Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 14:52, курсовая работа
Актуальной проблемой развития любого предприятия на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. А одним из наиболее важных средств контроля над сохранностью материальных ценностей является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сличается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.
Данная сетевая модель помогает рационализировать проведение инвентаризаций, сократить время их проведения, что в свою очередь, скажется на улучшение организации торговли, увеличение товарооборота и как следствие, улучшение финансовых результатов.
Для более достоверных данных по результатам инвентаризации необходимо совершенствовать сам процесс проведения инвентаризации. Одним из рациональных приёмов проведения инвентаризации является ярлычный метод.
Его сущность состоит в
том, что работники торгового
предприятия подбирают
После этого товарный ярлык
направляется оператору вычислительной
машины для включения в
Для сокращения времени проведения инвентаризации можно порекомендовать применение специальных книг, построенных по типу оборотных ведомостей. Первая инвентаризация в них отражается как обычно, а последующие на выкладках с указанием лишь количества и стоимости товаров. Этот метод позволяет за счёт одноимённых товаров почти вдвое сокращать объём описи. При инвентаризации продовольственных товаров можно пользоваться такой более эффективной формой её проведения как обмер, но такой способ проверки не совсем точен и достоверен.
2.2.Порядок проведения и документальное оформление инвентаризации.
Прежде чем приступить
к проверке фактического наличия
товаров, инвентаризационная комиссия
проводит подготовительную работу. Она
опломбирует помещения для
Ценности, подлежащие инвентаризации, подбираются по наименованиям, сортам, виду упаковки и укладываются в определённом порядке, удобном для пересчёта, перемеривания и перевешивания.
Товары подсчитываются, взвешиваются и перемериваются в присутствии материально ответственных лиц, при этом определяется их качество, сортность и цена. Инвентаризация товаров проводится в порядке расположения товаров в данном помещении.
Товары, находящиеся на розничных торговых предприятиях в нераспакованном виде, вскрывают и проверяют как по количеству, так и по качеству.
Инвентаризация товаров,
учитываемых партионно, проводится
по отдельным партиям. Товары, поступившие
на предприятие во время инвентаризации,
принимаются материально
В случае обнаружения порчи, боя и лома товарно-материальных ценностей инвентаризационная комиссия составляет акт ф. № 2026 и вместе с письменным объяснением материально ответственных лиц передают на рассмотрение.
На фактически оказавшиеся в наличии товары и тару на торговых
предприятиях составляются инвентаризационные описи
В инвентаризационной описи не допускаются подтирки или подчистки, записи в описях должны производиться ясно и чётко. Исправляются допущенные ошибки во всех экземплярах путём зачёркивания ошибок и написания сверху правильных данных. Исправления в части наименования товаров, их количества, расфасовки и цена должны быть оговорены и подтверждены подписями всех членов комиссии, что на практике нередко не совершается.
Комиссия составляет опись в трёх экземплярах, а при передаче материальных ценностей (под копирку – 3, а два других материально ответственное лицо).
Каждый экземпляр описи в отдельности подписывается всеми членами комиссии (не под копирку).
Если опись состоит из нескольких страниц, то все страницы должны быть пронумерованы, а внизу каждой из них должна быть ссылка на номер следующей страницы.
В опись записывается товар в полном и правильном наименовании с указанием номенклатурного номера, расфасовки. В графе «цена» указывается цена, по которой товар сдан под отчёт по товарным документам материально ответственному лицу. При этом цены должны соответствовать единице измерения, в которой товар внесён в опись.
Например, количество товара указано в штуках, и цена ставится за одну штуку.
Очень часто в магазинах
возникают трудности при
Если в момент инвентаризации поступил товар, то комиссия принимает его и записывает в отдельную опись. На приходных документах делается отметка о том, что товар получен во время инвентаризации. Он приходуется после инвентаризации. Но такие случаи на практике случаются не очень часто.
По весовым товарам в таре указывается вес брутто и вес нетто. Фактически оказавшуюся в момент инвентаризации тару рассортировывают по качественному признаку и составляют для неё две описи – на порожнюю и на занятую под товарами.
Если на торговом предприятии имеется остаток денег, не сданных в банк от продажи товаров, то этот остаток, проверенный инвентаризационной
комиссией, записывается на лицевой стороне описи. По каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров товарно-материальных ценностей и общее количество ценностей в натуральных показателях (безотносительно к их характеру). Такой подход исключает возможность внесения в опись каких-либо изменений или приписок. После взаимной сверки каждая страница описи подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В конце описи инвентаризационная комиссия записывает прописью количество порядковых номеров и натуральных единиц отдельно по последней странице и по всей описи в целом, а также суму всех ценностей. На последней странице описи материально ответственное лицо (бригадир, члены бригады) даёт подписку о том, что все ценности проверены комиссией в натуре в его присутствии и внесены в опись.
На предприятиях с коллективной
материальной ответственностью инвентаризация
может проводиться по числу материально
ответственных лиц с
После окончания инвентаризации председатель комиссии представляет описи в следующем порядке:
На инвентаризационные описи
составляется перечень в двух экземплярах
и под расписку передаётся главному
бухгалтеру. Сданные в бухгалтерию
инвентаризационные описи должны тщательно
проверяться и затем после
проверки выводится результат
Исследования, произведённые в ООО «Плюс» показали, что документальное оформление инвентаризации товарно-материальных ценностей находится не на должном уровне, совершаются такие нарушения как подтирки и подчистки, записи не всегда производятся ясно и чётко.
Не выполняется методика
составления инвентаризационных описей,
то есть не ведётся отдельно инвентаризационная
опись по таре, а вносится в опись
по товарам .
2.3.Отражение результатов инвентаризации в бух.учете.
Выявление результатов инвентаризаций включает два этапа.
Первый этап – подведение
предварительных результатов
Имея эту оперативную информацию, председатель и члены комиссии сразу на месте могли бы решать вопрос о дальнейшей деятельности материально ответственного лица, особенно это важно в настоящее время, когда каждая недостача вливается в миллионную сумму. Председатель инвентаризационной комиссии докладывает о предварительных результатах инвентаризации ценностей руководителю организации, назначившему инвентаризацию, и в случае выявления крупной недостачи, материально ответственное лицо отстраняется от занимаемой должности до получения окончательных результатов.
Второй этап – определение
окончательных результатов
Необходимые подготовительные
работы для выведения результатов
инвентаризации в бухгалтерии включают:
проверку последних товарно-денежных
отчётов, завизированных председателем
инвентаризационной комиссии, записи
данных по ним в учётные регистры,
подсчёт итогов в журналах для
учёта товарно-материальных ценностей,
сверку данных синтетического и аналитического
учёта, взаимную сверку учётных регистров,
проверку полноты поступления ценностей
по встречным (внешним и внутренним)
документам, выведение остатков ценностей
у отдельных материально
Не менее тщательно проверке подвергаются данные в инвентаризационных описях. Все нарушения заполнения инвентаризационной описи могут свидетельствовать о хищениях. К нарушениям заполнения относятся:
Для выявления хищений, которые характеризуются указанными признаками, необходимо провести их исследование путём тщательной проверки тех операций, которые содержат формальные признаки злоупотреблений, путём применения приёмов срочной проверки, взаимного контроля, контрольного сличения и другие, с целью выявления факторов, указывающих на определённые способы сокрытия хищений и злоупотреблений .
Признаки приписок в инвентаризационных
описях рекомендуется выявить
Одним из распространённых способов сокрытия хищений при инвентаризации является неправильная таксировка и подсчёт на отдельных страницах и в описях в целом. Необходимо осуществлять встречные проверки правильной таксировки и подсчёта итогов в описях с использованием вычислительных средств.
Для выявления факторов скрытия недостач повышенной суммой сданной выручки накануне инвентаризации или в период её проведения необходимо сравнить выручку за день до начала и после окончания снятия фактических остатков ценностей со среднедневной плановой и ежедневной выручкой и в другие периоды торговли.
Для выявления признаков хищений, скрываемых при проведении инвентаризации рекомендуется также сопоставить количество возможного
завышения товарных остатков
с указанной в
записанных в