Значение бухгалтерского баланса и требования, предъявляемые к нему в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Внешние пользователи бухгалтерского баланса получают возможность:
- принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с тем или иным партнером;
- избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам;
- правильно построить отношения с заказчиком;
- учесть целесообразность приобретения активов той или иной организации;
- учесть возможные риски.

Содержание

Введение. 3-6
1.Методологические основы организации состояния бухгалтерской (финансовой) отчетности. 7-21
Значение и требования, предъявляемые к бухгалтерскому балансу в условиях рыночной экономики. 7-16
Нормативно-правовое регулирование составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. 17-21
2. Состав и основные правила формирования показателей бухгалтерского баланса в ОАО «Михайловхлебопродукты». 22-62
2.1. Краткая экономическая характеристика ОАО «Михайловхлебопродукты». 22-31
2.2. Подготовительная работа по составлению бухгалтерского баланса. 32-34
2.3. Оценка и формирование статей актива и пассива баланса. 35-62
3.Совершенствование организации составления бухгалтерского баланса в ОАО «Михайловхлебопродукты». 63-75
Заключение. 76-84
Список используемой литературы. 85-88

Вложенные файлы: 1 файл

Значение бухгалтерского баланса и требования предъявляемые к нему в рыночной экономике.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

Поэтому постановка бухгалтерского учета в узком  смысле сводится к разработке правил оформления, приема, выдачи и хранения учетных документов на основании  организационных и распорядительных документов, составлению ряда необходимых  организационно-распорядительных документов – регистров бухгалтерского учета и документов внутренней отчетности. Содержание бухгалтерской работы на данном этапе заключается в разработке выходных отчетных документов на основании полученных учетных документов.

Таким образом, постановка бухгалтерского учета предполагает:

- разработку  организованно-распорядительных документов (положения о бухгалтерии, должностных  инструкций работников бухгалтерии);

- составление графика документооборота общества;

- создание номенклатуры  дел и организация хранения документов;

- создание технологии  обработки получаемой информации (формирование системы регистров  бухгалтерского учета и правил  внутренней отчетности, разработку  порядка проведения инвентаризации  и методов оценки видов имущества  и обязательств);

- формирование  кадровой политики бухгалтерии  (порядка аттестации бухгалтеров,  системы подбора персонала, системы  повышения квалификации).

Главный бухгалтер  должен составить положение о  бухгалтерии, в которое включить следующие разделы:

- общие положения;

- цели и задачи, функции бухгалтерии;

- права и  обязанности работников;

- взаимоотношения  с другими структурными подразделениями  организации;

- организация  работы.

Также необходимо составить должностные инструкции для каждого работника бухгалтерии  в целях разграничения полномочий работников, определения их прав и обязанностей. Закрепление за работниками участков бухгалтерского учета позволит избежать дублирования или не отражения отдельных хозяйственных операций.

Основные должностные  обязанности, требования и квалификации работников должны соответствовать тарифно-квалификационным характеристикам.

Структура инструкции соответствует положению о бухгалтерии  и имеет следующие разделы:

- общие положения;

- функции работника;

- права и  обязанности;

- взаимодействие с другими работниками бухгалтерии и  организации;

- организация  работы;

- правила оценки  результатов работы.

Понятие документооборота включает в себя составление графика  прохождения документов, контроль за правильностью оформления документов и соответствующим отражением операций на счетах бухгалтерского учета. Оптимизация документооборота позволит установить количество необходимых документов и число работников, которые обращаются с данными документами.

При составлении  графика должны быть соблюдены следующие требования:

- первичные  документы, принимаемые бухгалтерией, должны иметь все обязательные  реквизиты;

- при приеме  документов должна осуществляться  проверка правильности арифметических  вычислений;

- документы  должны быть оформлены в соответствии  с требованиями законодательных и нормативных актов;

- все исправления  в документах должны быть заверены  подписями лиц, ответственных  за их составление, с указанием  даты исправления;

- по любой  сделке должны быть представлены  все необходимые документы.

В соответствии с п.2 ст.9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

На начальном  этапе работы по составлению графика документооборота главный бухгалтер устанавливает круг лиц, которые обращаются с первичными документами. В официальном порядке до их сведения доводятся правила оформления первичных документов и сроки предоставления данных документов в бухгалтерию (часто это положение не включается в общий график документооборота, в результате чего задержка в приеме счетов-фактур составляет несколько месяцев). Рекомендуется составить соответствующий приказ руководителя по обществу, в котором также устанавливается ответственность за непредставление вовремя документов в бухгалтерию (выговор, лишение премии и др.).

Своим распоряжением  в бухгалтерии главный бухгалтер  обязывает принимать только те документы, которые оформлены в установленном  порядке. Бухгалтер, принявший документы, оформленные с нарушением правил, несет реальную ответственность.

Контролю подлежит также правильность отражения операций на счетах бухгалтерского учета.

Для этого к  каждому первичному документу прилагается  перечень бухгалтерских записей  с указанием даты и фамилии ответственного бухгалтера.

На этом же этапе  устанавливается контроль за правильностью  оформления первичных документов и  отражения на их основании хозяйственных  операций на счетах бухгалтерского учета.

Главному бухгалтеру необходимо разработать график документооборота, который складывается из общего внутрихозяйственного документооборота и документооборота внутри бухгалтерии. При этом устанавливаются:

- перечень первичных  документов, применяемых на предприятии;

- кто из работников  предприятия имеет право подписывать данные документы и несет ответственность за правильность их оформления и своевременность представления в бухгалтерию;

- рабочая схема  действующих отделов организации;

- порядок движения  каждого документа между отделами  организации и крайний срок представления документов в бухгалтерию;

- график движения  документов внутри бухгалтерии,  позволяющий своевременно организовать  начисление налогов и составление  бухгалтерской отчетности.

После составления  графика каждому лицу, участвующему в документообороте, вручается соответствующая выписка и определяется ответственность за невыполнение требований документооборота.

График документооборота позволяет улучшить контроль со стороны  бухгалтерии за всей работой организации, т.е. повышает эффективность всей учетной работы организации (в том числе за своевременной работой по составлению бухгалтерской отчетности).

В ОАО «Михайловхлебопродукты»  применяется смешанная форма  учета: журнально-ордерная и мемориально-ордерная.

Поэтому имеет  смысл совершенствования учета по журнально-ордерной форме, которая имеет преимущества перед мемориально-ордерной формой учета.

Преимущества  можно свести к следующим:

    1. значительное сокращение повторяемости учетных записей.

Данные первичных  документов обрабатываются и группируются с получением конечной информации. Учетный процесс ускоряется и упрощается, снижается его трудоемкость.

  1. Предусмотрено широкое совмещение аналитического с синтетическим учетом, хронологических записей – систематическими.
  2. Показатели регистров тесно увязаны с показателями отчетности, что позволяет составлять практически почти все формы отчетности на основе итоговых данных текущего бухгалтерского учета. Это значительно сокращает сроки составления отчетности, делает ее более достоверной.
  3. Многие регистры учета строятся таким образом, что в них наряду с фактическими данными приводятся и соответствующие плановые показатели. Это значительно расширяет возможности для оперативного анализа хозяйственной деятельности.
  4. Значительно облегчаются возможности текущего контроля. Все первичные документы, относящиеся к какому-либо одному журналу-ордеру, подбирают в отдельные папки в порядке последовательности записей в нем, поэтому любая запись в регистрах сразу же может быть документально проверена.
  5. Создаются возможности для совершенствования труда счетных работников, поскольку все учетные регистры строго регламентированы по аналитическим и корреспондирующим счетам, имеются возможности для улучшения документооборота, более рационального разделения труда между счетными работниками.

Все это повышает общую культуру учета и достоверность  учетных данных.

Поэтому необходимо перейти со смешанной (журнально-ордерной и мемориально-ордерной) формы учета  на более прогрессивную журнально-ордерную.

ОАО «Михайловхлебопродукты»  необходимо работать над внедрением вычислительной техники в учетный процесс. Централизованно ввести учет «1С-Бухгалтерия», на всех участках учетно-вычислительных работ. Компьютерная обработка предполагает использование одних и тех же команд при выполнении идентичных операций бухгалтерского учета, что практически исключает появлению случайных ошибок, обыкновенно присущих ручной обработке.

Составление годового бухгалтерского баланса является важным этапом работы бухгалтера. При этом возникают вопросы как правильно  формировать показатели, возможность проверки бухгалтерского баланса. Поэтому можно предложить последовательные процедуры проверки бухгалтерского баланса, поскольку это позволит бухгалтеру контролировать формирование показателей бухгалтерского баланса. При этом бухгалтеру необходимо использовать информационную базу при проверке бухгалтерского баланса: основные нормативные документы, регулирующие вопросы формирования показателей бухгалтерского баланса; приказ об учетной политике организации; регистры синтетического и аналитического учета по отдельным объектам бухгалтерского учета.

С целью самоконтроля соответствия показателей бухгалтерского баланса требованиям нормативных  документов проверяются:

- состав и  содержание каждого раздела бухгалтерского  баланса;

- правильность оценки статей бухгалтерского баланса;

- взаимоувязка  показателей бухгалтерского баланса  с другими формами бухгалтерской  отчетности.

Одной из важных процедур является проверка взаимоувязки показателей бухгалтерского баланса  с другими отчетными формами.

С целью соблюдения требования непротиворечивости данных бухгалтерского баланса показателям в других формах отчетности предлагаю тест «Взаимоувязки показателей статей баланса с отчетными формами».

 

Таблица 12.

Взаимоувязка  показателей статей бухгалтерского баланса с отчетными формами

Показатели  бухгалтерского баланса (форма №1)

Показатели, с  которыми производится сопоставление

1

2

3

4

5

6

Показатель 

Номер строки графы 4

Сумма тыс.руб.

Номер строки и  графы, алгоритм расчета

Сумма тыс.руб.

Отклонение  и пояснения

     

Форма №5 «Приложение  к бухгалтерскому балансу»

   

Внеоборотные  активы

         

Нематериальные  активы

110

-

Стр.010-050, гр.4

-

-

Основные средства

120

40802

Стр.130-140, гр.4 (81417-40615)

40802

-

Доходные вложения в материальные ценности

135

-

-

-

-

Долгосрочные  финансовые вложения

140

-

-

-

-

Оборотные активы

         

Краткосрочная дебиторская задолженность

240

27885

Стр.620, гр.4

27885

-

     

Форма №4 «Отчет о движении денежных средств»

   

Денежные средства

260

4941

Стр.450, гр.3

4941

-

     

Форма №3 «Отчет об изменениях капитала»

   

Капиталы и  резервы

         

Уставный капитал

410

37

Стр.010, гр.3

37

-

Добавочный  капитал

420

40472

Стр.050, гр.4

40472

-

Резервный капитал

430

-

-

-

-

     

Форма №5 «приложение к бухгалтерскому балансу»

   

Долгосрочные  обязательства

         

Займы и кредиты

-

-

-

-

-

Кредиты банков

-

-

-

-

-

Краткосрочные обязательства

         

Займы и кредиты

610

103000

Стр.654, гр.4

103000

-

Кредиты банков

-

-

-

-

-

Займы

-

-

-

-

-

Кредиторская задолженность

620

3779

Стр.650-654, гр.4 (1-6779-103000)

3779

-


 

Тест приводится в сокращенном виде.

На основании  проведенного исследования, можно сделать  вывод, что основным источником информации, которая отражает имущество общества, его обязательства и представляет достоверную и полную информацию о финансовом положении ОАО «Михайловхлебопродукты» является бухгалтерский баланс, сформированный, исходя из правил, установленных нормативно-правовыми актами, которыми руководствуется бухгалтерская служба общества при составлении бухгалтерского баланса.

Информация  о финансовых результатах в бухгалтерском  балансе позволяет оценить потенциальные  изменения в ресурсах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Перестройка управления экономикой, переход к рыночным отношениям, становление цивилизованного предпринимательства сопровождается возрастанием роли бухгалтерского учета в управлении и контроле предпринимательской деятельности.

Открытое акционерное  общество ОАО «Михайловхлебопродукты»  является юридическим лицом и  действует на основании Устава и законодательства РФ.

Общество создано  путем преобразования государственного предприятия «Михайловский комбинат хлебопродуктов», является его правоприемником, имеет права и обязанности, возникающие  у указанного предприятия до момента его преобразования в акционерное общество ОАО «Михайловхлебопродукты».

Организационная структура управления является линейно-функциональной.

ОАО «Михайловхлебопродукты»  выполняет функции:

    1. Закупки зерновых культур для выработки муки и комбикорма.
  1. Производит обработку, очистку, сушку зерна, вентиляцию, т.е. доводит зерно до установленной кондиции и обеспечивает качественную и количественную сохранность хлебопродуктов.
  1. Подготавливает партии зерна и продуктов его переработки к отпуску и отгрузке на все виды транспорта.
  2. Производит выработку муки трехсортного помола и комбикормов в специально построенных корпусах цехов с установленным оборудованием.

Продукция ОАО  «Михайловхлебопродукты» пользуется большим спросом у жителей  Рязанской области и других регионов России. у продукции ОАО «Михайловхлебопродукты» высокое качество, сравнительно низкая цена и тем самым она является конкурентоспособной продукцией и позволяет Обществу получать прибыль от ее реализации. С целью минимизации влияния рисков на деятельность общества проводится тщательный мониторинг рынка зерна и муки.

Информация о работе Значение бухгалтерского баланса и требования, предъявляемые к нему в рыночной экономике