Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:41, курсовая работа
Главная цель данной работы – изучить методику проведения инвентаризации и переоценки основных средств и учет их результатов. Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:
1. Изучить научную литературу по данной теме;
2. Описать организационно - экономическую характеристику предприятия;
3. Рассмотреть: понятие, классификацию и оценку основных средств;
4. Определить значение и задачи инвентаризации и переоценки основных средств, а также порядок проведения инвентаризации и переоценки основных средств и учет их результатов;
5. Определить пути совершенствования бухгалтерского учета, основных средств.
Материально ответственное
лицо перед проведением
Комиссия проводит подготовительную работу, предшествующую подсчету остатков материальных ценностей:
- опломбирует помещения, в которых находятся материальные ценности;
- проверяет весы, мерную тару;
- получает от материально ответственных лиц отчет с документами, подтверждающими движение товарно-материальных ценностей, а также расписку в том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и все товарно-материальные ценности, поступившие в их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
После осуществления всех необходимых подготовительных мероприятий производится опись имущества и обязательств, то есть их вещественная и документальная проверки.
После проверки фактического наличия материальных ценностей составляются акты инвентаризации и инвентаризационные описи. Причем основной формой первичной документации для учета результатов вещественной инвентаризации является инвентаризационная опись, а для учета документальной инвентаризации - акт инвентаризации.
Проведение инвентаризации обязательно:
- при передачи имущества в аренду;
- при смене материально – ответственных лиц;
- при выявлении факторов
хищения, злоупотребления,
- в случае стихийного
бедствия, пожара или других
- при подготовке годовой бухгалтерской отчетности.
Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества, подлежащего проверке, устанавливается организацией самостоятельно, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Инвентаризацию проводят
постоянно действующая или
До начала инвентаризации проводится проверка наличие и состояние:
а) инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
б) технических паспортов или другой технической документации;
в) документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.
При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
Для оформления данных
инвентаризации основных
Если обнаружены расхождения и неточности в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергается восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и в следствии этого изменилось его основное назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
При выявлении объектов,
не принятых на учет, а так же объектов,
по которым в регистрах
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.
На основные средства, непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ, и т.п.).
Одновременно с
Выявленные при инвентаризации расхождения регулируются в следующем порядке:
- основные средства, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию по рыночной стоимости и зачислению в состав прочих доходов организации на счетe 91;
- недостачи относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки. Учет недостач ведется на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.
Инвентаризация является не только важным общехозяйственным мероприятием, но и элементом учетной политики.
Составление сличительных ведомостей по инвентаризации:
В конце отчетного года результаты всех проведенных инвентаризаций обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма №ИНВ-26) Утверждена постановлением Госкомстата РФ, от 18 августа 1998 г. № 88 [16].
В инвентарной описи указываются
фактические данные и данные бухгалтерского
учета. В сличительной ведомости
указываются только те объекты, по которым
имеются расхождения. Оба документа
подписываются членами
Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.
На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производящих эту проверку.
Описи подписывают члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. В конце описи материально-ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально-ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче имущества.
При установлении фактов недостачи
или излишков основных средств инвентаризационная
комиссия собирает письменные объяснения
о причине расхождений у
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на увеличение финансирования (фондов);
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на уменьшение финансирования (фондов).
Закон о банкротстве предприятий также предполагает необходимость проведения инвентаризации имущества предприятия-должника при проведении конкурсного производстве [4].
Инвентаризация основных средств проводится также при их переоценке по распоряжению Правительства РФ. Ее цель – показать в учете современную стоимость производства основных средств находящихся как в запасе, так и в эксплуатации.
Таблица 2
Корреспонденция счетов по учету результатов инвентаризации:
№ п/п |
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
1. |
Учтены выявленные излишки основных средств |
01 |
91 |
2. Учет недостачи основных средств | |||
2.1. |
Списание первоначальной стоимости |
01-В |
01 |
2.2. |
Списание амортизации по основному средству |
02 |
01-B |
2.3. |
Учет недостачи по остаточной стоимости |
94 |
01-B |
3. Списание недостачи за счет виновных лиц | |||
3.1. |
Остаточная стоимость |
73-2 |
94 |
3.2. |
Превышение рыночной стоимости |
73-2 |
98 |
3.3. |
Получена сумма в счет погашения недостачи |
50,51 |
73-2 |
3.4. |
Списана разница между рыночной и остаточной стоимостью |
98 |
91 |
4. |
Списание недостачи отнесенной на финансовый результат, если виновные лица не установлены |
91 |
94 |
Информация о работе Инвентаризация и переоценка основных средств