Значение конкуренции в развитии экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть понятие конкуренции, ее видов, функций в экономике и определить роль и значение конкуренции в развитии экономики.

Задачи работы:
- изучить теоретические основы конкуренции – понятие, теории, виды;
- изучить модели рынков в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..стр 2
Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции……………………………………….стр 3
Понятие и условия возникновения конкуренции………………………….стр 5
1.2. Функции конкуренции……………………………………………………….стр 6
1.3. Виды конкуренции……………………………………………………………стр 8
1.4. Положительные и отрицательные стороны конкуренции………………….стр10
Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции………стр12
2.1. Совершенная (чистая) конкуренция…………………………………………стр 12
2.2. Монополистическая конкуренция…………………………………………...стр 14
2.3. Олигополия…………………………………………………………………..стр15
2.4. Чистая монополия…………………………………………………………….стр 16
Глава 3. Значение конкуренции в развитии экономики…………………………стр 20
Заключение…………………………………………………………………………..стр 26
Библиографический список………………………………………………………..стр 28

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая по теме конкуренция, её виды и значение для развития экономики.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

        1.4.   Положительные и отрицательные стороны   конкуренции

 

 

       Рассматривая конкуренцию, необходимо показать как ее положительные стороны, так и отрицательные.

   Положительные стороны конкуренции:

- конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

- конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;

- конкуренция стимулирует повышение качества товара;

- конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

- конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

- конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

- конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

- конкуренция вводит новые формы управления.

      Отрицательные стороны конкуренции:

- при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;

- многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.

      Любой товар или услуга в большей или меньшей степени конкурентоспособны. На конкурентоспособность влияют следующие факторы:

а) при его производстве:

- производительность труда;

- уровень налогообложения;

- внедрение научно-технических разработок;

- размеры прибыли предприятия;

- величина оплаты труда.

б) при его потреблении:

- продажная цена товара;

- качество;

- новизна;

- послепродажное обслуживание;

- уровень предпродажной подготовки.

    Согласно исследованиям, известного английского учёного, авторитета в области конкуренции  М.Е. Портера состояние конкуренции на определённом рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:

- соперничество среди конкурирующих продавцов. Каждая фирма следует своей собственной конкурентной стратегии для завоевания лучшей позиции и выгод от конкурентного преимущества.

- сила, мощь, с которой продавцы товара борются за более сильную рыночную позицию в отрасли или в конкурентном преимуществе является лучшим индикатором «пульса» конкуренции.

- прибыль побуждает конкурирующие фирмы развивать свои стратегии, направленные на создание конкурентных взаимодействий.

 

 

Глава 2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции

 

      Взаимодействие между продавцами и покупателями происходит на рынке. Решение продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка.

       По степени развитии конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка (рис 1):

 

Рис.1

 

 

2.1. Совершенная (чистая) конкуренция.

 

         К совершенной (чистой) конкуренции относятся внутриотраслевая конкуренция (между производителями однородной продукции) и межотраслевая конкуренция (между производителями разных товаров). Первая ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары. Межотраслевая конкуренция позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.

       По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения в отрасль новых фирм можно выделить рынки чистой конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние характеризуются как рынки несовершенной конкуренции.

      Совершенная (чистая) конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

       Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции:

- на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров;

- тождественная, стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностей покупателей и, соответственно, продавцов;

- свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;

- наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке.

     Позитивные явления конкуренции:

- снижение издержек;

- быстрое внедрение НТП;

- гибкое приспособление к спросу;

- высокое качество продукции;

- препятствует завышению цен.

    Негативные явления конкуренции:

- разорение многих субъектов рыночной экономики;

- анархия и кризис производства;

- чрезмерная эксплуатация ресурсов;

- неблагоприятное влияние на экологию.

    Недостатки рынка совершенной конкуренции:

- в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП;

- способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;

- не может распространяться на производство общественных благ;

- вытесняется монополиями и олигополистическими структурами.

 

 

 

2.2. Монополистическая  конкуренция.

 

 

       Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

       Монополистическая конкуренция – самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.

        Основные характеристики монополистической конкуренции:

- относительно большое число некрупных (мелких) фирм;

- эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;

- сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.

       Неценовая конкуренция – главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама.

      Проникновение на рынок монополистической конкуренции довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя. Монополистическая конкуренция свойственна реально существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство.

 

 

2.3. Олигополия.

 

      Олигополия – это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей.

      Олигополия характеризует экономическую ситуацию, при которой на рынке остается малое количество производителей – продавцов (от трех до десяти фирм). Крупнейшие из оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену.

      Характерная особенность олигополистического рынка – взаимосвязь фирм: любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.

      В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно менее эффективны. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, то другие вынуждены адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести лишь кратковременный эффект.

      Поскольку продукцию производят крупные предприятия, затраты на производство за счет эффекта масштаба снижаются.

       Изменение цены одним из конкурентов, доминирующим в производстве, определяет ценовую политику в отрасли. Другие подчиняются ей. Ценовая конкуренция при этом ослабевает. Такая ситуация, называемая лидерством в ценах, характерна для олигополии.

        В условиях олигополии неценовые методы конкуренции – от рекламы до экономического шпионажа – оказываются эффективнее, поэтому используются чаще.

       Вступление в олигополистический рынок ограничено. Нужны значительные капитальные вложения, чтобы создать предприятие, способное противостоять фирмам, уже контролирующим данный рынок.

       При олигополистической конкуренции фирма в состоянии контролировать два основных параметра своей деятельности – цену и объем выпуска продукции или оказания услуг, ей выгодно меньше производить и в большей степени завысить цену.

 

 

2.4. Чистая монополия.

 

      Чистая монополия – это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом.

      Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой – либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы – монополиста.

      Понятие чистой монополии обычно является абстрактным. Понятие «монополия» имеет двоякий смысл: под монополией понимают, во–первых, крупное предприятие, занимающее ведущее положение в определенной отрасли; во–вторых, положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой.

       Цель монополии – получение сверхприбыли посредством контроля над ценой и объемом производства на монополизированном рынке.

        Основные черты чистой монополии:

- единственный продавец – производитель;

- товарная дифференциация отсутствует, отсутствие товаров-заменителей;

- продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;

- очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий.

       По сути дела, вход оказывается заблокированным условиями.

       Различают несколько типов монополий:

- естественная монополия. Ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно не возобновимые элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.)

- искусственные монополии. Под этим условным названием понимают объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии выступают в виде различных монополистических отношений.

      В результате концентрации производства могут возникнуть разные организационные формы монополии: картель, синдикат, трест и т.д.

      1. Картель - простейшая форма монополистического объединения. В отличие от других более устойчивых форм, монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны) сохраняет финансовую производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. Попадает под действие антимонопольного законодательства. В одних странах мира запрещены законом, в других, напротив, их формирование поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами

       2. Синдикаты - (от гр. syndikos - действующий сообща) - организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизированно. Были широко распространены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты. Классическим примером является алмазный синдикат «Де Бирс», сосредоточивший в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, так же как и многие другие страны, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом. Пока он располагает возможностями давления на аутсайдеров, пытающихся вести торговлю алмазами самостоятельно, вплоть до их полного вытеснения с рынка. Во многих странах мира приняты законы, направленные против любых форм монополистических объединений, оказывающих тормозящее влияние на развитие экономики.

Информация о работе Значение конкуренции в развитии экономики