Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 14:52, курсовая работа
Актуальной проблемой развития любого предприятия на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. А одним из наиболее важных средств контроля над сохранностью материальных ценностей является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сличается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.
При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.
Эти ценности заносятся в отдельную
опись под наименованием «
Инвентаризация товарно-
На счетах учета товарно-материальных
ценностей, не находящихся в пути
в момент инвентаризации в подотчете
материально ответственных лиц (в
пути, товары отгруженные и др.), могут
оставаться только суммы, подтвержденные
надлежаще оформленными документами:
по находящимся в пути – расчетными
документами поставщиков или
другими их заменяющими документами,
по отгруженным – копиями
Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами. Например, по счету «Товары отгруженные» следует установить, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-либо отражена на других счетах («Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.д.), или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.
Описи составляются отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций.
В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета. [14, с.5]
В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.
Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности указываются их наименование, сорт, количество, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.
В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.
Малоценные и
Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.
При инвентаризации малоценных и быстроизнашивающихся
предметов, выданных в индивидуальное
пользование работникам, допускается
составление групповых
Малоценные и
Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.).
На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи. [14, с. 6]
Если инвентаризация товарно-материальных ценностей проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке. [14, с. 3]
По окончании инвентаризации могут
проводиться контрольные
Результаты контрольных
Сличительные ведомости –
В сличительных ведомостях отражаются
результаты инвентаризации, то есть расхождения
между показателями по данным бухгалтерского
учета и данными
Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.
Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. [16, с. 8]
На товарно-материальные ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости. [16, с. 9]
Сличительная ведомость
Сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и вручную.
2. Бухгалтерский учет
2.1. Планирование и организация инвентаризации.
План инвентаризаций составляется
главным бухгалтером по согласованию
с директором. Проведение инвентаризаций
планируется на год с разбивкой
по месяцам исходя из сроков и результатов
осуществления предыдущих инвентаризаций
и условий работы материально
ответственных лиц (сезонность, время
отпусков и т. д.), молодых специалистов.
Ежемесячно план работы уточняется и
при необходимости
Один экземпляр плана
инвентаризационной работы представляется
для утверждения контрольно-
Кроме того, составляется график
проведения инвентаризаций товарно-материальных
ценностей и контрольных
Кроме проведения инвентаризаций
в установленные сроки, в планах
могут предусматриваться
Контроль за выполнением плана инвентаризаций, как правило, осуществляется главным бухгалтером, а учёт и проверка качества их проведения – чаще всего начальником. В журнале учёта проведения
инвентаризаций, центрируются данные по каждому магазину о времени проведения инвентаризаций и составе комиссий, даже контрольных проверок, результатах инвентаризаций, сведения о результатах инвентаризаций и их качестве. Могут также указываться данные о соблюдении норматива товарных запасов и о неполноценных товарах.
Организация инвентаризации ценностей имеет большое и возрастающее значение как в борьбе за сохранность собственности, так и в деле управления хозяйственной деятельности предприятий, так как даёт возможность получить точную и достоверную информацию о состоянии товарных запасов, выявить неполноценные товары, осуществить контроль за деятельностью материально ответственных лиц, определение суммы недостач и излишков товарно-материальных ценностей, влияющие на финансовые результаты деятельности торговых предприятий. Что имеет немаловажное значение в условиях создания рыночных структур в стране.
Организационная сторона
инвентаризации предусматривает различные
нарушения, например, в состав комиссий
нередко назначаются
Также должна осуществляться
совершенная организация
Выдача такого распоряжения
вызвана необходимостью обеспечить
право комиссии на проведение инвентаризации
и соблюдение принципа
До начала инвентаризации главный бухгалтер с участием руководителя, специалистов и представителя инвентаризационной комиссии обязан провести инструктаж о порядке и технике проведения инвентаризационной работы .[10, с. 103]
Например, изложение общих правил и специфических особенностей методики инвентаризации конкретных объектов, определение круга
вопросов, на которые необходимо
обратить более пристальное внимание,
разъяснение порядка принятия решений
по результатам проведённых
Распоряжение является единым
документом, который в комплексе
отразит организацию
После регистрации и получения распоряжения о проведении, инвентаризационная комиссия непосредственно приступает к её выполнению.
Последовательность
Схема 1.
Процесс указания выполняемых процедур приводится в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Содержание работ, выполняемых при проведении инвентаризации.
Номер п/п |
Содержание работ |
Код работ | |
1 |
Оформление распоряжения о проведении инвентаризации ценностей и его вручению председателю комиссии. Проведение инструктажа членов комиссии. |
1-2 | |
2 |
Вручение распоряжения администрации предприятия, оповещение об инвентаризации материально ответственных лиц. |
2-3 | |
3 |
Опломбирование подсобных помещений и других мест хранения ценностей. |
3-4 | |
4 |
Получение от кассира последнего кассового отчёта с выведенными в нём остатками денег в кассе. |
4-5 | |
5 |
Проверка кассового отчёта и приложенных к нему документов. |
5-6 | |
6 |
Получение последнего товарно-денежного отчёта. |
4-8 | |
7 |
Подписка о включении
всех расходных и приходных |
8-9 | |
8 |
Проверка предъявленного товарно-денежного отчёта и приложенных к нему документов. |
9-10 | |
9 |
Визирование всех документов
приложенных к товарно-
|
10-11 | |
10 |
Проверка весоизмерительных приборов, используемых комиссией. |
4-12 | |
11 |
Снятие остатка наличия денежных средств в кассе и определение выручки текущего дня. |
6-7 | |
12 |
Запись остатка денежных
средств в кассе в |
7-15 | |
13 |
Подготовка товаров и тары к инвентаризации: группировка и подборка их по артикулу, наименованиям, ценам, выписка излишков на каждый вид товара. |
12-13 | |
Пересчёт и перемеривание товаров и тары. |
13-14 | ||
Запись данных об остатках товарно-материальных ценностей в инвентаризационную опись. |
14-15 | ||
Подписка о том, что все ценности поименованные в описи комиссией проверены в натуре. |
15-16 | ||
Определение предварительных результатов инвентаризации. |
16-17 | ||
18 |
Представление описей в бухгалтерию. |
17-18 | |
Проверка в бухгалтерии товарных документов и отчёта материально ответственного лица. |
11-18 | ||
Проверка инвентаризационных материалов в бухгалтерии. |
18-19 | ||
Составление сличительной ведомости по таре. |
19-20 | ||
Составление расчёта естественной убыли и других нормируемых потерь. |
19-21 | ||
Отражение данных в отличительной
ведомости результатов |
20-22 | ||
Отражение данных расчёта нормируемых потерь в сличительной ведомости. |
21-22 | ||
25 |
Определение окончательных результатов инвентаризации. |
19-22 | |
Рассмотрение результатов инвентаризации. |
22-23 | ||
27 |
Принятие решений по результатам инвентаризации. |
23-24 | |
Отражение в учёте результатов инвентаризации. |
24-25 |