Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 00:09, курсовая работа
Актуальной проблемой стабилизации финансовой независимости предприятий на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. Организации и предприятия торговли, и других видов деятельности, имеют убытки по причине недостач и хищений, краж и потерь.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
3
1.1 Понятие и цели инвентаризации
6
1.2 Классификация инвентаризаций, проводимых в организации
9
1.3 Инвентаризация отдельных видов имущества
13
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ОТРАЖЕНИЯ В УЧЕТЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА
16
2.1 Инвентаризационные комиссии
16
2.2 Составление плана инвентаризации
19
2.3 Подготовка имущества, денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности к инвентаризации
20
2.4 Порядок проведения инвентаризации в организации.
23
2.5 Инвентаризационные описи, акты и сличительные ведомости
2.6 Бухгалтерский учет результатов инвентаризации
25
ГЛАВА 3. РАСЧЁТНАЯ ЧАСТЬ
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
38
ПРИЛОЖЕНИЯ
40
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Содержание работ, выполняемых при проведении инвентаризации»
- степень полноты инвентаризации задается субъектом ее назначающим;
- частичной инвентаризация может быть признана только по отношению к ранее заданной полной инвентаризации.
Допустим, директор организации решил проверить все имущество фирмы – это полная инвентаризация, но если он решил проверить только имущество магазина № 2 – это будет частичная инвентаризация по отношению к полной, но, предположим, что было решено проверить только наличие товаров в магазине № 2 – это будет частичная инвентаризация по отношению к предыдущей, которая, в этом случае, автоматически становится полной. Более того, возможно, что принято решение проверить только определенные виды товаров. Такая проверка будет частичной по отношению к предыдущей, которая в этом случае рассматривается как полная.
Каждая отдельная, так называемая частичная инвентаризация, по отношению к кругу проверяемых объектов, является полной.
Например, поставлена задача провести инвентаризацию товаров в магазине № 2. Если она проводится сплошным методом, то необходимо пересчитать и перемерить всю товарную массу, но если речь идет о выборочном методе, то проверяют: или только дорогостоящие товары; или товары, пользующиеся повышенным спросом; или залежавшиеся товары; или самые модные товары; или делается механическая выборка. К последнему виду следует отнести перманентную инвентаризацию, когда ежедневно механически выбираются несколько наименований товаров и проводится их проверка.
В настоящее время имеет место монетарная выборка, при которой проводится строгое разграничение между фундаментальными статистическими понятиями: единица наблюдения и единица совокупности. В данном случае, применительно к товарной массе, единицей наблюдения выступает наименование товаров, а единицами совокупности будут или стоимостные, или натуральные величины[5].
По принадлежности предполагается прежде всего установить место нахождения имущества: оно может быть сдано в аренду, числясь на балансе арендодателя; отгружено покупателю, но не известно, получил ли он это имущество и т.д.
По цели, которую ставят администраторы, назначающие инвентаризацию выделяют:
а) вступительные (начинательные) инвентаризации необходимы в начале любой хозяйственной деятельности. (Некоторые специалисты считают, что такие инвентаризации обычно не проводятся, но это не значит, что они не проводятся вообще. И даже, если бы они не проводились никогда, они заслуживают внимания как логически обоснованные.)
б) последующие, по более распространенной терминологии, текущие – те обычные инвентаризации, включая перманентные, которые проводятся ради того, чтобы и собственники, и администраторы могли убедиться в репрезентативности (точности) учетных данных.
Последующие – текущие инвентаризации проводятся при следующих обстоятельствах:
1) согласно плановому графику;
2) по сигналам, когда администрации сообщают о неблагополучии в деле хранения и реализации товарно-материальных ценностей;
3) при стихийных бедствиях
(пожаре, наводнении) – цель инвентаризации
зафиксировать факт гибели
4) при переоценке ценностей;
в) при передаче ценностей
– обязательные инвентаризации, проводимые
при смене материально
г) ликвидационные – связаны с закрытием организации и имеют огромное значение в связи с тем, что у ликвидируемой организации, как правило, возникает необходимость оплатить очень большие долги. (Д'Альвизе не упомянул еще одну очень важную разновидность: инвентаризации, проводимые в целях выявления форс-мажорных обстоятельств. Эти инвентаризации выявляют, как правило, больше всего недостач)[6].
По субъекту выделяют инвентаризации:
а) ординарные, проводимые по инициативе собственников или администраторов;
б) экстраординарные, предпринимаемые по настоянию каких-либо сторонних органов, например, банков или же по решению судебных органов. В последнем случае, если дело дошло до этих органов, то положение, в сущности, вышло из под контроля администрации организации.
По использованию данных выделяют:
а) информативные – необходимы только для подтверждения какой-либо гипотезы, например, насколько обоснованы испрашиваемые фирмой кредиты. Информативные инвентаризации преследуют прежде всего экономические цели;
б) доказательные – применяются в случае необходимости обосновать возможность судебного иска или для опровержения последнего. Доказательные инвентаризации преследуют прежде всего юридические цели. Эта классификация несколько условна, так как, в сущности, любая доказательная инвентаризация – информативна, но, правда, не все информативные инвентаризации доказательны. Кроме этих, возникают другие трудности, например:
а) частичная выборочная инвентаризация безусловно информативна, но доказательна ли она;
б) перманентная инвентаризация информативна, однако, с точки зрения судебного разбирательства, ее результаты, как правило, довольно трудно доказуемы.
С точки зрения бухгалтера, практическое значение имеют дифференцированные инвентаризации, так как в этом случае ему необходимо сверить каждое наименование товаров, имеющихся в наличии, с их численностью по данным учета[7].
По способу проведения выделяются два вида инвентаризаций:
а) заранее объявленные (назначенные) – ответственные лица знают о времени проведения инвентаризации и обязаны подготовиться к ней;
б) внезапные – ответственные лица не знают о времени проведения инвентаризации и не могут заранее подготовиться к ней.
Оба вида инвентаризаций имеют преимущества и недостатки.
1.3. Инвентаризация отдельных видов имущества
Данные о материально-
Комиссия в присутствии
материально ответственных лиц
проверяет фактическое наличие
материально-производственных запасов
путем обязательного их пересчета,
перевешивания или
Описи составляются отдельно
на материальные ценности, находящиеся
в пути, отгруженные, не оплаченные
в срок покупателями и находящиеся
на складах других организаций. Инвентаризация
указанных ценностей
При инвентаризации незавершенного производства в организациях, занятых промышленным производством, необходимо:
- определить фактическое
наличие заделов (деталей,
- определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов);
- выявить остаток
В зависимости от специфики и особенностей производства перед началом инвентаризации необходимо сдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена[9]. Описи составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению (цех, участок, отделение) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам – с указанием объема работ: по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания.
При инвентаризации основных средств комиссия проводит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, находящиеся в собственности организации.
При выявлении объектов, несвоевременно принятых к учету, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
На основные средства, не
пригодные к эксплуатации и не
подлежащие восстановлению, инвентаризационная
комиссия составляет отдельную опись
с указанием времени ввода
в эксплуатацию и причин, приведших
эти объекты в состояние
Одновременно с
Можно сделать вывод, что инвентаризация – это проверка имущества и обязательств организации путем подсчета, обмера, взвешивания. Она является способом уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью имущества организации. Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств. Существует несколько видов инвентаризации. Впервые классифицировать инвентаризации предложил в 1934 г. итальянский бухгалтер Пьетро д'Альвизе. Существует следующие виды инвентаризации: по объему: полные, частичные; по принадлежности: имущество в организации и вне ее; по цели: вступительные, последующие, при передаче ценностей, ликвидационные; по последовательности: от объекта к регистру, от регистра к объекту; по субъекту: ординарные – инициатива собственника; экстраординарные – инициатива внешних органов: судебных, финансовых и т.п.; по использованию данных: информативные и доказательные; по способу проведения: заранее объявленные (назначенные), внезапные.
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
И ОТРАЖЕНИЯ В УЧЕТЕ
2.1. Инвентаризационные комиссии
О том, как проводить инвентаризацию и как оформить ее результаты, подробно описано в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Результаты инвентаризации будут признаны действительными только в том случае, если соблюдена процедура ее проведения.
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации, организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.). В ее состав можно включать и представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.
При малом объеме работ
и наличии в организации
Постоянно действующая комиссия - организует проведение плановых инвентаризаций, а также выборочных инвентаризаций и проверок в межинвентаризационный период. Персональный состав инвентаризационных комиссий и групп утверждается приказом руководителя предприятия.