Инвентаризация как медот бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Все явления, происходящие в нашем обществе, находятся в тесной связи и взаимозависимости. Это в полной мере относится и к объектам бухгалтерского учета, которые находятся в постоянном движении. Возможность получить показатели, взаимно связанно отражающие величину хозяйственных средств и их движения в процессе деятельности предприятия и обеспечивает метод бухгалтерского учета.

Вложенные файлы: 1 файл

Инвентаризация как метод бух учета.doc

— 559.50 Кб (Скачать файл)

- оприходованы основные  средства, выявленные в процессе  инвентаризации (по рыночной стоимости  с учетом износа).

Списание недостающих основных средств следует отразить так:

Дебет 02 Кредит 01

21

- списана амортизация  по недостающим основным средствам;

Дебет 94 Кредит 01

- списана остаточная  стоимость недостающих основных  средств.

Ведомость хранят в архиве организации 5 лет.

Вот образец ведомости: см.Приложение 2.

 

 

2.3 Инвентаризация  товарно-материальных ценностей

 

Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая  продукция, товары, прочие запасы) заносятся  в опись по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

Инвентаризация  товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводится   в  порядке расположения ценностей  в данном помещении.

Комиссия в  присутствии заведующего складом и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей по данным учета без проверки их фактического наличия.

Товарно-материальные ценности, поступающие в момент инвентаризации принимаются материально ответственным  лицом в присутствии всех членов инвентаризационной комиссии и приходуются  по реестру или отчету после инвентаризации.

Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием “Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации”. В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью

 

22

председателя  инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка “после инвентаризации”.

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях, и только с письменного согласия руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации могут отпускаться ТМЦ материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

Эти ценности заносятся  в отдельную опись под наименованием “Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации”. Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии  или по его поручению члена комиссии.

 Инвентаризация  товарно-материальных ценностей,  отгруженных, не оплаченных в  срок покупателями, находящихся  на складах других организаций,  заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

Отдельно составляются описи на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других предприятий (учреждений).

В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также  перечень и номера документов, на основании  которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.

В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной  отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.

Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других предприятий (учреждений), заносятся  в описи на основании документов,

23

подтверждающие  эту сдачу на ответственное хранение. В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, стоимость ( по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов. В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку другому предприятию (учреждению), указываются наименование перерабатывающего предприятия (учреждения), наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата подачи ценностей в переработку, номера и даты документов. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации, инвентаризуются по местам их нахождения и материально ответственным лицам, на хранении у которых они находятся.   Инвентаризация производится путем осмотра каждого предмета. В описи малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой принятой в бухгалтерском учете. При инвентаризации малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных в индивидуальное пользование работникам, допускается составление групповых ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты личные карточки, с распиской их в описи. Предметы спец одежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентарную опись на  основании ведомостей – накладных или квитанций предприятий (учреждений), осуществляющих эти услуги. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, пришедшие в негодность и не списанные, в инвентарную опись не включаются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в  хозяйственных целях. Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.).

На тару пришедшую  в негодность, инвентаризационной комиссией  составляется акт на списание с указанием причин порчи.

 

24

3 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ  УЧЕТА НА ПРИМЕРЕ ОАО «ФИРМЫ  ОКТЯБРЬСКГРОПРОМСТРОЙ»

 

      1. Общая характеристика предприятия

 

Исследуемым предприятием в данной курсовой работе является открытое акционерное общество «Фирма Октябрьскгропромстрой»

Открытое акционерное  общество является юридическим лицом  и имеет обособленное имущество, отраженное на его самостоятельном балансе. Форма собственности – акционерная.

ОАО  «Фирма Октябрьскгропромстрой» имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных Федеральным законом.

Цель – извлечение прибыли.

Основным видом  деятельности ОАО  «Фирма Октябрьскгропромстрой» является строительство, в большинстве своем это муниципальные учреждения по городу Октябрьскому и близ лежащих районов, такие как школа в поселке, пожарное депо, школа в поселке Алексеевка, больница в Туймазинском районе  и др.; но есть строительные объекты также и в черте города. Также организация занимается и производством. У фирмы есть свой деревообрабатывающий цех, цех по производству бетона марок М-100 и М-200, шлакоблоков и цех металлических изделий как для собственных нужд на строительстве, так и на продажу.

Бухгалтерский учет на данном предприятии осуществляется в соответствии с Федеральным  законом О бухгалтерском учете  от 21 ноября 1996 года № 129 – ФЗ. Бухгалтерский  учет в ОАО  «Фирма Октябрьскгропромстрой» осуществляется бухгалтерской службой в составе шести человек:

  • Главный бухгалтер – ведет Главную книгу и составляет бухгалтерскую отчетность;

25

  • Заместитель главного бухгалтера – предоставляет руководителю информацию о взаиморасчетах с генподрядчиками и субподрядчиками, осуществляет общее руководство отделом;
  • Бухгалтер по взаиморасчетам – ведет учет расчетов с дебиторами и кредиторами, юридическими и физическими лицами;
  • Бухгалтер-материалист – ведет учет затрат на все виды производства, калькулирует фактическую себестоимость выпускаемой продукции и составляют отчетность, определяют состав затрат на незавершенное производство, ведет учет сумм, выданных материально – ответственным лицам, ведет учет приобретенных материальных ценностей, поступления и расходования материалов в разряде мест их хранения и использования;
  • Бухгалтер-расчетчик (заработной платы) – на основании первичных документов выполняет все расчеты по заработной плате и удержания из нее, осуществляют контроль за использованием фонда оплаты труда, ведет учет расчетов по отчислениям во внебюджетные фонды;
  • Бухгалтер-кассир производит оплату поставщикам выставленным по счетам, осуществляет получение наличных денежных средств и векселей в банке и их выдачу в соответствии с потребностями организации.

Бухгалтерский учет на данном предприятии осуществляется в соответствии с разработанным  планом счетов (Приложение 3). В ОАО «Фирма Октябрьскгропромстрой» применяется журнально-ордерная форма учета. Бухгалтерский учет ведется с применением ЭВМ, то есть частично автоматизирован.

Бухгалтерия организации  обеспечивает обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских  записей в учетных регистрах  и на их основе – составление  отчетности. Своевременное получение  учетной информации о финансово – хозяйственной деятельности организации позволяет руководителям оперативно воздействовать на ход производства, принимать

 

26

соответствующие меры для повышения экономических  показателей работы организации.

Аппарат бухгалтерии  имеет непосредственное отношение ко всем отделам организации. Он получает от них те или иные данные, необходимые для осуществления учета.

Ответственность за организацию  бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций  несет руководитель предприятия. Главный бухгалтер, возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствии с законом "О бухгалтерском учете" и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Он подчиняется руководителю предприятия и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер подписывает денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства. К финансовым и кредитным обязательствам относятся документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры.

 

3.2. Документооборот  по движению материалов.

 

Поступление материалов на предприятие ОАО  «Фирма Октябрьскгропромстрой» контролирует в первую очередь отдел снабжения. Этот отдел в ОАО  «Фирма Октябрьскгропромстрой» состоит из двух рядовых работников и начальника отдела снабжения, который подчиняется непосредственно заместителю директора по коммерческим вопросам. Работники отдела снабжения следят за выполнением поставщиками договорных обязательств, предъявляет им претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивают грузы, если они своевременно не прибыли на предприятие. Принимая грузы от транспортных организаций, экспедитор

27

особое внимание уделяет состоянию тары, пломб, а  в случае их повреждений требует  проверки и сдачи груза.

Прежде чем  ехать за грузом (самовывоз), работнику  отдела снабжения выдается доверенность (ф. № М-2) (Приложение 4), которая регистрируется в журнале учета выданных доверенностей. В данной организации разработана форма выписки доверенностей на персональном компьютере.

В момент сдачи  материалов на склад ОАО  «Фирма Октябрьскгропромстрой», кладовщик проверяет соответствие количества, качества и ассортимента поступивших материалов документам поставщика. При полном соответствии количества фактически поступивших ценностей документам поставщика кладовщик выписывает приходный ордер (ф. № М-4) (Приложение 5). Приходные документы составляются в день поступления материалов. Приходные ордера, накладные и акты содержат основные реквизиты: наименование поставщика, наименование материалов, их сорт, размер, количество, цену, сумму, подписи лиц, принявших и сдавших материалы.

Для хранения материальных ценностей в ОАО  «Фирма Октябрьскгропромстрой» предназначен Центральный склад материалов на базе ЧМЗ.

Центральный склад  материалов довольно большой и оснащен  всеми необходимыми весовыми, измерительными и транспортировочными  механизмами. Этот склад разбит на несколько помещений. В одном из них хранятся металлы: трубы, калибровка, листы и т.д., в другом – шланги, стеновые панели, кирпич, цемент т.д., в третьем – химикаты: лаки, краски, химические вещества, в четвертом - имеются стеллажи, ячейки для хранения мелких деталей и инструментов. Канцтовары обычно не хранятся, а закупаются по мере надобности.

На центральном  складе работают один кладовщик. С ней  заключен договор о материальной ответственности.

28

На каждый вид  материала открывается карточка складского учета (ф.№М-17), а к каждому  месту хранения материалов прикрепляются  инвентарные ярлыки. Материалы на складах хранятся по сортам (сортовой метод).

Кладовщик, по мере поступления документов по приходу и расходу на склад, формирует реестры, подкалывает к ним первичные документы и отправляет в бухгалтерию организации каждый понедельник.

Ведомость учета  остатков материалов не составляется. Вместо этого в начале каждого  месяца кладовщик едет в бухгалтерию на сверку остатков материалов за прошедший месяц. Из-за большого движения материалов, а также большой их номенклатуры ежемесячная сверка карточек складского учета с данными бухгалтерии необходима. Все выявленные расхождения выясняются немедленно, что уменьшает количество ошибок в данных о движении материалов.

Из анализа  состояния складов исследуемого предприятия ОАО  «Фирма Октябрьскгропромстрой» можно сделать следующий вывод, а именно: неблагоприятным является отсутствие автоматизации учета на складах, что усложняет ведение аналитического учета материальных ценностей.

Первичные документы  по расходу  производственных запасов  играют важную  роль в  организации  материального  учета, т.к. являются его  основой. Непосредственно  по первичным  документам осуществляется предварительный,  текущий и  последующий контроль  за движением,  сохранностью  и  рациональным  использованием материальных  ресурсов.

Информация о работе Инвентаризация как медот бухгалтерского учета