Инвентаризация и ее значение в бухгалтерском учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 10:53, реферат

Краткое описание

Инвентаризация – это способ проверки соответствия фактического наличия числящихся на балансе организации ценностей, их сохранности и правильности хранения, обязательств и прав на получение средств данным бухгалтерского учета. Инвентаризация позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены соответствующими документами и отражены в бухгалтерском учете, а также внести необходимые уточнения и исправления.

Вложенные файлы: 1 файл

инвентаризация.docx

— 46.08 Кб (Скачать файл)

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям – указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др.

 Оценка выявленных  инвентаризацией неучтенных объектов  должна быть произведена с  учетом рыночных цен, а износ  определен по действительному  техническому состоянию объектов  с оформлением сведений об  оценке и износе соответствующими  актами.

 Основные средства  вносятся в описи по наименованиям  в соответствии с основным  назначением объекта. Если объект  подвергается восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию  и вследствие этого изменилось  основное его назначение, то он  вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

 Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых  помещений и др.) или частичная  ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных  элементов) не отражены в бухгалтерском  учете, то необходимо определить  сумму увеличения или снижения  балансовой стоимости объекта  по соответствующим документам и привести в описи данные о произведенных изменениях.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием инвентарного номера, заводского номера предприятия-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.

 Однотипные предметы  хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие в одно из структурных  подразделений предприятия (учреждения) одновременно и учитываемые на  типовой инвентарной карточке группового учета, в описях проводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения предприятия (учреждения) (находящиеся в дальних рейсах автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризируются до момента временного их выбытия.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.

 По указанным объектам  составляется отдельная опись, в  которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих  объектов на ответственное хранение  или в аренду. Объекты основных  средств, взятые в аренду, включаются  в отдельные описи по арендодателям  с указанием срока аренды. Один  экземпляр описи направляется  арендодателю.

При этом необходимо помнить, что одновременно с проведением инвентаризации основных средств проводится инвентаризация содержащихся в них драгоценных металлов.

При инвентаризации незаконченного ремонта отдельных объектов основных средств заполняется отдельный акт.

Инвентаризация нематериальных активов

При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:

  • наличие документов, подтверждающих права организации на их использование;
  • правильность и своевременность отражения нематериальных активов в учете.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31.08.2000 №479 «О государственном стимулировании использования объектов интеллектуальной собственности» (НРПА РБ от 01.09.2000, №1/1575) коммерческим и некоммерческим организациям, обладающим правами на объекты интеллектуальной собственности, необходимо до 1 января 2002 года по состоянию на эту дату провести инвентаризацию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, товарных знаков, компьютерных программ и отразить ее результаты в бухгалтерском учете. Выявленные при инвентаризации неучтенные объекты интеллектуальной собственности должны быть оприходованы на дату ее проведения, а соответствующие денежные суммы зачислены на финансовые результаты коммерческих организаций или на увеличение доходов некоммерческих.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей

Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.

 При хранении товарно-материальных  ценностей в разных изолированных  помещениях у одного материально  ответственного лица инвентаризация  проводится последовательно по  местам хранения. После проверки  ценностей вход в помещение  не допускается (например, опломбировывается), и комиссия переходит для работы  в следующее помещение.

Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания и перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

 В исключительных случаях, когда перевешивание продукции  может привести к ее порче, например, при сезонном хранении  плодоовощной продукции в буртах, овощехранилищах, когда продукция  хранится навалом, и в других  аналогичных случаях перевешивание  можно не производить, а остатки  брать по бухгалтерским данным. Результаты следует выводить  при зачистке продукции по  окончании ее реализации.

Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членом инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.

 Эти товарно-материальные  ценности заносятся в отдельную  опись под наименованием «Товарно-материальные  ценности, поступившие во время  инвентаризации». В описи указывается  дата поступления, наименование  поставщика, дата и номер приходного  документа, наименование товара, его  количество, цена и сумма. Одновременно  на приходном документе за  подписью председателя инвентаризационной  комиссии или (по его поручению) члена комиссии делается отметка  «После инвентаризации» со ссылкой  на дату описи, в которую записаны  эти ценности.

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера предприятия (учреждения) в процессе инвентаризации товарно-материальных ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

 Эти ценности заносятся  в отдельную опись под наименованием  «Товарно-материальные ценности, отпущенные  во время инвентаризации». Они  оформляются описью по аналогии  с документами на поступившие  товарно-материальные ценности во  время инвентаризации. В расходных  документах делается отметка  за подписью председателя инвентаризационной  комиссии или (по его поручению) члена комиссии.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

 На счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары отгружены и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по ТМЦ, находящимся в пути, – расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами, по отгруженным ТМЦ – копиями предъявленных покупателем документов (платежных поручений, векселей и т.д.), по просроченным оплатой документам – с обязательным подтверждением учреждением банка; по ТМЦ, находящимся на складах сторонних организаций, – сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.

 Предварительно должна  быть произведена сверка этих  счетов с другими корреспондирующими  счетами. Например, по счету 45 «Товары  отгруженные» следует установить, не числятся ли на этом счете  суммы, оплата которых почему-либо  отражена на других счетах (76 «Расчеты  с разными дебиторами и кредиторами» и т.д.), или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.

Описи составляются отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций.

Инвентаризация таких ценностей проводится на основании документов, подтверждающих обоснованность сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Такими документами могут быть: расчетные документы поставщиков, копии документов, предъявленные покупателям, подтверждения банков о перемещении документов в картотеку, сохранные расписки.

 В описях на товарно-материальные  ценности, находящиеся в пути, по  каждой отдельной отправке приводятся  следующие данные: наименование, количество  и стоимость, дата отгрузки, а  также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности  учтены на счетах бухгалтерского  учета.

В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.

Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственной хранение. В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.

В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения материально ответственными лицами, на хранении у которых они находятся.

Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.

 При инвентаризации  малоценных и быстроизнашивающихся  предметов, выданных в индивидуальное  пользование работникам, допускается составление групповых инвентаризационных описей с указанием в них ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты личные карточки, с распиской их в описи.

 Предметы спецодежды  и столового белья, отправленные  в стирку и ремонт, должны записываться  в инвентаризационную опись на  основании ведомостей-накладных  или квитанций организаций, осуществляющих  эти услуги.

 Малоценные и быстроизнашивающиеся  предметы, пришедшие в негодность  и не списанные, в инвентаризационную  опись не включаются, а составляется  акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности  использования этих предметов  в хозяйственных целях.

Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.).

 На тару, пришедшую  в негодность, инвентаризационной  комиссией составляется акт на  списание с указанием причин  порчи.

Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности

Инвентаризация кассы производится в соответствии с Правилами ведения кассовых операций в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2001 №159 (НРПА РБ от 11.07.2001, №8/6362), и Правилами ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 22.05.2001 №115 (НРПА РБ от 06.06.2001, №8/6219).

При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).

Информация о работе Инвентаризация и ее значение в бухгалтерском учете