Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 10:49, курсовая работа
Предприятия постоянно ведут расчеты. В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово - хозяйственной деятельности неизбежна и должна находиться в рамках допустимых значений. Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля. Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами и кредиторами. Увеличение или снижение дебиторской и кредиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия.
Введение.
Раздел I . организация учета текущих расчетов организаций. 5.
Нормативная основа учета текущих расчетов организаций. 5.
Синтетический и аналитический учет текущих расчетов организации.
Документальное отражение операций по расчетам с подотчетными лицами, с
поставщиками и подрядчиками. С покупателями и заказчиками, с прочими
дебиторами и кредиторами. 8.
1.2.1.Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности. 8.
1.2.2. Раскрытие понятия кредиторской задолженности. 12.
1.2.3 Расчеты с подотчетными лицами. 14.
1.2.4.Расчеты с поставщиками и подрядчиками. 17.
Учет расчетов с работниками по прочим операциям. 18.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками. 21.
1.3. Автоматизация бухгалтерского учета. 24.
Раздел II Анализ текущих расчетов 26.
Заключение . 33.
Список используемой литературы 35.
Кредиторской называют задолженность данного предприятия другим предприятиям, работникам и лицам, которые называются кредиторами. Для отражения расчетов с кредиторами предназначены счета расчетов. Образование или увеличение задолженности перед кредиторами отражается по кредиту счетов расчетов с кредиторами, эти счета являются пассивными. Такие синтетические счета расчетов, как 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и 79 «Внутрихозяйственные расчеты», являются активно-пассивными. Кредиторов, задолженность которым возникла за поступившие материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги называют поставщиками или подрядчиками. Задолженность поставщикам и подрядчикам отражается на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На этом счете также отражается задолженность поставщикам по неотфактурованным поставкам и задолженность поставщикам, подрядчикам и другим кредиторам, которым предприятие выдало в обеспечение их поставок, работ и услуг векселя. Действующим Планом счетов допускается возможность использования для учета расчетов с поставщиками счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Задолженность по начисленной, но еще не выплаченной заработной плате работникам предприятия отражается на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Задолженность предприятия по всем видам платежей в бюджет, включая подоходный налог с работников, отражается на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Задолженность предприятия по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское страхование отражается на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Кредиторов, задолженность которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами.
Под задолженностью «прочим кредиторам» отражается задолженность предприятия по платежам по обязательному и добровольному страхованию имущества и работников предприятия и другим видам страхования, в которых предприятие является страхователем, задолженность по отчислениям во внебюджетные фонды и другие специальные фонды (кроме фондов, отчисления в которые отражаются по счету 69) в соответствии с установленным законодательством РФ порядком, задолженность по кредитам банков, полученным предприятием для выдачи ссуд работникам на жилищное строительство и другие цели, а также для возмещения торговым организациям сумм за товары, проданные в кредит, задолженность перед подотчетными лицами. Расчеты с кредиторами осуществляются в денежной форме безналичной или посредством наличных денег.
Безналичные расчеты ведутся путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций, замещающих наличные деньги в обороте. Перечисления производятся посредством записей, которые показывают уменьшение денежных средств плательщика на его счете в банке и соответственно увеличение остатка денежных средств на счете получателя. Посредником при расчетах выступают банки. Расчеты с работниками предприятия в погашение задолженности по заработной плате, премиям, пособиям, а также по подотчетным суммам осуществляются посредством наличных денег.
Внешними считаются расчеты, остающиеся в сводном балансе соответствующего уровня управления. Но у предприятия возникают также взаимоотношения с персоналом, выполняющим производственные задания, и другими физическими лицами - возникают внутренние расчеты.
К внутренним расчетам можно отнести:
При внутренних расчетах требование платежа обращается непосредственно к плательщику, минуя учреждение банка. Но, прежде чем перечислить деньги, плательщик из предъявленной ему суммы засчитывает платежи, обращенные с его стороны к получателю, после чего на оставшуюся разницу дает поручение . банку на перечисление денежных средств. Если такая разница равна нулю, расчеты считаются завершенными. Если при внешних расчетах через банк проходит каждая расчетная операция, то при внутренних — лишь сальдо совокупности расчетов, учтенных на основании извещений участвующих сторон. Поэтому их применение сокращает время расчетов, потребность в средствах для покрытия взаимных долгов, дебиторскую и кредиторскую задолженности.
Подотчетными лицами считаются работники организации, получившие авансом денежные средства из кассы. В подотчет выдаются деньги для предстоящих командировочных расходов, а также для оплаты хозяйственных расходов, расходов, связанных с приобретением материалов по мелкому опту в розничной торговле, и на другие хозяйственные нужды. Расчеты с подотчетными лицами имеют место практически на каждом предприятии и весьма разнообразны:
Право получать денежные средства под отчет имеют только те сотрудники, чьи фамилии есть в перечне подотчетных лиц. Этот перечень утверждается приказом руководителя предприятия. Как правило, сюда записывают водителей, работников хозяйственных служб, секретарей, а также тех лиц, кто часто бывает в командировках. Иначе говоря, работников, которым могут понадобиться наличные деньги для того, чтобы выполнить свои должностные обязанности: водителю – купить бензин, секретарю – отправить почту, командированному – заплатить за гостиницу. Все работники предприятия, получающие деньги под отчет, должны соблюдать правила работы с наличностью. В приказе нужно не только перечислять подотчетных сотрудников, но и указать, какую сумму каждый из них может получить за один раз, на какой срок и когда они должны сдавать авансовые отчеты в бухгалтерию. Если надо выдавать деньги лицу, не указанному в приказе, можно составить отдельный приказ, где указывают фамилию и должность сотрудника, срок на который ему выдана сумма, дата, не позднее которой он должен сдать авансовый отчет в бухгалтерию и т.д. Каждого сотрудника, чья фамилия включена в перечень подотчетных лиц, нужно под . расписку ознакомить с приказом, а при необходимости разъяснить правила, которые он должен соблюдать, получая наличные и отчитываясь за них. В процессе своей деятельности практически каждый бухгалтер сталкивается с проблемой правильного учета и налогообложения командировочных расходов. При этом часто возникают вопросы, в частности, что, считать служебной командировкой; каков порядок командирования сотрудников предприятия, работающих по совместительству или выполняющих работу по договорам гражданско-правового характера; какими нормативными документами, затрагивающими вопросы командировочных расходов, необходимо руководствоваться в настоящее время. Для правильного отражения организацией расчетов с подотчетными лицами при осуществлении ими командировок необходимо учитывать:
В соответствии с Порядком ведения кассовых операций выдача наличных денег из кассы организации производится по расходным кассовым ордерам типовой межведомственной формы КО-2 или надлежаще оформленным другим документам (платёжным ведомостям, заявлениям на выдачу денег и т.п.) с проставлением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. При приобретении товарно-материальных ценностей делаются проводки: Если сначала выдаются денежные средства под отчет: Дебет 71 Кредит 50(51) – на выданную сумму соответственно при получении работником наличных денег из кассы предприятия или из кассы банка; Дебет 10 Кредит 71 – оприходованы приобретенные товарно-материальные ценности; Дебет 19 Кредит 71 – отражена сумма НДС, указанная в счете фактуре по приобретенным ТМЦ; Дебет 50 Кредит 71 – возвращены в кассу неизрасходованные денежные средства. Если работник закупает ТМЦ за свой счет, а организация возмещает затраченные средства: Дебет 10 Кредит 60 – оприходованы приобретенные товарно-материальные ценности; Дебет 19 Кредит 60 – отражена сумма НДС по приобретенным ТМЦ; Дебет 60 Кредит 71 – отражена задолженность организации перед работником на основании авансового отчета; Дебет 71 Кредит 50 – погашена задолженность перед подотчетным лицом по приобретению ТМЦ. Если работник заключает договор о предоставлении организации возвратной ссуды на определенный срок в форме оплаты приобретенных товаров: Дебет 71 Кредит 73 – отражена оплата физическим лицом ТМЦ за организацию (момент предоставления ссуды); Дебет 10 Кредит 71 – оприходованы приобретенные товарно-материальные ценности; Дебет 19 Кредит 71 – отражена сумма НДС по приобретенным ТМЦ; Дебет 73 Кредит 50 – работнику из кассы возмещены расходы по приобретению ТМЦ. Руководитель предприятия своим приказом должен установить размеры подотчётных сумм и сроки, на которые они выдаются. Лица, получившие наличные деньги под отчёт, обязаны не позднее трёх дней по окончании срока, на который они выданы, предъявить в бухгалтерию отчёт об израсходованных суммах и произвести по ним окончательный расчёт. При наличии неизрасходованного остатка денежных средств этот остаток должен быть внесён сотрудником в кассу организации. Выдача наличных денежных средств под отчёт производится при условии полного отчёта конкретного подотчётного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданных под отчёт наличных денег одним лицом другому запрещается.
Поставщики и подрядчики – это организации, поставляющие сырьё, материалы и другие ТМЦ, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.). Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими ТМЦ, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия предприятия или по его поручению. Без согласия организации в безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные услуги. В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги. В Положении о безналичных расчетах в РФ предложена новая форма расчетов, основанная на использовании выписываемого поставщиком платежного требования-поручения. Оно принимается банком покупателя к исполнению только при наличии средств на расчетном счете покупателя и при его письменном согласии оплатить полностью или частично платежное требование-поручение. На предъявленные к оплате счета поставщиков кредитуют счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебетуют соответствующие материальные счета (10,41 и др.) (Дт 10,41 Кт 60) или счета по учету соответствующих расходов (Дт 20, 23, 25, 26 Кт 60). На счете 60 отражают задолженность в пределах акцепта. При обнаружении недостач по поступившим ТМЦ, несоответствия цен, обусловленных договором, и арифметических ошибок счет бОкредитуют на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76/2 «Расчеты по претензиям» (Дт 76/2 Кт 60). Сумму НДС поставщики и подрядчики включают в счета на оплату и отражают у покупателя по дебету счета 19 и кредиту 60 (Дт 19 Кт 60). Затраты на оплату процентов по кредитам поставщиков и подрядчиков за приобретенные ценности, выполненные работы и оказанные услуги отражают по дебету счетов учета затрат на производство (поскольку они включаются в . себестоимость продукции) и кредиту счета 60. Погашение задолженности перед поставщиками отражают по дебету счета 60 и кредиту счетов учета денежных средств (50, 51, 52, 55) или кредитов банка (66, 67). Порядок бухгалтерских записей при погашении задолженности перед поставщиками зависит от применяемых форм расчетов.
Учет расчетов по предоставленным займам Согласно договору займа, одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. В том случае, если по договору займа передаются вещи, дата передачи определяется на основании накладной, а при передаче денежных средств – банковской выписки. В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему заимодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей. Одним из элементов стимулирования кадров в организациях служит выдача работникам беспроцентных займов. Договор займа – довольно распространенная сделка, получившая свое распространение достаточно давно и активно используемая в настоящее время. Зачастую договор займа называют договором ссуды, что неверно, поскольку термин «ссуда» ("ссудодатель", "ссудополучатель") применяется согласно ГК РФ в отношениях, связанных с безвозмездным пользованием вещью. Основные отличия данных видов договоров состоят в следующем: объектом ссуды могут быть только вещи, в то время как объектом займа могут быть деньги и вещи, определенные родовыми признаками; у объекта не происходит смены собственника при договоре безвозмездного пользования (ссуды), в то время как по договору займа объект передается заемщику в собственность; заем может предусматривать обязанность заемщика уплатить процент за пользование займом, в то время как договором ссуды не предусмотрена уплата какого-либо вознаграждения ссудодателю. Если заимодавцем является юридическое лицо, договор должен быть заключен в письменной форме независимо от размеров займа. Что касается уплаты процентов, то, в случае если стороны пришли к соглашению, что заем предоставляется беспроцентный, это необходимо прямо указывать в договоре, поскольку в соответствии со ст.809 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте жительства заимодавца, а если заимодавцем является юридическое лицо – в месте его нахождения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части. Зачастую заем выдается работнику для вполне определенных целей, например, для приобретения жилья, на лечение и т.д., что позволяет стимулировать получение работником именно тех социальных благ, которые, по мнению работодателя, являются наиболее важными. Законодательство предоставляет возможность заимодавцу не только предоставлять именно целевой заем, но и контролировать выполнение заемщиком условия о том, что заем предоставляется для вполне определенных целей, для чего предусмотрена обязанность последнего обеспечить возможность такого контроля. При этом в отношении заемщика установлена санкция, в соответствии с которой, если он не выполнит предусмотренные выше условия, заимодавец вправе потребовать от заемщика досрочного возврата суммы займа и уплаты причитающихся процентов, если иное не предусмотрено договором. Заемщик обязан возвратить сумму займа. В договоре необходимо указать срок и порядок возврата. Если срок возврата договором не установлен или определен моментом востребования, то заимодавец может воспользоваться своим правом и потребовать возврата заемщиком в течение 30 дней со дня предъявления заимодавцем требования об этом. Счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" предназначен для обобщения информации о всех видах расчетов с работниками организации, кроме расчетов по оплате труда и расчетов с подотчетными лицами. На субсчете 73-1 "Расчеты по предоставленным займам" отражаются расчеты с работниками организации по предоставленным им займам (например, на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство, приобретение или строительство садовых домиков и благоустройство садовых участков, обзаведение домашним хозяйством и др.). В бухгалтерском учете могут быть сделаны следующие проводки: Д-т 73-1 К-т 50, 51 – отражена сумма предоставленного работнику организации займа Д-т 50, 51, 70 К-т 73-1 отражена сумма платежей, поступивших от работника – заемщика (в зависимости от принятого порядка платежа). Д-т 50, 51 К-т 91 проценты, полученные (подлежащие получению) за предоставление в пользование денежных средств организации в течение отчетного периода В случае увольнения работника до момента полного погашения задолженности по полученному займу, сумму задолженности нужно перевести на счет 76: Д-т 76 К-т 73-1, так как счет 73 предназначен только для расчетов с работниками организации. В соответствии с п32 ст.212 НК РФ, в случае, когда сумма процентов за пользование заемными средствами, исчисленная исходя из % ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату получения таких средств, превышает сумму процентов, исчисленную исходя из условий договора, полученная таким образом материальная выгода подлежит обложению НДФЛ. Налоговая ставка на данный вид доходов устанавливается в размере 35% (ст.224 НК РФ). Сумма налога должна исчисляться налогоплательщиком отдельно от иных доходов налогоплательщика, на которые установлены другие налоговые ставки. Исчисляет, удерживает и перечисляет сумму НДФЛ с суммы материальной выгоды на основании доверенности налогоплательщика предприятие, выдавшее ссуду (признаваемое его уполномоченным представителем в отношениях по уплате налога с суммы материальной выгоды по заемным средствам). Удержание налога на доходы физического лица от суммы материальной выгоды в виде экономии на процентах отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" в корреспонденции со счетами учета денежных средств или счетом учета расчетов с персоналом по оплате труда.
Отгрузка и отпуск готовой продукции осуществляется складом на основании товарно - транспортных накладных и счетов - фактур, которые заносятся в книгу регистрации выданных счетов - фактур, а по мере оплаты данные из счетов -фактур заносятся в книгу продаж. Отгрузка (отпуск) продукции покупателям производится в соответствии с заключенными договорами - поставки или непосредственно в процессе свободной продажи. Приемка поставляемой продукции по количеству, состоянию укупорки и внешнему оформлению производится заказчиком на складе. С этого момента заказчику переходит право собственности на продукцию. Поставляемая продукция, в соответствии с договором на поставку, отпускается по отпускным ценам, действующим на момент отгрузки. Учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на активном синтетическом счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". К каждому счету открыты следующие субсчета: 62/00 – расчеты с покупателями и заказчиками за выполненные работы; 62/0.1 – расчеты с покупателями и заказчиками за материалы; 62/02 – расчеты с покупателями и заказчиками по столовой; 62/20 – расчеты с покупателями и заказчиками за автосервис.
По мере предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов за отпущенную продукцию бухгалтерия отражает по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" и дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" сумму, на которую предъявлены расчетные документы. Одновременно себестоимость отгруженной продукции списывается с кредита счета 40 "Готовая продукция" в дебет счета 46 "Реализация продукции". Затем ' начисляется НДС по отгруженной продукции: Дебет счета 46 "Реализация продукции" Кредит счета 76. После оплаты продукции покупателями в бухгалтерском учете заносятся следующие записи: Дебет50 "Касса" Кредит 62/01 "Расчеты с покупателями за материалы" или Дебет 51 "Расчетный счет" Кредит 62/00 " расчеты с покупателями за выполненные работы" Одновременно списывается себестоимость оплаченной продукции: Дебет 46 "Реализация продукции" и Кредит сч. 40 "Готовая продукция". Начисляется НДС на оплаченную продукцию: Дебет сч. 76/01 Кредит 68/01 "Расчеты по НДС" Оплата НДС в бюджет отражается в бухгалтерском учете: Дебет сч. 68/01 "Расчеты по НДС" и Кредит сч. 51 "Расчетный счет". Начислен акциз на оплаченную продукцию: Дебет сч. 46 Кредит 68/03 "Расчеты по акцизам". В случае, если идет оплата за наличный расчет бухгалтерией составляется следующая бухгалтерская проводка: Дебет сч. 46 Кредит сч. 68/14 "Расчет по налогу с продаж". В соответствии с заключенными договорами организация может получать авансы под поставку материальных ценностей, или при оплате продукции. Для учета, полученных от покупателей авансов на организации используется пассивный счет 64 "Расчеты по авансам полученным". К этому счету открыты следующие субсчета: 64/01 – расчеты по предоплате (наличный расчет). Суммы полученных авансов (предварительных оплат) отражаются на счете 64 в виде кредиторской задолженности в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Одновременно производится начисление налога на добавленную стоимость, подлежащего взносу в бюджет, по ставке 20%. На сумму начисленного налога уменьшается сумма аванса на счете 64 "Расчеты по авансам полученным" и увеличивается задолженность бюджету: Дебет счета 64/01 "Расчеты по предоплате (наличный расчет)" или 64/00 "Расчеты по предоплате (безналичный расчет)". Кредит счета 68/01 "Расчет по НДС". При отгрузке продукции, выполнении работ на сумму начисленного НДС сначала делается обратная запись: Дебет сч. 68/01 Кредит 64/00 или сч. 64/01 на восстановлении его в сумме аванса (предварительной оплаты), а затем отражаются все операции, связанные с реализацией продукции. Зачет полученных предварительных оплат производится следующей бухгалтерской проводкой: Дебет сч. 64/00 Кредит сч. 62/00 или Дебет сч. 64/01 Кредит сч. 62/01. В отличие от предыдущего плана в плане счетов 2001 года не предусмотрена специальная синтетическая позиция для учета расчетов по авансам полученным (сч. 64). Теперь авансы полученные от покупателей должны учитываться на сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Отпущенная покупателям возвратная тара отражается следующей бухгалтерской проводкой: Дебет сч. 62/00 "Расчеты с покупателями по возвратной таре" и Кредит сч. 10/01 "Материалы завода ЖБК-7". Возврат залога по таре производится путем зачета в счет погашения долга по продукции или в счет предстоящей поставки на сумму, не превышающую суммы долга по таре на день ее возврата. Возврат залоговой тары оформляется приемной квитанцией и приходным ордером к ней. Учет возвратной тары от покупателей продукции производится на счете 60/00 "Расчеты по возврату тары". При возврате тары в бухгалтерском учете производится следующая запись: Дебет сч. 10/41 "Тара" и Кредит сч. 60/00 "Расчеты по возврату тары". НДС по возвратной таре не начисляется. При зачете сумм по возвращенной таре производится следующая запись: Дебет сч. 60/00' Кредит сч. 62/00. Учет расчетов с покупателями и заказчиками бухгалтерии организации ведет в журнале-ордере № 11 по кредиту сч. 62 и в ведомости по данному счету -по дебету. Все это является основанием для разработки оборотных ведомостей по счету 62, по итоговым данным которых делаются записи в Главную книгу.