Инвентаризация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальной проблемой развития любого предприятия на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. А одним из наиболее важных средств контроля над сохранностью материальных ценностей является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сличается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Бух..docx

— 346.73 Кб (Скачать файл)

 

 

Данная сетевая модель помогает рационализировать проведение инвентаризаций, сократить время  их проведения, что в свою очередь, скажется на улучшение организации  торговли, увеличение товарооборота  и как следствие, улучшение финансовых результатов.

Для более достоверных  данных по результатам инвентаризации необходимо совершенствовать сам процесс  проведения инвентаризации. Одним из рациональных приёмов проведения инвентаризации является ярлычный метод.

Его сущность состоит в  том, что работники торгового  предприятия подбирают одноимённые  товары в порядке, удобном для  их подсчёта. Затем подсчитав количество товаров и заполняют на каждый его отдельный вид товарный ярлык, в котором указывают наименование товара, сорт, количество, цену и другие признаки, определяющие данное наименование товара. Председатель комиссии в присутствии  материально ответственного лица может  поручить члену комиссии проверить  правильность на нём регистрационный  номер, записать данные ярлыка в контрольную  ведомость.

После этого товарный ярлык  направляется оператору вычислительной машины для включения в инвентаризационную опись данные проверенного товара. Применение этого метода позволяет  на 35-40 % сократить время проведения инвентаризации.

Для сокращения времени проведения инвентаризации можно порекомендовать  применение специальных книг, построенных  по типу оборотных ведомостей. Первая инвентаризация в них отражается как обычно, а последующие на выкладках  с указанием лишь количества и  стоимости товаров. Этот метод позволяет  за счёт одноимённых товаров почти  вдвое сокращать объём описи. При инвентаризации продовольственных  товаров можно пользоваться такой  более эффективной формой её проведения как обмер, но такой способ проверки не совсем точен и достоверен.

 

 

2.2.Порядок проведения  и документальное оформление  инвентаризации.

Прежде чем приступить к проверке фактического наличия  товаров, инвентаризационная комиссия проводит подготовительную работу. Она  опломбирует помещения для хранения ценностей, пересчитывает все имеющиеся  деньги, проверяет точность и сроки  клеймения весоизмерительных приборов, группирует одинаковые товары, находящиеся  в разных местах помещения, отдельно складывает бракованные и пришедшие  в полную негодность товары, получает от материально ответственных лиц  последние товарно-денежные отчёты с соответствующими оправдательными  документами, расписку о сдаче всех документов и отчётов по приходу  и расходу товарно-материальных ценностей. Инвентаризационная комиссия тщательно проверяет предъявленные  отчёты и приложенные документы, особенно накладные на внутреннее перемещение, удостоверяется в наличии подписей материально ответственных лиц, правильности цен на товары, сумм наценок, таксировок, подсчётов. На каждом предъявленном  комиссии документе и на отчётах  ставится дата и подпись председателя инвентаризационной комиссии.

Ценности, подлежащие инвентаризации, подбираются по наименованиям, сортам, виду упаковки и укладываются в определённом порядке, удобном для пересчёта, перемеривания и перевешивания.

Товары подсчитываются, взвешиваются и перемериваются в присутствии  материально ответственных лиц, при этом определяется их качество, сортность и цена. Инвентаризация товаров проводится в порядке  расположения товаров в данном помещении.

Товары, находящиеся на розничных  торговых предприятиях в нераспакованном  виде, вскрывают и проверяют как  по количеству, так и по качеству.

Инвентаризация товаров, учитываемых партионно, проводится по отдельным партиям. Товары, поступившие  на предприятие во время инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии инвентаризационной комиссии и записываются в отдельную  опись. Документы на эти товарно-материальные ценности включаются в первый товарно-денежный отчёт, составленный после инвентаризации.

В случае обнаружения порчи, боя и лома товарно-материальных ценностей инвентаризационная комиссия составляет акт ф. № 2026 и вместе с  письменным объяснением материально  ответственных лиц передают на рассмотрение.

На фактически оказавшиеся  в наличии товары и тару на торговых

предприятиях составляются инвентаризационные описи 

В инвентаризационной описи  не допускаются подтирки или подчистки, записи в описях должны производиться  ясно и чётко. Исправляются допущенные ошибки во всех экземплярах путём  зачёркивания ошибок и написания  сверху правильных данных. Исправления  в части наименования товаров, их количества, расфасовки и цена должны быть оговорены и подтверждены подписями  всех членов комиссии, что на практике нередко не совершается.

Комиссия составляет опись  в трёх экземплярах, а при передаче материальных ценностей (под копирку  – 3, а два других материально  ответственное лицо).

Каждый экземпляр описи  в отдельности подписывается  всеми членами комиссии (не под  копирку).

Если опись состоит  из нескольких страниц, то все страницы должны быть пронумерованы, а внизу  каждой из них должна быть ссылка на номер следующей страницы.

В опись записывается товар  в полном и правильном наименовании с указанием номенклатурного  номера, расфасовки. В графе «цена» указывается цена, по которой товар  сдан под отчёт по товарным документам материально ответственному лицу. При  этом цены должны соответствовать единице  измерения, в которой товар внесён в опись.

Например, количество товара указано в штуках, и цена ставится за одну штуку.

Очень часто в магазинах  возникают трудности при инвентаризации особо крупных остатков отдельных  видов товаров. Даже при очень  крупных остатках какого-либо товара комиссия обязана пересчитать их, а не записывать в опись их количество со слов материально ответственного лица или путём умножения количества ящиков на количество бутылок в одном, без проверки содержимого в каждом ящике.

Если в момент инвентаризации поступил товар, то комиссия принимает  его и записывает в отдельную  опись. На приходных документах делается отметка о том, что товар получен  во время инвентаризации. Он приходуется  после инвентаризации. Но такие случаи на практике случаются не очень часто.

По весовым товарам  в таре указывается вес брутто и вес нетто. Фактически оказавшуюся  в момент инвентаризации тару рассортировывают по качественному признаку и составляют для неё две описи – на порожнюю и на занятую под товарами.

Если на торговом предприятии  имеется остаток денег, не сданных  в банк от продажи товаров, то этот остаток, проверенный инвентаризационной

комиссией, записывается на лицевой стороне описи. По каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров товарно-материальных ценностей и общее количество ценностей в натуральных показателях (безотносительно к их характеру). Такой подход исключает возможность внесения в опись каких-либо изменений или приписок. После взаимной сверки каждая страница описи подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В конце описи инвентаризационная комиссия записывает прописью количество порядковых номеров и натуральных единиц отдельно по последней странице и по всей описи в целом, а также суму всех ценностей. На последней странице описи материально ответственное лицо (бригадир, члены бригады) даёт подписку о том, что все ценности проверены комиссией в натуре в его присутствии и внесены в опись.

На предприятиях с коллективной материальной ответственностью инвентаризация может проводиться по числу материально  ответственных лиц с распределением участников согласно протоколу. В связи  с этим после окончания инвентаризации на основе отдельных инвентаризационных описей составляется сводная опись  фактических остатков товаров. В  сводной описи перечисляется  отдельно каждая инвентаризационная опись  с указанием суммы ценностей  и подсчитывается общий итог всех ценностей по предприятию в целом.

После окончания инвентаризации председатель комиссии представляет описи  в следующем порядке:

  • первый экземпляр описи, заполненный членами комиссии, а так же экземпляр, заполненный материально ответственным лицом, – в бухгалтерию организации, где ведётся учёт ценностей;
  • второй экземпляр описи, заполненный членом комиссии, - материально ответственному лицу.

На инвентаризационные описи  составляется перечень в двух экземплярах  и под расписку передаётся главному бухгалтеру. Сданные в бухгалтерию  инвентаризационные описи должны тщательно  проверяться и затем после  проверки выводится результат инвентаризации.

Исследования, произведённые  в ООО «Плюс» показали, что документальное оформление инвентаризации товарно-материальных ценностей находится не на должном уровне, совершаются такие нарушения как подтирки и подчистки, записи не всегда производятся ясно и чётко.

Не выполняется методика составления инвентаризационных описей, то есть не ведётся отдельно инвентаризационная опись по таре, а вносится в опись                                                         

по товарам .

 

 

 

2.3.Отражение результатов  инвентаризации в бух.учете.

Выявление результатов инвентаризаций включает два этапа.

Первый этап – подведение предварительных результатов инвентаризации, которые определяются немедленно после  её окончания. Точность и быстрота выявления  предварительных результатов инвентаризации определяет во многом успех борьбы с недостачами, хищениями и товарными  потерями.

Имея эту оперативную  информацию, председатель и члены  комиссии сразу на месте могли  бы решать вопрос о дальнейшей деятельности материально ответственного лица, особенно это важно в настоящее время, когда каждая недостача вливается  в миллионную сумму. Председатель инвентаризационной комиссии докладывает о предварительных  результатах инвентаризации ценностей  руководителю организации, назначившему инвентаризацию, и в случае выявления  крупной недостачи, материально  ответственное лицо отстраняется от занимаемой должности до получения  окончательных результатов.

Второй этап – определение  окончательных результатов инвентаризации. Оно осуществляется бухгалтерией после  тщательной проверки и обработки  всех документов в следующие сроки:

  • по мелкой рознице (ларьки, киоски, палатки) – в этот же день;
  • по магазинам – не позднее двух дней.

 

Необходимые подготовительные работы для выведения результатов  инвентаризации в бухгалтерии включают: проверку последних товарно-денежных отчётов, завизированных председателем  инвентаризационной комиссии, записи данных по ним в учётные регистры, подсчёт итогов в журналах для  учёта товарно-материальных ценностей, сверку данных синтетического и аналитического учёта, взаимную сверку учётных регистров, проверку полноты поступления ценностей  по встречным (внешним и внутренним) документам, выведение остатков ценностей  у отдельных материально ответственных  лиц (бригад) к началу инвентаризации. Особое значение имеет сверка сумм, списанных в расход, и реализованных  товаров с выручкой кассы, анализ внутреннего перемещения товаров  из одного магазина в другой, проверка и оформление бухгалтерскими записями не отражённых ранее в отчётах  актов о списании боя, порчи товаров  и т. д.

 

Не менее тщательно  проверке подвергаются данные в инвентаризационных описях. Все нарушения заполнения инвентаризационной описи могут  свидетельствовать о хищениях. К  нарушениям заполнения относятся:

  • неоговоренные исправления цен, количества и сумму определённых товаров;
  • подчистки записей, добавления и дописки цифр;
  • неправильное сбалансирование единиц товаров по страницам описи, количеству указанному комиссией;
  • указанные в описи завышение остатков отдельных товаров (особенно в конце описи);
  • указанные в описи превышающий лимит остатков и сумм, не сданной денежной выручки;
  • наличие в описи товаров, которых не было в записях о поступлении и начальном остатке товаров;
  • несоответствие документальных данных о таре данным о перемещении и фактическом наличии товаров.

Для выявления хищений, которые  характеризуются указанными признаками, необходимо провести их исследование путём тщательной проверки тех операций, которые содержат формальные признаки злоупотреблений, путём применения приёмов срочной проверки, взаимного  контроля, контрольного сличения и  другие, с целью выявления факторов, указывающих на определённые способы  сокрытия хищений и злоупотреблений .

Признаки приписок в инвентаризационных описях рекомендуется выявить составлением записей об остатках одних и тех  же наименований в описях на начало и конец учётного периода.

Одним из распространённых способов сокрытия хищений при инвентаризации является неправильная таксировка и  подсчёт на отдельных страницах  и в описях в целом. Необходимо осуществлять встречные проверки правильной таксировки и подсчёта итогов в описях с использованием вычислительных средств.

Для выявления факторов скрытия  недостач повышенной суммой сданной  выручки накануне инвентаризации или  в период её проведения необходимо сравнить выручку за день до начала и после окончания снятия фактических  остатков ценностей со среднедневной  плановой и ежедневной выручкой и  в другие периоды торговли.

Для выявления признаков  хищений, скрываемых при проведении инвентаризации рекомендуется также  сопоставить количество возможного

завышения товарных остатков с указанной в инвентаризационной описи тарой, занятой под ними. Если количество тары не обеспечивает вместимость

записанных в инвентаризационную опись товаров, то это может служить  признаком приписки товаров.

Информация о работе Инвентаризация