Инвентаризация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:59, реферат

Краткое описание

Понятие инвентаризация происходит от латинского слова "инвентира", что означает "находить". Прежде чем приступить к составлению годовой отчетности, каждая организация обязана провести инвентаризацию своего имущества. Такая обязанность установлена ст.12 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
В ходе проводимой инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие имущественных ценностей, состояние расчетов и финансовых обязательств.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением тех случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие и цели инвентаризации………………………………………...5
2.Виды инвентаризации……………………………………………………6
2.1 Инвентаризация имущества и обязательств. Инвентаризация основных средств и нематериальных активов.
2.2 Инвентаризация готовой продукции и товаров.
2.3 Инвентаризация незавершенного производства.
2.4 Инвентаризация материалов.
Инвентаризация финансовых вложений.
2.6 Инвентаризация денежных средств.
3.Проведение инвентаризации……………………………………………24
4.Отражение результатов инвентаризации в учете……………….……..28
Заключение…………………………………………………………………33
Библиография………………………………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

инвентаризация.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Кт 04 «Нематериальные активы»

Если виновное лицо установлено и признало свою вину, то сумма недостачи относится на счет данного виновного лица по остаточной стоимости объекта. Для этих целей в бухгалтерском учете используется счет 73 « Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба». Данная операция отражается записью:

Дт 73 « Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба».

Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Разница между рыночной и балансовой стоимостью недостающего объекта нематериальных активов также относится на счет виновного лица и одновременно эта сумма отражается в составе будущих доходов организации на счете 98 «Доходы будущих периодов», на субсчете «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»

В счет погашения причиненного ущерба виновное лицо  внести денежные средства в кассу организации, на расчетный счет организации в банке или эти суммы могут быть удержаны из его заработной платы: 

Дт 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба».

Одновременно сумма доходов будущих периодов в части, пропорциональной поступившему платежу, включается в состав прочих доходов организации:

Дт 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»

Кт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».

При отсутствии виновного лица недостача списывается в состав внереализованных расходов:

Дт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»

Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Сумма нанесенного ущерба от недостачи нематериальных активов списывается на убытки:

Дт 99 «Прибыли и убытки»

Кт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов»

Сумма внереализованного дохода, полученная в результате возмещения работником суммы недостачи, списывается:

Дт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов»

Кт 99 «Прибыли и убытки»

 

2.2 Инвентаризация готовой продукции и товаров

 

Инвентаризации готовой продукции и товаров осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств № 49. Результаты инвентаризации (излишки, недостачи, пересортицы) отражаются в учете в соответствии с положениями статьи 12 Закона «О бухгалтерском учете».

Основная задача инвентаризации готовой продукции и товаров – проверить соответствие фактического наличия готовых изделий на складе и в отгрузке учетным данным. Одновременно выявляются изделия, которые не оформлены приемно-сдаточными накладными, факты пересортицы, порчи, излишки и недостачи готовой продукции и товаров, проверяют документальную обоснованность остатка средств по счету расчетов с покупателями и заказчиками, выявляют просроченную оплату выставленных счетов.

Порядок проведения инвентаризации готовой продукции и товаров в основном такой же, как и по другим материальным ценностям, входящим в состав материально - производственных запасов. Отличие заключается в том, что товары и готовые изделия в некоторых случаях хранятся не только на складах самой организации, но и в структурных подразделениях (цехах, магазинах на балансе организации) и в других организациях на ответственном хранении. В бухгалтерском учете и в описях они отражаются отдельно, но как единое целое.

Инвентаризацию готовой продукции и товаров следует проводить в довольно короткие сроки, поскольку движение готовых изделий и товаров происходит, как правило, интенсивнее, чем сырья и материалов. При этом проверяют не только наличие готовых изделий и товаров путем подсчета, обмера, взвешивания, но их комплектность, сортность и другие качественные характеристики. В инвентаризационных описях указывают, кроме кода наименования и количества готовой продукции и товаров, ее номенклатурный номер, сорт, марку и другие отличительные признаки, которые предусмотрены в стандартах и технических условиях на готовую продукцию и товары.

На неполноценную и залежалую продукцию составляют отдельные описи. В опись не включаются те изделия, которые пришли в негодность, на эти изделия составляют специальный акт, в котором указывают причины и виновников порчи готовой продукции и сумму потерь от порчи.

При инвентаризации товаров, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, проверяют обоснованность числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

В описях на товарно-материальные ценности, которые находятся в пути, приводятся по каждой отдельной отправке такие данные: количество, стоимость, дата отгрузки, перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского баланса.

В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, приводятся по каждой отдельной отгрузке следующие данные: наименование покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата выписки расчетных документов, дата отгрузки и номер расчетного документа.

Товарно-материальные ценности, которые хранятся на складах в других организациях, заносятся в описи на основании документов, которые подтверждают сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В таких случаях в описях указываются наименование товарно – материальных ценностей, количество, стоимость ( по данным учета), сорт, дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.

Если готовая продукция и товары поступили во время проведения инвентаризации, то их принимают в присутствии инвентаризационной комиссии и включают в отдельную опись.

Значительно облегчается работа по инвентаризации готовой продукции и товаров, если они имеют штриховые коды, а организации обладают соответствующей техникой для их считывания и обработки полученных данных. Таким образом, уже при поступлении таких изделий в организацию можно перенести информацию об их отличительных признаках, цене и т.п. в память компьютера. Таким же способом фиксируют данные об отпуске товаров и продукции покупателям. Работа облегчается тем, что в любой момент компьютер может выдать данные об остатках и движении товаров и продукции любого наименования. Исходя из этого значительно легче становится установить причины возникновения расхождений данных учета и результатов инвентаризации.

Выявленные излишки готовой продукции и товаров оцениваются по рыночной стоимости на дату инвентаризации. Их общая стоимость, принятая к бухгалтерскому учету, включается в составы внереализационных доходов организации, что отражается бухгалтерской записью:

Дт 43 «Готовая продукция», 41 «Товары»

Кт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы»

Излишки по пересортице принимаются к бухгалтерскому учету на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в зачет недостачи:

Дт 43 «Готовая продукция», 41 «Товары»

Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Выявленные недостачи готовой продукции или товаров по местам хранения списываются по учетным ценам:

Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кт 43 «Готовая продукция», 41 «Товары».

При отнесении недостачи на виновное лицо делают запись:

Дт 73 « Расчеты с персоналом по прочим операциям»

Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Если виновное лицо не установлено или судом отказано во взыскании, недостача относится на финансовые результаты деятельности предприятия:

Дт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»

Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

           

2.3 Инвентаризация незавершенного производства

 

К незавершенному производству относятся продукция, не прошедшая всех стадий обработки производственного процесса, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытаний и технической приемки.

Для уточнения учетных данных о незавершенном производстве в установленные сроки производят инвентаризацию незавершенного производства.

При инвентаризации незавершенного производства необходимо_

  • Определить фактическое наличие деталей, узлов, агрегатов и незаконченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;
  • Определить фактическую комплектность незавершенного производства;
  • Выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.

В зависимости от специфики и особенностей производства перед началом инвентаризации необходимо сдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена.

Проверка заделов(деталей, узлов, агрегатов) незавершенного производства производится путем фактического подсчета, обмера, взвешивания.

Описи составляют отдельно по каждому обособленному структурному подразделению с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема.

Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включают, а инвентаризируют и фиксируют в отдельных описях. Забракованные детали в описи незавершенного производства не включают – по ним составляют отдельные описи.

При выявлении недостач или излишков инвентаризационная комиссия определяет причины и виновников и готовит предложения о порядке их списания.

По выявленным недостачам или излишкам незавершенного производства производят следующие бухгалтерские записи.

На общую сумму выявленных недостач:

Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кт 20 «Основное производство»

Кт 23 «Вспомогательное производство»

На сумму недостач по вине работников цехов:

Дт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

При отсутствии виновных лиц:

Дт 25 «Общепроизводственные расходы»

Дт 26 «Общехозяйственные расходы»

Дт 91 «Прочие доходы и расходы» и других счетов

Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

На сумму излишков:

Дт 20 «Основное производство»

Кт 91 «Прочие доходы и расходы».

 

2.4 Инвентаризация материалов

 

Сохранность и правильное оформление по движению материально – производственных запасов подтверждается результатами периодически проводимой инвентаризации.

Прежде чем приступить к проверке фактического наличия материалов, рабочая инвентаризационная группа обязана: опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы; проверить исправность всех весоизмерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения; получить последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении материальных ценностей.

Инвентаризация проводится по местам хранения запасов и при присутствии материально – ответственных лиц.

В процессе проведения инвентаризации решается широкий перечень вопросов:

  • Наличие условий, способствующих сохранности материально – производственных запасов, оформлению их приема и отпуска;
  • Состояние складского и весоизмерительного хозяйства;
  • Постановка складского учета;
  • Выявление фактического наличия запасов и сопоставление его с данными бухгалтерского учета и др.

При проведении инвентаризации комиссия в присутствии материально ответственных лиц осуществляет тщательный подсчет, взвешивание и обмер каждого вида (сорта) материалов и полученные фактические результаты записывает в инвентаризационные описи. Запись производится по каждому отдельному наименованию материалов с указанием номенклатурного номера, вида, группы, партии, сорта в единицах счета, массы или меры. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки фактического наличия.

Отдельные описи составляются на материалы, находящиеся в пути, на ответственном хранении на складах других организаций, подвергшиеся порче, ненужные, неликвидированные, а также на поступившие или отпущенные во время проведения инвентаризации.

Описи подписываются всеми членами комиссии и материально ответственными лицами, которые подтверждают, что все материалы проверены в их присутствии и претензий к комиссии они не имеют.

Информация о работе Инвентаризация