Законы о бухгалтерском учёте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:57, доклад

Краткое описание

Статья 1. Бухгалтерский учет, его объекты и основные задачи
1. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Вложенные файлы: 1 файл

Законы о бух. учёте.docx

— 36.11 Кб (Скачать файл)

Глава II. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО

УЧЕТА. БУХГАЛТЕРСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ

Статья 8. Основные требования к ведению бухгалтерского учета

1. Бухгалтерский учет имущества,  обязательств и хозяйственных  операций организаций ведется  в валюте Российской Федерации  - в рублях.

2. Имущество, являющееся собственностью  организации, учитывается обособленно  от имущества других юридических  лиц, находящегося у данной  организации.

3. Бухгалтерский учет ведется  организацией непрерывно с момента  ее регистрации в качестве  юридического лица дореорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Организация ведет бухгалтерский  учет имущества, обязательств  и хозяйственных операций путем  двойной записи на взаимосвязанных  счетах бухгалтерского учета,  включенных в рабочий план  счетов бухгалтерского учета.

Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

5. Все хозяйственные операции  и результаты инвентаризации  подлежат своевременной регистрации  на счетах бухгалтерского учета  без каких-либо пропусков или  изъятий.

6. В бухгалтерском учете организаций  текущие затраты на производство  продукции и капитальные вложения  учитываются раздельно.

Статья 9. Первичные учетные  документы 

1. Все хозяйственные операции, проводимые  организацией, должны оформляться  оправдательными документами. Эти  документы служат первичными  учетными документами, на основании  которых ведется бухгалтерский  учет.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Постановлением Госкомстата РФ от 29.05.1998 N 57а, Минфина РФ от 18.06.1998 N 27н  утвержден Порядок поэтапного введения в организациях независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, унифицированных форм первичной учетной документации.

 

2. Первичные учетные документы  принимаются к учету, если они  составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени  которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных  за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц;

3. Перечень лиц, имеющих право  подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации  по согласованию с главным  бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные  операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации  и главным бухгалтером или  уполномоченными ими на то лицами.

4. Первичный учетный документ  должен быть составлен в момент  совершения операции, а если это  не представляется возможным  - непосредственно после ее окончания.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для  отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти  документы.

5. Внесение исправлений в кассовые  и банковские документы не  допускается. В остальные первичные  учетные документы исправления  могут вноситься лишь по согласованию  с участниками хозяйственных  операций, что должно быть подтверждено  подписями тех же лиц, которые  подписали документы, с указанием  даты внесения исправлений.

6. Для осуществления контроля  и упорядочения обработки данных  о хозяйственных операциях на  основе первичных учетных документов  составляются сводные учетные  документы.

7. Первичные и сводные учетные  документы могут составляться  на бумажных и машинных носителях  информации. В последнем случае  организация обязана изготовлять  за свой счет копии таких  документов на бумажных носителях  для других участников хозяйственных  операций, а также по требованию  органов, осуществляющих контроль  в соответствии с законодательством  Российской Федерации, суда и  прокуратуры.

8. Первичные учетные документы  могут быть изъяты только органами  дознания, предварительного следствия  и прокуратуры, судами, налоговыми  инспекциями и органами внутренних  дел на основании их постановлений  в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

КонсультантПлюс: примечание.

Письмом Минфина РСФСР от 26.07.1991 N 16/176 утверждена Инструкция о порядке изъятия должностным лицом государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, у предприятий, учреждений, организаций и граждан.

 

Главный бухгалтер или другое должностное  лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием  основания и даты изъятия. 

Статья 10. Регистры бухгалтерского учета

 

КонсультантПлюс: примечание.

Письмом Минфина РФ от 24.07.1992 N 59 направлены Рекомендации по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства, а также Перечень типовых регистров единой журнально-ордерной формы.

 

1. Регистры бухгалтерского учета  предназначены для систематизации  и накопления информации, содержащейся  в принятых к учету первичных  документах, для отражения на  счетах бухгалтерского учета  и в бухгалтерской отчетности.

Регистры бухгалтерского учета  ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и  карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.

2. Хозяйственные операции должны  отражаться в регистрах бухгалтерского  учета в хронологической последовательности  и группироваться по соответствующим  счетам бухгалтерского учета.

Правильность отражения хозяйственных  операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие  и подписавшие их.

3. При хранении регистров бухгалтерского  учета должна обеспечиваться  их защита от несанкционированных  исправлений. Исправление ошибки  в регистре бухгалтерского учета  должно быть обосновано и подтверждено  подписью лица, внесшего исправление,  с указанием даты исправления.

4. Содержание регистров бухгалтерского  учета и внутренней бухгалтерской  отчетности является коммерческой тайной.

Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской  отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут  ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 11. Оценка имущества  и обязательств

 

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся оценки имущества и обязательств, см. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н.

 

1. Оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении.

Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного  безвозмездно, - по рыночной стоимости  на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления.

Начисление амортизации основных средств и нематериальных активов  производится независимо от результатов  хозяйственной деятельности организации  в отчетном периоде. 

Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации  и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета.

2. Бухгалтерский учет по валютным  счетам организации и операциям  в иностранной валюте ведется  в рублях на основании пересчета  иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения операции.

Статья 12. Инвентаризация имущества  и обязательств

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 утверждены Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

 

1. Для обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности организации  обязаны проводить инвентаризацию  имущества и обязательств, в ходе  которой проверяются и документально  подтверждаются их наличие, состояние  и оценка.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

2. Проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской  отчетности;

при смене материально ответственных  лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления  или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Выявленные при инвентаризации  расхождения между фактическим  наличием имущества и данными  бухгалтерского учета отражаются  на счетах бухгалтерского учета  в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется  на финансовые результаты организации, а у бюджетных и казенных учреждений приходуется и отражается в учете  в порядке, установленном Министерством  финансов Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) недостача имущества и его  порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетных и казенных учреждений списываются и отражаются в учете в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Глава III. БУХГАЛТЕРСКАЯ  ОТЧЕТНОСТЬ

Статья 13. Состав бухгалтерской  отчетности

1. Все организации обязаны составлять  на основе данных синтетического  и аналитического учета бухгалтерскую  отчетность.

 

КонсультантПлюс: примечание.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 208-ФЗ наряду с бухгалтерской отчетностью организации составляется консолидированная финансовая отчетность этой организации.

 

2. Бухгалтерская отчетность организаций,  за исключением отчетности государственных  (муниципальных) учреждений, а также  общественных организаций (объединений)  и их структурных подразделений,  не осуществляющих предпринимательской  деятельности и не имеющих  кроме выбывшего имущества оборотов  по реализации товаров (работ,  услуг), состоит из:

(в ред. Федеральных законов  от 23.07.1998 N 123-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных  нормативными актами;

г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность  бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 183-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) пояснительной записки.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н  утверждена новая Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

 

Состав бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений определяется Министерством финансов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской  деятельности и не имеющих кроме  выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливается  упрощенный состав годовой бухгалтерской  отчетности в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.1998 N 123-ФЗ)

3. Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Другие органы, осуществляющие регулирование  бухгалтерского учета, утверждают в  пределах своей компетенции формы  бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

Информация о работе Законы о бухгалтерском учёте