Инвентаризация и переоценка основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной работы – изучить методику проведения инвентаризации и переоценки основных средств и учет их результатов. Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:
1. Изучить научную литературу по данной теме;
2. Описать организационно - экономическую характеристику предприятия;
3. Рассмотреть: понятие, классификацию и оценку основных средств;
4. Определить значение и задачи инвентаризации и переоценки основных средств, а также порядок проведения инвентаризации и переоценки основных средств и учет их результатов;
5. Определить пути совершенствования бухгалтерского учета, основных средств.

Вложенные файлы: 1 файл

Полная курсовая работа.docx

— 91.77 Кб (Скачать файл)

   Оптимальным соотношением можно считать, когда удельный вес непроизводственных фондов составляет 20-30% ко всей стоимости основных средств.

   По степени использования основные средства подразделяются на:

- действующие (собственные), установленные в цехах организации;

- запасные, находящиеся в  резерве и предназначенные для  замены;

- бездействующие  – излишние, некомплектные и законсервированные;

- находящиеся в стадии  достройки, дооборудования, реконструкции  и частичной ликвидации.

  По наличию прав на объекты основные средства подразделяются на:

- принадлежащие организации  на правах собственности (в  том числе сданные в аренду);

- находящиеся у организации  в оперативном управлении или  в хозяйственном ведении; 

- полученные организацией в аренду.

  Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:

- правильное оформление  документов и своевременное отражение  в учете поступления основных  средств, их внутреннего перемещения,  выбытия;

- достоверное определение  результатов от продажи и прочего  выбытия основных средств;

- полное определение затрат, связанных с поддержанием основных  средств в рабочем состоянии  (расходы на технический осмотр  и уход, на проведение всех  видов ремонта);

- контроль за сохранностью  и эффективностью использования  основных средств. 

  Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

- суммы, уплачиваемые  в соответствии с договором  поставщику (продавцу), а также суммы,  уплачиваемые за доставку объекта  и приведение его в состояние,  пригодное для использования;

- суммы, уплачиваемые  организациям за осуществление  работ по договору строительного  подряда и иным договорам; 

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

- таможенные пошлины и  таможенные сборы;

- невозмещаемые налоги, государственная  пошлина, уплачиваемые в связи  с приобретением объекта основных  средств;

- вознаграждения, уплачиваемые  посреднической организации, через  которую приобретен объект основных  средств;

- иные затраты, непосредственно  связанные с приобретением, сооружением  и изготовлением объекта основных  средств. 

  Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств [13].

   Объекты стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике ОАО « Валуйский комбинат растительных масел», в размере 20000 рублей, учитываются в составе основных средств, а с 1 января 2011 года объекты стоимостью до 40 000 рублей в момент ввода в эксплуатацию единовременно списываются на материальные расходы ( п.1 ст.256 НК РФ). При получении в собственность основных средств в бухгалтерском учете на счете 08 отражаются вложения во внеоборотные активы. При вводе основных средств в эксплуатацию формируется первоначальная стоимость объектов основных средств, учитываемая на счете 01 "Основные средства". 

  Ввод в эксплуатацию осуществляется на основании письменного приказа (распоряжения) руководителя организации. Далее в бухгалтерии составляют Акт приема-передачи основных средств по формам: № ОС-1, № ОС-1а (для ввода в эксплуатацию зданий и сооружений), № ОС-1б (при одновременном вводе в эксплуатацию нескольких объектов основных средств). Принятые объекты учитывают в инвентарных карточках по формам: № ОС-6, № ОС-6а (для группы объектов). Инвентарная книга по форме № ОС-6б предназначена для учета на малых предприятиях.

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным  объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и  принадлежностями или отдельный  конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно  сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный  для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных  предметов - это один или несколько  предметов одного или разного  назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять  свои функции только в составе  комплекса, а не самостоятельно. В  случае наличия у одного объекта  нескольких частей, сроки полезного  использования которых существенно  отличаются, каждая такая часть учитывается  как самостоятельный инвентарный  объект.  

   Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету в случае их приобретения, сооружения и изготовления, внесения учредителями в счет их вкладов в уставный (складочный) капитал, получения по договору дарения и иных случаях безвозмездного получения и других поступлений. Во всех случаях независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности и видов деятельности применяется единый принцип оценки основных средств.

    В бухгалтерском учете основные средства отражаются по первоначальной, остаточной, восстановительной  и ликвидационной стоимости.   

   Первоначальная стоимость (балансовая) складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию.   Она определяется для объектов:

- изготовленных в самой  организации, а также приобретенных  за плату у других организаций  и лиц - исходя из фактических  затрат по возведению или приобретению  этих объектов, включая расходы  по доставке, монтажу, установке  на информационные, консультационные  и посреднические услуги, регистрационные  сборы, государственные и таможенные  пошлины, а также начисленные  проценты по заемным средствам  на эти цели;

- внесенных учредителями  в счет их вкладов в уставный  капитал - по договоренности сторон (договорная стоимость);

- полученных организацией  по договору дарения и в  иных случаях безвозмездного  получения - по рыночной стоимости  на дату принятия к бухгалтерскому  учету;

- приобретенных в обмен  на другое имущество, отличное  от денежных средств, по стоимости  обмениваемого имущества исходя  из цены аналогичных товаров  в сравнимых обстоятельствах;

- зачисленных в состав  основных средств по оценочной  стоимости, ранее полученных организацией-залогодержателем  в залог, если залогодержателем  залог не возвращен в установленные  и пролонгированные сроки;

- принятых основных средств,  признанных излишками по результатам  инвентаризации, - по текущей рыночной  стоимости на дату бухгалтерского  учета. 

   Текущая восстановительная стоимость – это сумма денежных средств или их эквивалентов, которая должна быть уплачена по рыночным ценам в случае необходимости замены какого – либо объекта на аналогичный новый объект.

   Остаточная стоимость  –  разница между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией. По остаточной стоимости основные средства отражаются в бухгалтерском балансе.

   Ликвидационная стоимость – сумма полезных отходов (металлолом, запасные части, дрова), полученных после ликвидации и продажи объектов и принятых к учету в условной оценке.

 

3. Значение и задачи  инвентаризации и переоценки  основных средств

 

Нередко основные средства во всех активах предприятия составляют огромную часть, поэтому их стоимость  и состав представляют немалый интерес  для акционеров, учредителей, инвесторов и руководителей компании. Именно поэтому оценка и переоценка основных фондов организации всегда пользуется спросом в кругах предпринимателей.

Результаты, которые дает инвентаризация и переоценка основных средств предприятия, позволяют  четко представить себе реальное финансовое положение компании, а  это, в свою очередь, дает возможность  организовать хозяйственную работу предприятия на более качественном и профессиональном уровне. Не нужно  забывать и о том, что переоценка основных средств предприятия является идеальной основой для расчета амортизационных отчислений и налога на имущество.

Под влиянием ряда объективных  факторов стоимость балансовая основных фондов может значительно изменяться по времени, и лишь независимая переоценка основного средства дает возможность  это несоответствие устранить.

В настоящее время переоценка основных средств является добровольной для коммерческих компаний. Переоценка основных производственных фондов может производиться один раз в год (не чаще), что обусловлено современной законодательной базой. По новым правилам переоценку ОС в бухгалтерском учете нужно проводить на конец отчетного года, показывая ее в учете и отчетности на 31 декабря.

Сам процесс инвентаризации и переоценки основных средств предприятия  является очень сложным и ответственным  заданием, требующим от оценщика применения различных методов переоценки основных фондов. В процессе переоценки основных средств предприятия (а выполняется  она в соответствии с определенным порядком проведения переоценки основных средств) специалист оценочной компании учитывает все возможные коэффициенты и индексы переоценки основных фондов, принимает во внимание абсолютно все факторы, показатели и характеристики фондов, которые имеют значение для установления реальной рыночной стоимости активов компании.

Переоценка – периодическое уточнение восстановительной стоимости основных средств с целью приведения ее в соответствие с современным уровнем рыночных цен.

При проведении переоценки основных фондов оценщик ориентируется  на задачи, поставленные перед ним  заказчиком. Ведь оценка и переоценка основных фондов позволяет сэкономить на налогах, но при этом нельзя забывать и о финансовой общей привлекательности  компании для потенциальных инвесторов и партнеров.

В связи с этим оценщик, приступая к переоценке объектов основных средств, должен четко представлять себе цели и мотивы руководства организации. В этом случае он сможет выбрать  оптимальные методы переоценки основных средств, грамотно подобрать коэффициенты переоценки основных средств и соответствующие  индексы переоценки стоимости основных фондов.

Основными задачами инвентаризации и переоценки основных средств предприятия  с целью дооценки активов принято  считать:

-  переоценка основных средств  для привлечения инвесторов;

-  переоценка  с целью увеличения капитала уставного (порядок переоценки основных средств предприятия позволяет повысить номинальную цену акций при помощи капитала добавочного);

-  переоценка основных фондов предприятия с целью получения банковского займа;

- переоценка основных производственных фондов с целью увеличения регулируемых тарифов и цен (при грамотном использовании современных методов переоценки основных фондов можно увеличить отчисления амортизационные и тем самым увеличить себестоимость товаров, которые производятся на предприятии).

Переоценка объектов основных средств, когда стоит задача уценить  основные фонды, как правило, требуется  для снижения налогов и для  установления достоверной рыночной цены на основные фонды (на их отдельные  объекты), износ моральный которых  в балансовой стоимости не учтен. Понятно, что такую взвешенную переоценку основных фондов предприятия сможет осуществить лишь настоящий профессионал оценочной деятельности, специализирующийся на услуге переоценки основных средств, умеющий правильно пользоваться коэффициентами переоценки основных фондов и прочими «премудростями».

Порядок проведения переоценки основных фондов (например, переоценки 2010 года) обуславливает необходимость собственников компании оформить решение о переоценке основных средств 2010 отдельным документом (распорядительным). К данному распорядительному документу на проведение инвентаризации и переоценки основных средств необходимо приложить список объектов, которые требуется переоценить. Порядок переоценки основных средств предприятия предусматривает, что в этом списке на переоценку 2010 будут иметься такие сведения: полное название объекта переоценки 2010, дата изготовления, сооружения, покупки объекта, дата, когда ОС было поставлено на бухгалтерский учет организации.

Не допускается использование  иных способов переоценки, в том  числе путем прямого пересчета  стоимости или путем определения  и документального подтверждения  рыночной цены.

Для проведения переоценки создается комиссия, в состав которой  включаются представители экономических  подразделений учреждения. Комиссию возглавляет руководитель учреждения или один из его заместителей.

Инвентаризация является одним из методов бухгалтерского учета и заключается в установлении на определенную дату фактических средств в натуральном и денежном выражении и источников их образования путем непосредственного пересчета (снятия остатков) инвентаризуемого объекта в натуре и сличения фактических остатков с данными бухгалтерского учета.

Информация о работе Инвентаризация и переоценка основных средств