Инвентаризация и переоценка основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной работы – изучить методику проведения инвентаризации и переоценки основных средств и учет их результатов. Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:
1. Изучить научную литературу по данной теме;
2. Описать организационно - экономическую характеристику предприятия;
3. Рассмотреть: понятие, классификацию и оценку основных средств;
4. Определить значение и задачи инвентаризации и переоценки основных средств, а также порядок проведения инвентаризации и переоценки основных средств и учет их результатов;
5. Определить пути совершенствования бухгалтерского учета, основных средств.

Вложенные файлы: 1 файл

Полная курсовая работа.docx

— 91.77 Кб (Скачать файл)

   Основными целями инвентаризации являются:                                               

- выявление фактического  наличия имущества (как собственного, так и не принадлежащего организации,  но числящегося в бухгалтерском  учете) в целях обеспечения  его сохранности, а также выявление  неучтенных объектов;

 - определение фактического количества материально-производственных ресурсов, использованных в процессе производства;

 - сопоставление фактически полученных данных о наличии имущества в натуре с данными аналитического и синтетического учета (выявление излишков и недостач);

 - проверка полноты и правильности отражения в учете оценки имущества и обязательств, а также возможность оценки товарно-материальных ресурсов с учетом их рыночной стоимости и фактического физического состояния.

В Законе «О бухгалтерском учете» подчеркивается необходимость подтверждения правильности и достоверности оценки имущества и обязательств, а не возможность для руководителя организации устанавливать по результатам инвентаризации оценку учитываемого объекта, которую он считает правильной и достоверной [3].

- проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов, а также правил и условий хранения товарно-материальных ценностей, ценных бумаг, денежных средств. Основу инвентаризации материально-производственных запасов составляет полная или выборочная проверка наличия этих ценностей специально созданной комиссией. Это может быть постоянно действующая инвентаризационная комиссия, рабочая комиссия, разовая комиссия.

  Принципы проведения инвентаризации:

  - внезапность;

  - сопоставимость единиц измерения;

  - плановость;

  - объективность;

  - юридическая правомочность результатов;

  - непрерывность;

  - полнота охвата объектов;

  - воспитательное воздействие и материальная ответственность;

  - оперативность и экономичность;

  - гласность.

Путем проведения инвентаризации выявляются и документируются изменения в составе хозяйственных средств, которые не были зарегистрированы в тот момент, когда они произошли. Например, уменьшение величины материальных ценностей в результате их естественной убыли.

Для обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности организации обязаны  проводить инвентаризацию имущества  и обязательств, в ходе, которой  проверяются и документально  подтверждаются их наличие, состояние  и оценка.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем  организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Он же определяет состав инвентаризационной комиссии.

Периодичность инвентаризаций предусмотрена Положением о бухгалтерском  учете и отчетности Российской Федерации, например:

  1. денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности, нефти и нефтепродуктов - не реже одного раза в месяц;
  2. расчетов по платежам в бюджет - не менее одного раза в квартал;
  3. расчетов с дебиторами и кредиторами - не менее двух раз в год;
  4. готовой продукции на складах, сырья и прочих материальных ценностей, незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года;
  5. основных средств - не менее одного раза в два-три года.

Основными задачами инвентаризации являются:

   - проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетном, валютном и других счетах, денежных средств в пути, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей, дебиторской и кредиторской задолженности и других статей баланса.

  - контроль за сохранностью этих средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

  - выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям и т. п.;

  - выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;

  - проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;

  Таким образом, с помощью инвентаризации:

  1. проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского учета;
  2. выявляются ошибки, допущенные в учете;
  3. принимаются на учет неучтенные хозяйственные объекты;
  4. контролируется сохранность хозяйственных средств;
  5. выявляются и предупреждаются неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи;
  6. контролируется работа материально-ответственных лиц.

           Перед проведением инвентаризации уточняется и правильность оформления первичной учетной документации по наличию и движению основных средств (инвентарные карточки или книги, технические паспорта, акты приема-передачи и т.п.).                                                                   

     Материально ответственные лица в письменной форме должны подтвердить, что все приходные и расходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию. Принятые объекты оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Такой подход в дальнейшем позволит избежать возможных конфликтов между членами инвентаризационной комиссии и лицами с материальной ответственностью.

      Фактическое наличие и техническое состояние объектов устанавливаются членами инвентаризационной комиссии совместно с материально ответственными лицами путем непосредственного осмотра по месту нахождения.

Существуют следующие  виды инвентаризаций.

Классификация по полноте охвата:

Полная - инвентаризация охватывает все имущество и финансовые обязательства предприятия, она является весьма трудоемкой работой и поэтому проводится, как правило, один раз в год, обычно перед составлением годового отчета.

Частичная - инвентаризация охватывает какой-либо один вид средств предприятия, например, только денежные средства в кассе.

Выборочные - инвентаризации являются разновидностью частичных и проводятся, как правило, по товарам, уценённым и переведённым в пониженные сорта, оказавшимся без ярлыков, морально устаревшим и испорченным, а также в случаях, когда полная инвентаризация по товарам не целесообразна.

Сплошные - инвентаризации проводят одновременно на всех предприятиях, расположенных в одном населённом пункте или в потребительском обществе.

Классификация по роли в хозяйственном процессе:

 Плановые - инвентаризации проводят периодически согласно плану (графику) в заранее намеченные сроки.

   Внеплановые - инвентаризации проводятся внезапно по распоряжению руководителей предприятий или вышестоящих организаций, следственных и других контролирующих органов в случаях особой необходимости.

Повторная - инвентаризация проводится в случае, когда возникли сомнения в качестве инвентаризации или в том, что материально ответственное лицо знало заранее срок начала инвентаризации и подготовилось к ней.

Необходимая - инвентаризация проводится в ряде случаев, предусмотренными нормативно-правовыми актами

Контрольно - перепроверочная - инвентаризация проводится в период инвентаризации или сразу же после ее окончания. Она охватывает не менее 10% проверенных ценностей.

Кроме того, существует ряд случаев, когда проведение инвентаризации обязательно:

   - при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

  - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

  - при смене материально ответственных лиц;

  - при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

  - в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

  - при реорганизации или ликвидации организации;

  - в других случаях, предусмотренных законодательством Российской      Федерации.

 

 

4. Порядок проведения  инвентаризации основных средств  и учет ее

результатов

 

    Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете», при формировании учетной политики помимо рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов правил документооборота и прочее, утверждается и порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации [3].

Необходимо обратить особое внимание на важность этого положения, так как во многих организациях (особенно в сфере малого бизнеса) инвентаризации либо вообще не проводятся, либо проводятся с нарушением установленных правил, что приводит к формальному заполнению инвентаризационных описей и актов  по данным регистров бухгалтерского учета (без проведения натуральной /вещественной проверки).

Вещественная и документальная проверка фактического наличия имущества  и обязательств проводится инвентаризационной комиссией коллегиально. Существенное правило для всех инвентаризаций: отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результата инвентаризации недействительным.  

Для проведения инвентаризации руководитель организации издает Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (Унифицированная форма первичной учетной документации №ИНВ-22, утверждена постановлением Госкомстата России № 88, является письменным заданием, в котором указывается конкретное содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации объекта, а также персональный состав инвентаризационной комиссии [16]. После подписания руководителем приказ вручается председателю инвентаризационной комиссии. Данный приказ регистрируют в Журнале учета и контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (унифицированная форма №ИНВ–23).

Приказ о проведении инвентаризации готовится, как правило, не менее  чем за 10 дней до наступления срока  проведения инвентаризации.

До проведения инвентаризации важно убедиться, что в организации  четко организовано складское хозяйство  и контрольно-пропускная система. Для  этого инвентаризационной комиссии рекомендуется проверить следующие  факты:

1) осуществляется ли охрана  территории организации, оборудованы  ли помещения пожарно-охранной  сигнализацией;

2) заключены ли фактически  и правильно ли оформлены договоры  о полной индивидуальной или  бригадной материальной ответственности  с работниками, которым переданы  ценности для сохранения и  использования;

3)соответствуют ли должности материально ответственных лиц утвержденному перечню должностей и работ, замещаемых и выполняемых работниками, с которыми организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности;

4) созданы ли материально  ответственным лицам условия  для обеспечения сохранности  материальных ценностей, имеются  ли закрываемые складские помещения,  шкафы, сейфы, емкости для хранения  ценностей;

5) оснащены ли места  хранения материальных ценностей  необходимыми измерительными приборами;

6) существует ли контроль  над порядком вывоза ценностей  из организации и выдачей доверенностей  на их получение;

7) хранятся ли товарно-материальные  ценности, принадлежащие третьим  лицам, отдельно;

8) назначена ли приказом  руководителя постоянно действующая  комиссия для проверки сохранности  материальных ценностей.

Указывается основание для  проведения инвентаризации:

- приказ, постановление,  распоряжение;

- порядковый номер документа; 

- начало и окончание  инвентаризации.

Руководитель организации  должен обеспечить условия для полной и точной проверки фактического наличия  имущества в установленные сроки; предоставить работников, мерную тару и инвентарь для перемешивания, взвешивания, перемещения грузов, измерительные  и контрольные приборы.

Бухгалтерия распечатывает  инвентаризационные описи, не заполняя графу «По данным бухгалтерского учета», по объектам и структурным  подразделениям, подлежащим инвентаризации в количестве не менее двух экземпляров. Подготовленные инвентаризационные описи  раздаются всем материально ответственным  лицам для заполнения графы «Фактическое наличие» с указанием сроков заполнения.

Информация о работе Инвентаризация и переоценка основных средств