Инвентаризация как медот бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Все явления, происходящие в нашем обществе, находятся в тесной связи и взаимозависимости. Это в полной мере относится и к объектам бухгалтерского учета, которые находятся в постоянном движении. Возможность получить показатели, взаимно связанно отражающие величину хозяйственных средств и их движения в процессе деятельности предприятия и обеспечивает метод бухгалтерского учета.

Вложенные файлы: 1 файл

Инвентаризация как метод бух учета.doc

— 559.50 Кб (Скачать файл)

проводят в  присутствии материально ответственного лица, с которым обязательно должен быть заключен договор о полной материальной ответственности. Инвентаризация производится только в присутствии всех членов комиссии, так как отсутствие хотя бы одного из них дает основание рассматривать результаты инвентаризации как недействительные.

       Последние приходные и расходные документы фиксируются председателем комиссии с указанием «до инвентаризации на ..... (дата)».

       Результаты проверки материальных ценностей записывают в инвентаризационные описи, где подробно указывают полное наименование ценностей, порядковые номера по прейскуранту, сорт, количество, цену и общую сумму. Инвентаризационные описи заполняются чернилами или шариковой ручкой, четко и ясно, не допускаются незаполненные строки (в конце описи их прочеркивают), а также подчистки. Исправления можно вносить только корректурным способом. Итоги порядковых номеров, количества и суммы подсчитываются в конце каждой страницы описи и подписываются всеми членами комиссии и материально ответственным лицом. Перед подписью последней страницы материально ответственное лицо должно дать письменную справку следующего содержания: «Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи, комиссией проверены в натуре в моем присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем ответственном хранении».

     На негодные испорченные материалы и готовые изделия составляются соответствующие акты и отдельные инвентаризационные описи.

      По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки. Результаты этих проверок оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.

      По данным инвентаризационных описей бухгалтерия составляет сличительные ведомости. Их содержание включает те наименования имущества, по которым выявлены расхождения относительно данных бухгалтерского учета. Информация вносится в ведомости в натуральных и стоимостных показателях.

По окончании  инвентаризации комиссия составляет протокол, отмечая в нем свои решения и предложения, который утверждается руководителем предприятия. Затем определяют порядок регулирования выявленных ризниц между данными инвентаризации и учета в соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» и Методическими указаниями о проведении инвентаризации.

      В том случае, когда недостачи отсутствуют, применение норм естественной убыли на установленные материальные ценности не допускается.

      Размер потерь в пределах норм естественной убыли, когда выявлена фактическая недостача, определяется после зачета недостачи ценностей их излишками по пересортице. Зачет по пересортице допускается в случаях:

    • по товарно-материальным ценностям одного и то же наименования;
    • у одного и того же материально ответственного лица;
    • за один и тот же отчетный период;
    • в тождественных количествах.

      Обо всех фактах допущенной пересортицы материально ответственные лица дают письменные объяснения комиссии.

       Если после зачета по пересортице все же окажется недостача имущества, то нормы естественной убыли комиссия обязана применять только по тому его наименованию, по которому установлена действительная недостача. Сумма превышения стоимости недостающих ценностей по результатам зачета над стоимостью ценностей, оказавшихся в излишке, подлежит отнесению на виновных лиц.

      Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.

      Недостающие и испорченные товарно-материальные ценности сверх норм естественной убыли относятся в начет виновных лиц при подтверждении

их вины. Если вина их не установлена или судебные органы отказали в возмещении ущерба с указанных лиц, то убытки от недостачи  имущества списываются на финансовые результаты организации.

      Результаты инвентаризации отражаются в текущем учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация. Результаты годовой инвентаризации подлежат отражению в годовом бухгалтерском учете.

       Излишки увеличивают доход предприятия. Недостачи в пределах норм естественной убыли относят на расходы отчетного периода, сверх норм — к взысканию с виновных лиц.

Как правило, инвентаризация материальных ценностей, денежных средств, денежных документов, бланков строгой  отчетности проводится внезапно, а  основных средств, незавершенного производства, капитального строительства, расчетов и других статей баланса — по состоянию на 1-е число месяца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОТРАЖЕНИЕ  РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

 

2.1 Оформление результатов инвентаризации

 

Во всех случаях, расхождения выявленные в результате инвентаризации (излишки или недостачи), оформляются составлением сличительных ведомостей и оцениваются по фактической себестоимости. Суммы излишков и недостач ТМЦ в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

Имущество, оказавшееся  в излишке, подлежит оприходованию  и зачислению на финансовые результаты у организации или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.

Выявленные  при инвентаризации имущества излишки  приходуются, и соответствующая  сумма зачисляется на финансовые результаты организации и отражается как увеличение прибыли. При этом они оцениваются по современной стоимости воспроизводства, а сумма износа определяется по фактическому состоянию объектов. Комиссия вносит недостающие сведения в инвентаризационные описи. Данные инвентаризации сравнивают с инвентаризационными карточками путем сопоставления.

При обнаружении  неотраженных в учете капитальных  работ, увеличивающих стоимость  основных средств, или же частичной  ликвидации, уменьшающей первоначальную стоимость, комиссия составляет

17

соответствующий акт и определяет сумму увеличения или уменьшения первоначальной стоимости  объекта.

Излишки приходуются  как ранее не учтенные основные средства, бывшие в эксплуатации, безвозмездно поступившие (по рыночной цене), с определением степени изношенности.

Недостача и  порча имущества в пределах установленных  законодательством норм естественной убыли списываются на издержки производства или обращения по распоряжению руководителя организации. При отсутствии норм убыль  рассматривается как сверхнормативная недостача.

При недостаче  сверх норм естественной убыли убыток взыскивается с виновных лиц. В тех  случаях когда виновники не установлены, а также если суд отказал в  иске, то потери списываются на издержки производства (обращения) у организации или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.

Расхождения между  данными инвентаризации и бухгалтерского учета оформляются бухгалтерией путем составления кроме сличительной ведомости - ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.

 

2.2 Инвентаризация  основных средств.

 

Для приказа  о проведении инвентаризации предусмотрен типовой бланк. Его форма утверждена постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88.

Этим приказом руководитель организации назначает  членов инвентаризационной комиссии, определяет виды имущества, которое будет инвентаризироваться (основные средства, нематериальные активы, денежные средства и т.д.), даты начала и окончания проведения инвентаризации. Приказ составляют в одном экземпляре и передают председателю инвентаризационной

 

18

комиссии для  ознакомления. Вот образец приказа о проведении инвентаризации: см.Приложение 1

До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

    • наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
    • наличие и состояние аналитических паспортов или другой технической документации;
    • наличие документов на основные средства, сданные или принятые предприятием (учреждением) в аренду и на  хранении. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении  расхождений и неточностей в  регистрах бухгалтерского учета  или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления  и уточнения. При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплутационные показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности предприятия (учреждения). Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты  природных ресурсов, находящихся в собственности предприятий (учреждений). При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствует или указаны не правильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям – указать их назначение, основные материалы из которых они построены, объекты (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь),

 

19

число этажей (без  подвалов, полуподвалов и т.д.), год  постройки, другое; по каналам – протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности),

искусственные сооружения, материалы крепления  дна и откосов; по мостам – место  нахождения, род материалов и основные параметры; по дорогам – тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, вид покрытия, ширину полотна и т.п. Оценка выявленных инвентаризацией не уточненных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действенному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

Основные средства вносятся в описи по наименованиям  в соответствии с основным назначением  объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией  установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройки новых помещений и др.) или частичная  ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием инвентарного номера, заводского номера предприятия-изготовителя, года выпуска, изготовления, мощности и т.д.

Однотипные  предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений предприятий (учреждений), учитываемые по  типовой инвентарной карточке группового учета, в описях производятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

20

Основные средства которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения предприятия (учреждения) (в дальнейших рейсах морские и речные суда,  железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправлен в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись  с указанием времени ввода  в эксплуатацию и причин, приведших  эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.). Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств, находящихся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на соответственное хранение или в аренду.

Для сличительной ведомости  предусмотрен типовой бланк. Его  форма утверждена постановлением Госкомстата  России от 18 августа 1998 г. N 88.

Ведомость составляет бухгалтер  только по тем основным средствам, по которым в процессе инвентаризации были выявлены расхождения с данными бухгалтерского учета (излишки или недостачи).

Ведомость составляют в 2 экземплярах:

    • один экземпляр остается в бухгалтерии;
    • второй экземпляр передают работнику, ответственному за сохранность основных средств.

На основании ведомости  бухгалтер должен сделать в соответствующих  случаях проводку:

Дебет 01 Кредит 91-1

Информация о работе Инвентаризация как медот бухгалтерского учета