Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 21:11, курсовая работа
Цель инвентаризации - выявить фактическое наличие и качественное состояние основных фондов организации, проверить техническую документацию (паспорт, характеристику, проекты и т. п.), уточнить данные бухгалтерского учёта.
Объект исследования — бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации.
Предметом исследования — является инвентаризация основных средств.
Положением по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчетности установлено, что инвентаризация основных средств, как правило, проводится не реже одного раза в три года перед составлением годового отчета.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………… 3
Понятие и сущность основных средств………………… 4
Понятие и виды основных средств………………… 4
Оценка основных средств…………………………………… 7
Виды и подготовка к проведению инвентаризации…………………. 9
Подготовка к проведению инвентаризации………………………………… 9
Виды и основные цели инвентаризации…………………… 11
Порядок отражения результатов и документальное оформление инвентаризации……………………………………………………… 15
Порядок отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.. 15
Документальное оформление и аналитический учет основных средств…………………………… 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………… 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………… 23
Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием инвентарного номера, заводского номера предприятия-изготовителя, года выпуска, изготовления, мощности и т.д.
Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений предприятий (учреждений), учитываемые по типовой инвентарной карточке группового учета, в описях производятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.
Основные средства которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения предприятия (учреждения) (в дальнейших рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправлен в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия. На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.). Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств, находящихся на ответственном хранении и арендованные.
По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на соответственное хранение или в аренду.
3 ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ И ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Достоверность данных текущего бухгалтерского учета и отчетности по основным средствам обеспечивается проведением инвентаризации.
В соответствии со ст. 12 Закона «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (в редакции Минфина РФ от 30 декабря 1999 г.) № 107н, и ПБУ 6/01 количество проводимых в отчетном году инвентаризаций основных средств, даты их проведения и перечень проверяемых объектов определяются самой организацией. Однако инвентаризация основных средств может осуществляться не реже одного раза в 3 года, а библиотечных фондов — один раз в 5 лет.
Инвентаризация проводится либо постоянно действующей, либо рабочей инвентаризационной комиссией, утвержденной приказом руководителя организации. Комиссия проверяет наличие и использование основных средств, выявляет неиспользуемое имущество (оборудование, машины и т. д.) и составляет инвентаризационную опись основных средств. При инвентаризации недвижимости (зданий, сооружений и т. п.), а также земельных участков комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих право собственности на это имущество.
Инвентаризационная опись составляется по местонахождению объектов основных средств материально ответственными лицами. По неиспользуемым объектам составляется отдельная опись. Все описи подписываются членами комиссии, материально ответственными лицами и передаются в бухгалтерию.
Если при инвентаризации выявляются объекты, которые не отражены в учете, то они оцениваются по ценам воспроизводства и вносятся в опись. На основные средства, принятые в аренду, составляется отдельная опись.
Если в процессе инвентаризации установлено, что по отдельным объектам основных средств изменилась первоначальная стоимость, например, произошли пристройка новых помещений, надстройка этажей или снос некоторых конструктивных элементов, которые не нашли отражения в бухгалтерском учете, то комиссия должна на основе соответствующих документов определить увеличение (уменьшение) первоначальной стоимости объекта и отразить установленное в описи. При этом необходимо составить акт и указать причины и лиц, виновных несвоевременном отражении соответствующих изменений в учетных регистрах.
Основные средства, непригодные к эксплуатации вследствие полной амортизации, порчи, показываются в отдельной описи, где приводится информация о времени их ввода в эксплуатацию и о причинах непригодности.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета описываются в сличительной ведомости результатов инвентаризации основных средств по форме № инв-18.
В бухгалтерском учете эти расхождения отражаются следующим образом (табл. 2).
Таблица 2
«Отражение результатов инвентаризации бухгалтерскими проводками»
Результат инвентаризации |
Отражение в бухгалтерском учете |
Сумма проводки | |
Дебет |
Кредит | ||
Выявлен объект, не принятый к учету |
08.4 «Приобретение отдельных |
98.2 «Безвозмездные поступления (ОС)» |
Рыночная стоимость объекта |
Объект принят к учету |
01.1 «Основные средства в |
08.4 «Приобретение отдельных |
Рыночная стоимость объекта |
Включение в доходы стоимости объектов, не принятых к учету, - по мере начисления амортизации |
98.2 «Безвозмездные поступления (ОС)» |
91.1 «Прочие доходы» |
Сумма амортизационных отчислений по объекту (в части, приходящейся на стоимость неучтенного объекта) |
Выявлена недостача объекта основных средств |
01.2 «Выбытие основных средств» |
01.1 «Основные средства в |
Балансовая стоимость объекта |
02.1 «Амортизация основных средств, учитываемых на счете 01» |
01.2 «Выбытие основных средств» |
Сумма накопленной амортизации | |
94 «Недостачи и потери от порчи имущества» |
01.2 «Выбытие основных средств» |
Остаточная стоимость объекта | |
Недостача отнесена на виновное лицо |
73.2 «Расчеты по возмещению |
94 «Недостачи и потери от порчи имущества» |
Остаточная стоимость объекта |
73.2 «Расчеты по возмещению |
98.4 «Разница между суммой, подлежащей
взысканию с виновных лиц, и
балансовой стоимостью по |
Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц (цена возможной реализации недостающего объекта), и остаточной стоимостью объекта | |
Отнесение разницы на доходы организации - по мере возмещения материального ущерба |
98.4 «Разница между суммой, подлежащей
взысканию с виновных лиц, и
балансовой стоимостью по |
91.1 «Прочие доходы» |
Доля разницы в возмещаемой сумме ущерба |
Лицо, виновное в недостаче объекта, не установлено |
91.2 «Прочие расходы» |
94 «Недостачи и потери от порчи имущества» |
Остаточная стоимость объекта |
Излишки основных средств подлежат оприходованию по рыночной стоимости (на дату проведения инвентаризации) как неучтенные основные средства по дебету счета 01 «Основные средства» и отражаются на финансовых результатах хозяйственной деятельности организации по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Недостачи основных средств списываются за счет виновных лиц по дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям, субсчет 3 «Расчеты по возмещению материального ущерба» и кредиту счета 01 «Основные средства», а при отсутствии виновников или отказе суда во взыскании - по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».
3.2 Документальное
оформление и аналитический
Независимо от организационно
– правовой формы организации
учет основных средств
Под инвентарным объектом
Объект основных средств, находящийся
в собственности двух или
По отдельным
Для обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту присваивается соответствующий номер. Например, инвентарные номера зданиям присваиваются с 001 по 099; сооружениям – с 100 по 199; передаточным устройствам – с 200 по 299 и т.д.
Инвентарный номер, присвоенный объекту, проставляется на объекте и в первичных документах и сохраняется на весь период его нахождения в данной организации. В случае выбытия объекта его инвентарный номер не присваивается вновь поступившим объектам.
Поступление основных средств
от поставщика (торговой организации
или производителя) на склад оформляется
товаро–сопроводительными
Принятие к учету имущества
в качестве объекта основных
средств оформляется актом (накладной)
приемки - передачи (внутреннего перемещения)
основных средств (тип. ф. № ОС-1) после
того, как будут сформированы
все затраты, связанные с приобретением.
Акт составляется на каждый
объект, к нему прилагается
Приобретение объекта основных
средств в организации, которая
ранее эксплуатировала его как
объект основных средств, оформляется
актом приемки- передачи основных
средств. Он составляется двумя
сторонами: принимающей объект и
передающей, с указанием времени
вступления в эксплуатацию, даты
изготовления, первоначальной стоимости
и суммы износа в части
Учет основных средств
Это обеспечивается
Организациям, имеющим небольшое
количество основных средств, разрешается
их пообъектый учет вести в
инвентарной книге. Записи в книге
производятся в разрезе
Заполняются инвентарные
Зарегистрированные в описи
Выбытие основных средств
Инвентарные карточки на
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведение инвентаризации имеет множество особенностей для различных видов инвентаризируемых объектов и различных хозяйственных ситуаций.
Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется не только сохранность материальных ценностей, но и проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности.
Только благодаря этому методу бухгалтерского учета можно установить соответствие между количеством и качеством имущества указанного в бухгалтерском балансе и имущества в действительности находящимся на предприятии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ