Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 14:52, курсовая работа
Актуальной проблемой развития любого предприятия на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. А одним из наиболее важных средств контроля над сохранностью материальных ценностей является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сличается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.
Скрытие недостач путём неоприходования
товаров, поступивших до инвентаризации,
выявляется сверкой расчётов и встречной
проверкой документов. Наряду с этим
проверяется использование
Важное значение при оценке
материалов инвентаризации имеет проверка
перемещения товаров между
Существует ещё один способ выявления различных негативных явлений при проведении инвентаризации. Это проведение контрольной проверки после проведения инвентаризации. Контрольная проверка оформляется актом о контрольной проверке инвентаризации ценностей (см. Приложение 5).
К проверкам качества проведённых
инвентаризаций привлекаются опытные
работники и специалисты в
совершенстве знающие организацию
проведения инвентаризаций. Однако на
практике контрольные проверки проводятся
редко. Такая тенденция имеет
место из-за загруженности работой
бухгалтеров и нехваткой
В настоящее время количество проверяемых при контрольной проверке ценностей определяется работником её проводящим.
В акте контрольной проверки
сопоставляется, что при фактическом
пересчёте и что значится по описи.
Акт подписывается проводившим
проверку председателем
Контрольные проверки проводятся в присутствии членов инвентаризационной комиссии не только после окончания инвентаризации, но и в процессе её проведения.
Результаты инвентаризации выявляются на основе сопоставления остатков товаров, тары и других ценностей по учётным данным с фактическим их наличием по инвентаризационным описям. Для установления окончательных результатов инвентаризации ценностей бухгалтерия составляет сличительную ведомость о ф. № инв-21 – для розничной торговли (см. Приложение 5). В ней указываются остатки товарно-материальных ценностей по бухгалтерским данным на момент проведения инвентаризации, которые сличаются ф фактическими остатками согласно описи.
При количественно-суммовом
учёте сличительная ведомость составляется
по тем позициям товаров, по которым
установлены расхождения с
Пересортица товаров, которая
может быть вскрыта при инвентаризации,
означает излишек одного и недостачу
другого товара. Она образуется в
тех случаях, когда по документам
числится оприходование или списание
одного товара, а фактически был
оприходован или списан другой товар.
Взаимный зачёт излишков и недостач
в результате пересортицы может
быть допущен как исключение только
в отношении товарно-
При установлении факта недостачи товаров бухгалтерия производит расчёт их естественной убыли (см. Приложение 7). Определяется естественная убыль на основе установленных норм после инвентаризации, если вскрыт факт недостачи товаров. В норму убыли не включаются потери товаров, внутренняя их переброска, списания по актам. Утверждённые нормы являются предельными и не распространяются на штучные, фасованные и транзитные товары.
При количественно-суммовом учёте естественная убыль товаров исчисляется отдельно по каждому виду. Нормы естественной
Руководители организаций
и предприятий обязаны
Мелкие недостачи должны немедленно погашаться, и лишь в определённых случаях допускается получение от работника обязательства с указанием сроков погашения (как правило 2-3 месяца).
По недостачам и растратам, явившимся следствием злоупотреблений, дела направляются в судебно-следственные органы не позднее 5 дней с момента установления недостачи, а также принимаются неотложные меры к наложению ареста на имущество обвиняемых и возмещению материального ущерба.
Для записей результатов инвентаризации товаров и тары в предприятиях розничной торговли используют журнал К-3, отводится отдельная строка по каждому лицевому счёту материально ответственного лица, у которого она проводилась (см. Приложение 7).
Результаты инвентаризации
отражаются в том месяце, в котором
она проводилась с
Дебет |
Кредит |
å |
841 |
412 |
217272 |
442 |
841 |
51206, 4 (73152-21945,6) |
423 |
841 |
21945,6 (73152х30 %) 72152 |
733 |
841 |
144120 (217272-73152) |
423 |
833 |
43236 (114120х30 %) |
50 |
733 |
144120 |
833 |
801 |
43236 |
Отражение недостачи ТМЦ в рознице на счетах бухгалтерского учёта
№ |
Экономический смысл опреции |
Дебет |
Кредит |
1 |
Отражена недостача |
841 |
412 |
2 |
Списана на издержки за минусом скидки |
442 |
841 |
3 |
Уменьшена торговая наценка |
423 |
841 |
4 |
Взыскана недостача за счёт МОЛ |
733 |
841 |
5 |
Уменьшена надбавка |
423 |
833 |
6 |
Погашена недостача в кассу |
50 |
73 |
7 |
Перчислена надбавка на прибыль |
833 |
801 |
412 |
412 |
Зачёт пересортицы |
412 |
81 |
Оприходование излишков |
412 |
423 |
увеличение торговой наценки за счёт излишков |
841 |
412 |
списание естественной убыли |
442 |
841 |
на издержки за минусом скидки |
423 |
841 |
уменьшение торговой наценки |
841 |
412 |
отражение недостачи по учётной цене |
731 |
841 |
за счёт материально ответственного лица по учётным ценам |
731 |
832 |
взыскание суммы с применением коэффициента |
423 |
833 |
уменьшение набавки |
50 |
731 |
погашение недостачи в кассу |
832 |
683 |
перечисление в бюджет |
833 |
801 |
перечисление надбавки на прибыль |
412 |
801 |
На сумму излишков за минусом торговой надбавки |
412 |
423 |
На сумму торговой надбавки |
Используя материалы инвентаризации,
можно выявить влияние
В 2011 году сумма выявленных недостач составила 7280 тыс. р., а процент взыскания недостач – 78,55 %. Если принять за 100 % сумму всех взысканных недостач из выявленных, то 100–78,55=21,45%.
Процент невзысканных недостач от 7280 тыс. рублей составляет 1561,56 тыс. рублей. Это означает, предприятие недополучило доходов на сумму 374,78 тыс. рублей (24% от 1561,56 тыс. рублей), 24% - средний процент реализованных торговых надбавок в данном периоде в ООО « Плюс». Недополучение доходов влечёт за собой уменьшение собственных оборотных средств предприятия.
Для восполнения оборотных
средств предприятие прибегает
к использованию заемных
Итого расходы составят 824,52 тыс. рублей (процент за кредит плюс
возвращённая сумма), что незамедлительно скажется на финансовом состоянии. А ведь при должной сохранности средств этих расходов можно было бы избежать.
3. Совершенствование инвентаризации с использованием автоматизации.
Итак, перед нами стоит задача провести инвентаризацию на складе или в магазине, желательно, в кратчайшие сроки и с минимумом ошибок. Можно использовать проверенный временем подход: провести инвентаризацию вручную, пересчитывая ТМЦ. При этом, обычно, на листке бумаге фиксируются артикулы товаров, а потом данные заносятся в информационную систему, выполняется сличение ожидаемых и фактических остатков. При таком подходе магазин или склад закрываются на целый день или два, на дверях вывешивается объявление: «Учет» и все сотрудники занимаются инвентаризацией, нередко с утра до глубокой ночи. Помимо длительности, такая процедура подвержена ошибкам, как и любая монотонная работа: записали не тот артикул, одно и то же посчитали дважды, ошиблись при ручном вводе данных в учетную систему — и вот уже результаты инвентаризации вызывают большие сомнения.
Как же провести инвентаризацию
быстро и без ошибок? Наверняка, многие
слышали, что для проведения инвентаризации
можно использовать терминалы сбора
данных (ТСД), при этом сам процесс
пересчета ТМЦ сводится к сканированию
штрихкодов товаров, а после завершения
пересчета данные можно загрузить
в учетную систему и
Все просто, но нередко можно
услышать: терминалы стоят огромные
деньги (80 — 90 тыс. руб.), а нам для
проведения инвентаризации их нужно 10
штук, программное обеспечение
Думаю, чтобы понять как
все таки проводить инвентаризацию
нам стоит рассмотреть
И так начало инвентаризации было назначено на 9:30 утра, а завершить пересчет в торговом зале и открыть магазин для посетителей предполагалось в 14:00. Все сотрудники магазина (5 человек) были задействованы в инвентаризации. Для руководства процессом в магазин приехал системный администратор компании и представитель компании — разработчика ПО для терминалов сбора данных. Перед началом инвентаризации системный администратор выгрузил из 1С на терминалы номенклатуру (а это около 70 000 позиций). Весь процесс выгрузки на 5 ТСД занял не более 10 мин.
Далее был проведен небольшой
инструктаж сотрудников магазина, в
ходе которого они научились создавать
на ТСД новые документы и
Терминалы раздали сотрудникам, каждому был назначен ответственный участок, и работа началась.
После создания нового документа вся работа выполняется в окне сканирования штрихкода товара и единственное, что нужно делать, это сканировать штрихкод очередного товара. С этим все справились. При успешном считывании штрихкода сканер издает звук «пип», загорается зеленая лампочка, на экране отображается название выбранного товара и количество единиц товара (на экран обычно никто не смотрит, и так понятно, что товар успешно распознан). см. рис. 1
Рис.1
Иногда встречались товары без штрихкодов. Возник вопрос: что же делать в такой ситуации? Если на товаре есть артикул, можно ввести его на ТСД с клавиатуры вместо штрихкода и товар будет найден (при условии, что артикул выгружен). Если же артикул неизвестен или товар по нему не находится, такой товар откладывали в отдельную кучу на кассе, и после завершения инвентаризации его вводили в документ 1С вручную.