Инвентаризация и переоценка основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Основные средства представляют собой средства труда, используемые при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг и, являясь важным звеном в научно-техническом прогрессе, все более подчиняют себе не только сам процесс труда, но и весь процесс производства, его технологию и организацию.
Основные средства часто составляют главную часть активов предприятия. Информация о них имеет большое значение для характеристики финансового положения и результатов деятельности фирмы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы бухгалтерского учета инвентаризации и переоценки объектов основных средств………………………………………………………………………….….5
1.1 Экономическая сущность инвентаризации и переоценки основных средств………………………………………………………………………….5
1.2 Цели, задачи бухгалтерского учета инвентаризации и переоценке объектов основных средств и их нормативно-правовое регулирование в Республике Беларусь…..................................................................................8
1.3 Зарубежный опыт бухгалтерского учета инвентаризации и переоценки объектов основных средств………………………………………………….12
2 Исследование действующей практики бухгалтерского учета инвентаризации и переоценки объектов основных средств на предприятии ОАО «Речицкий текстиль»……………………………………………..…...…15
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика деятельности предприятия ОАО «Речицкий текстиль»……………………………………………………………………...…15
2.2 Порядок проведения, организация и документальное оформление результатов инвентаризации объектов основных средств и их переоценки на предприятии ОАО «Речицкий текстиль»…………………………………………………………………….…20
2.3 Выявление, рассмотрение и учет результатов инвентаризации и переоценки объектов основных средств на предприятии ОАО «Речицкий текстиль» ……………………………………………………………..…...…….27
3 Совершенствование организации бухгалтерского учета и отражения в отчетности инвентаризации и переоценки объектов основных средств на предприятии ОАО «Речицкий текстиль»…………………………………………………………………………34
Заключение…………………………………………………….............................41
Список литературы…………………………………………………………...….43

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические основы бухгалтерского учета инвентаризации и переоценки объектов основных средств.docx

— 102.14 Кб (Скачать файл)

В начале инвентаризации основных средств проверяется:

-наличие  и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

-наличие  и состояние технических паспортов,  другой технической документации;

-наличие  документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду (лизинг), пользование и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

Прежде  чем приступить к инвентаризации животных, необходимо проверить, имеется ли в наличии и в каком состоянии находится книга учета движения животных и птицы, убедиться в точности записей в ней.

При обнаружении  расхождений и неточностей в  регистрах бухгалтерского учета и технической документации вносятся соответствующие исправления и уточнения.

Главой  №2 Инструкции № 180 определен порядок  организации проведения инвентаризации, согласно которой инвентаризация проводится назначенной руководителем комиссией. Проверка фактического наличия основных средств проводится при обязательном участии материально ответственных лиц. Если проверка фактического наличия основных средств проводится в


связи со сменой материально ответственных  лиц, то в инвентаризационных описях лицо, принимающее ценности, расписывается в их получении, а сдавшее – в их сдаче.

В соответствии с п. 35 Инструкции № 180 при инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и оформляет опись по форме 1-инв (приложение 6 к Инструкции № 180). В описи указываются полное наименование основных средств, их назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные характеристики (показатели).

Также инвентаризируются  основные средства, не принадлежащие  организации, но находящиеся на ответственном хранении, в аренде. В соответствии с п. 36 Инструкции № 180 на такие основные средства оформляется отдельная опись согласно приложению 15 к Инструкции № 180. Как уже было отмечено, один экземпляр инвентаризационной описи основных средств, принятых (сданных) на ответственное хранение, арендованных, высылается собственнику (или его представителю), арендодателю.

В соответствии с п. 93 Инструкции № 34 на ценности, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, находящиеся на ответственном хранении, арендованные (взятые в лизинг) или полученные для переработки, также составляются отдельные описи. Один экземпляр такой инвентаризационной ведомости (описи) высылается владельцу ценностей или арендодателю.

При выявлении  объектов, не принятых на учет, а также  объектов, по которым в учетных  регистрах отсутствуют или указаны  неправильные данные, характеризующие их, составляются отдельные инвентаризационные описи, в которых указываются недостающие объекты, правильные сведения и технические показатели по ним .

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия в описи указывает время  ввода в эксплуатацию и причины, приведшие эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Оценка  выявленных инвентаризацией неучтенных основных средств должна быть произведена  в соответствии с законодательством, а степень (процент) износа устанавливается  по действительному техническому состоянию активов с оформлением данных об оценке и износе соответствующими актами. [12]

Основные  средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (в дальних рейсах (морские  и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины), в капитальном ремонте (машины и оборудование) и т.п.), должны быть проинвентаризированы до момента их временного выбытия или после проведения инвентаризации.

Не следует  забывать, что инвентаризируются  не только основные средства, учитываемые на счете 01 "Основные средства", но и средства, учитываемые на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности". В соответствии с п. 41 Инструкции № 180 перед инвентаризацией доходных вложений в материальные ценности проверяется наличие документов к ним (договоров, первичных учетных документов по приобретению, приемке и передаче в пользование, возврату, др.), подтверждающих суммы произведенных затрат, своевременность принятия возвращенных объектов в состав основных средств[13].

Документальное  оформление результатов инвентаризации основных средств

В соответствии с п. 23 Инструкции № 180 сведения о фактическом наличии основных средств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые составляются не менее чем в двух экземплярах. Для оформления инвентаризации основных средств на предприятии ОАО «Речицкий текстиль» оформляются инвентаризационная опись основных средств по форме 1-инв* (приложение 6 к Инструкции № 180) (пример составления такой описи приведен в приложении 1 к данному материалу) и инвентаризационная опись активов, принятых (сданных) на ответственное хранение по форме 10-инв* (приложение 15 к Инструкции № 180).

Организациям  также предоставлено право оформлять  результаты инвентаризации по формам документов, утвержденным республиканскими органами государственного управления, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики. При недостаточности информации, содержащейся в таких формах, организация может принимать к учету самостоятельно разработанные и утвержденные в соответствии с законодательством формы[14].

При инвентаризации животных члены инвентаризационной группы осматривают животных в натуре, пересчитывают их и делают записи в инвентаризационной описи рабочего скота, продуктивных животных, птицы и пчелосемей (сельхозучет, форма инв-2). В опись по каждому животному заносятся следующие данные: вид, группа животных и кличка, его инвентарный номер (тавро), приметы, год рождения, упитанность, живой вес, балансовая стоимость. По рабочему скоту масса животных не указывается.


Крупный рогатый скот, рабочий  скот, свиньи (матки и хряки) и  особо ценные экземпляры овец и других животных (племенное ядро) включаются в описи индивидуально. Прочие животные основного стада, учитываемые групповым  порядком, включаются в описи по возрастным и половым группам с указанием количества голов и живой массы по каждой группе. Описи составляются в двух экземплярах отдельно по каждой группе и материально ответственному лицу. Один экземпляр описи передается руководителю или главному бухгалтеру организации, а второй – руководителю внутрихозяйственного подразделения. Описи дополняются данными бухгалтерского учета и путем сравнения последних с фактическими данными определяется результат инвентаризации.

Отметим, что если ранее организации могли применять формы документов, утвержденные постановлением Госкомстата СССР от 28.12.1989 № 241 "Об утверждении форм первичной учетной документации для предприятий и организаций", то с выходом постановления Минстата РБ от 26.10.2007 № 359 "О неприменении некоторых постановлений Государственного комитета СССР по статистике" эти формы не применяются.

В описи  материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией активов в их присутствии, отсутствие к членам комиссии каких-либо претензий и принятие перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. Описи подписываются всеми членами комиссии и материально ответственными лицами, которые принимали участие при проведении инвентаризации основных средств, а также лицом, принявшим ценности на ответственное хранение, и лицом, подтверждающим точность представленных в описи данных [15].

Если  по результатам инвентаризации основных средств выявлены отклонения фактических данных, отраженных в инвентаризационных описях, от данных бухгалтерского учета, то составляется сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств по форме 15-инв (приложение 20 к Инструкции № 180). На основные средства, числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные и т.д.), при наличии расхождений между фактическими данными и данными бухгалтерского учета составляются отдельные сличительные ведомости.

Для оформления результатов инвентаризации основных средств могут применяться  регистры, в которых объединены показатели (результаты) инвентаризационных описей и сличительных ведомостей, а именно инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по форме 401 (приложение 5 к Инструкции № 180).

Моментом  определения окончательных результатов  инвентаризации является дата принятия решения руководителем организации.

Итоги проведенных  в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией (приложение 4 к Инструкции № 180).

Инвентаризация  основных средств обязательно проводится перед проведением переоценки основных средств. В соответствии с п. 33 Инструкции о порядке переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина, Минстата и Минстройархитектуры РБ от 05.11.2010 № 162/131/37*,переоценка имущества производится на 1 января года, следующего за отчетным, за период, прошедший с даты предыдущей переоценки по 31 декабря отчетного года, с отражением ее результатов в бухгалтерском учете организаций .

В соответствии с пунктом 6 настоящей Инструкции при проведении переоценки имущества  организации в соответствии с  законодательством применяют следующие  методы:

-прямой  оценки;

-пересчета  валютной стоимости;

-индексный.

Выбор одного из указанных методов при проведении переоценки имущества организации  осуществляют самостоятельно по каждому  объекту имущества.

Проведение  переоценки в организациях осуществляется комиссией по проведению амортизационной  политики .

 Переоценка  основных средств, переданных  в аренду либо в безвозмездное пользование, осуществляется организацией, в бухгалтерском балансе которой числится это имущество:

-арендатором  - по основным средствам, взятым  в аренду с правом выкупа и числящимся у арендатора по счету бухгалтерского учета 01 "Основные средства";


-арендодателем  - по основным средствам, переданным  в аренду без права выкупа  и числящимся у арендодателя  по счету бухгалтерского учета  03 "Доходные вложения в материальные  ценности".

 Стоимость  имущества, определенная в результате  переоценки, называется восстановительной стоимостью. Результаты переоценки отражаются в ведомости переоценки основных средств согласно приложению 1 к настоящей Инструкции по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Ведомость переоценки основных средств составляется на основании инвентаризационных описей, инвентарных карточек учета основных средств, технических паспортов  и других технических и бухгалтерских  документов. В ведомости переоценки основных средств записи производятся отдельно в отношении каждого основного средства[16].

После окончания  работ по переоценке составляется акт  результатов переоценки основных средств(приложение 2 к настоящей Инструкции) по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, который подписывается председателем и членами комиссии и утверждается руководителем организации.

 

2.3 Выявление, рассмотрение и учет результатов инвентаризации  и переоценки объектов основных средств на предприятии ОАО «Речицкий текстиль»

Инвентаризация    имущества    и    обязательств   коммерческих организаций    является    не    только   важным   общехозяйственным мероприятием, но и элементом учетной политики. Так, при формировании учетной  политики  утверждается порядок проведения инвентаризации, а также методы оценки видов имущества и обязательств организации.

Целью инвентаризации является получение  точных данных о фактическом наличии и техническом состоянии  основных средств, а также сверка фактического наличия с данными бухгалтерского учета. Данные о фактическом наличии основных средств записываются в «Инвентаризационную опись основных средств» (типовая форма №Инв-1), которые после завершения инвентаризации передаются  в бухгалтерию[17].

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, которые отсутствуют в регистрах бухгалтерского учета, комиссия включает в инвентаризационную опись.

 Оценка выявленных при инвентаризации  неучтенных объектов производится по справедливой стоимости. Срок службы по данным объектам определяется по действительному техническому состоянию объектов. Инвентаризационная комиссия устанавливает сроки возведения или приобретения  неучтенных объектов, источники их финансирования и отражает эти данные в протоколе.

Заполненные  и  подписанные  инвентаризационные описи сдаются  в бухгалтерию  организации  для  составления сличительных ведомостей и выявления  результатов  инвентаризации  путем  сопоставления данных, указанных  в  инвентаризационных  описях,  с  данными бухгалтерского учета.   Результаты  инвентаризации  могут  рассматриваться  как  на заседании    центральной    инвентаризационной   комиссии,   так   и непосредственно    руководителем   организации.   При   рассмотрении результатов  выявляются  причины  недостач и излишков [18].

Информация о работе Инвентаризация и переоценка основных средств