389-р
с изменениями, внесенными
2. В соответствии с письмом Минфина РФ от 1 февраля 1993 г «Учет на малых предприятиях» в разделе III «Бухгалтерская отчетность малого предприятия» этого документа конкретно не указаны формы отчетности, а у казано « К годовой бухгалтерской отчетности малые предприятия прилагают пояснительную записку, в которой излагаются учетная политика (нормы и правила по оценке и учету отдельных видов имущества и затрат), основные факторы, повлиявшие в отчетном году на результаты его деятельности и финансовое состояние. Малые предприятия, созданные на основе привлечения средств частных лиц (пайщиков), вкладов других предприятий и физических лиц, до закрытия оборотов за декабрь, если это не предусмотрено учредительными (или иными) документами, готовят и представляют на утверждение в указанные адреса (или в форме доклада руководителя предприятия на собрании вкладчиков) доклад о финансовой деятельности предприятия в отчетном году».
3. В «Указаниях по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» (утв. приказом МФ РФ от 22 декабря 1995 г. № 131) в разделе 3 «Бухгалтерская отчетность малого предприятия» имеются два коротких пункта касательно отчетности в следующем изложении:
«п. 3.1. Малое предприятие составляет и представляет бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (номера и даты документа не указаны - прим автора) п 3.2 Малое предприятие вправе представлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной процедуре и формам отчетности. При этом в состав годового бухгалтерского отчета малого предприятия разрешается включать только формы № 1 «Бухгалтерский баланс» и № 2 «Отчет о финансовых результатах и их использовании». (Известно, что форма № 2 свое название уже поменяла (прим. автора). Не представляется в составе бухгалтерского отчета пояснительная записка».
4. Требования к отчетности малых предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, должны соответствовать:
Федеральному закону № 222-ФЗ от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», а также приказу Минфина России от 15 марта 1996 г. №27 «О мероприятиях по реализации Федерального Закона от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» и приказу ГНС РФ от 24 января 1996 г. № ВГ-3-02/5 «Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства».
Так, в соответствии с Федеральным Законом № 222-ФЗ от 8 декабря 1995 г. (см. пункт 4 статьи 1) «Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме... Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации»*.
При решении о переходе организации или индивидуального предпринимателя на эту систему, основным официальным документом является патент, выдаваемый налоговым органом сроком на один календарный год. На его основе приобретается самой организацией «Книга учета доходов и расходов», которая затем регистрируется в этом же территориальном налоговом органе.
На «Патент» и «Книгу учета доходов и расходов» распространяются правила обращения с отчетностью, установленные действующими нормативными актами Российской Федерации.
Таким образом, т.е, кто применяет указанную систему по итогам хозяйственной деятельности за отчетный период представляют в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом:
- выписку из «Книги
доходов и расходов» (по
Кроме указанных документов также представляются:
- патент
- книга учета доходов и расходов
- кассовая книга
- платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа).
5. В соответствии с приказами Минфина России от 13.01.2000 № 4 н и от 28.06. 2000 № 60н для субъектов малого предпринимательства (МП) рекомендуется: а) Для субъектов МП, не применяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанных проводить независимую аудиторскую проверку:
- не представлять
- не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности «Отчет об изменениях капитала» (форма № 3), «Отчет о движении денежных средств» (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), если отсутствуют соответствующие данные.
Для малых предприятий также, как и для прочих, при представлении отчетности за текущий отчетный период должны быть приведены данные по каждому числовому показателю минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному. При этом подразумевается сопоставимость показателей, а при несопоставимости - их корректировка с соответствующими пояснениями.
В соответствии с п. 12 Методических рекомендаций от 26.06.2000 № 60 бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности».
Порядок формирования показателей бухгалтерского баланса (формы № 1), данных отчета о прибылях и убытках (формы № 2), отчета об изменениях капитала (формы № 3), отчета о движении денежных средств (формы № 4), приложения к бухгалтерскому балансу (формы № 5) и пояснительной записки одинаков для всех организаций и подробно рассмотрен в Методических рекомендациях от 26.06, 2000 № 60 н.
Бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется за квартал, полугодие, 9 месяцев и год в адреса и сроки в соответствии с указанными документами. День представления малыми предприятиями бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.
Таким образом, стратегия программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 6.03.98 №283, поэтапно реализуется. Это нашло отражение в последних документах Минфина России и касается кроме прочих и малых предприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Становление и развитие малого бизнеса является актуальной и перспективной проблемой в нашей стране и за рубежом. В этой проблеме остается много нерешенных или недостаточно решенных вопросов. Среди них, на наш взгляд, важными являются вопросы учета, отчетности, налогообложения. Учитывая актуальность проблемы, в работе обобщены, определенным образом проанализирован материал по этой проблеме, даны оценки. Отмечается большим положительным решением принятие «Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Однако даже весьма поверхностный анализ этой программы свидетельствует о том, что некоторые решения имеют недостаточную проработку. По всей вероятности, проработка будет осуществляться в рабочем порядке.
Разумеется, в рамках настоящей работы сформулированы лишь наиболее общие, основные задачи. Глубокая и детальная проработка всех поставленных задач должна осуществляться совместными усилиями теоретиков и практиков бухгалтерского учета и налогообложения.
В работе обобщен официальный и практический материал по: бухгалтерскому учету в малых предприятиях, применяющих журнально- ордерную форму учета, бухгалтерскому учету в малых предприятиях, применяющих упрощенные формы учетных регистров, бухгалтерскому учету в малых предприятиях, применяющих другие формы (варианты) упрощенной системы, в том числе: 1) при кассовом методе учета доходов и расходов; 2) при переходе на уплату единого налога.
Следует отметить, что в рамках отдельной работы нереально решить все проблемы развития малого предпринимательства в России. Работа может иметь теоретическое и практическое развитие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Алексеева Г.Н. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. – Тамбов: Изд-во ТГТУ? 2004.;
Информация о работе Задачи бухгалтерского учета деятельности субъектов малого предпринимательства