Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики инвентаризации. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи;
- рассмотреть виды инвентаризации;
- изучить порядок проведения инвентаризации, оформление и отражение ее результатов в учете;
- рассмотреть инвентаризация отдельных видов хозяйственных средств, такие как основные средства, товарно-материальных ценностей и денежных средств и расчетов.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Роль и значение инвентаризации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.1 Инвентаризация как способ первичного наблюдения . . . . . . . . . . . . 7
1.2 Связь инвентаризации с другими элементами метода бухгалтерского учета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
1.3 Виды инвентаризации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2 Порядок проведения инвентаризации, оформление и отражение ее результатов в учете . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
2.1 Порядок проведения инвентаризации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.2 Отражение результатов инвентаризации в учете . . . . . . . . . . . . . . . 21
3 Инвентаризация отдельных видов хозяйственных средств . . . . . . . . . . . . .29
3.1 Инвентаризация основных средств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.2 Инвентаризация товарно-материальных ценностей . . . . . . . . . . . . .32
3.3 Инвентаризация денежных средств и расчетов . . . . . . . . . . . . . . . . .38
4 Инвентаризация на примере ООО «Рубин». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
До начала проверки фактического
наличия имущества
Председатель
Одновременно материально ответственное лицо дает расписку о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Сведения о фактическом наличии имущества и реально учтеных финансовых обязательств записываются инвентаризационные описи (акты инвентаризации) не менее, чем в двух экземплярах.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
Руководитель предприятия должен создать условия, обеспечивающие полную и точную поверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и весовыми приборами, мерной тарой).
По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной поверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) наволочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.
При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материал ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акт обмеров, технические расчеты и ведомость отвесов прилагают к описи.
Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислитель и другой организационной техники, так и ручным способом.
Наименование инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания не правильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки подчеркиваются.
На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производящих эту проверку.
Описи подписывают члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии членам комиссии каких-либо и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче имущества.
На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерыва в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны хранится в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
В тех случаях, когда
материально ответственные
По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где поводилась инвентаризация.
Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризации оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.
В межинвентаризационный
периода предприятиях (учреждениях)
с большой номенклатурой
Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляется инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя предприятий (учреждений).
2.2 Отражение результатов инвентаризации в учете
Для выявления результатов инвентаризации используют книгу остатков материалов, в которой отводят специальные графы для записи остатков материалов в натуральном измерении по данным инвентаризационных описей. Затем составляются сличительные ведомости, для чего могут использоваться также данные отчетов материально ответственных лиц. Сличительные ведомости подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В них включаются только те материальные ценности, по которым при инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных. По всем недостачам, потерям и излишкам материальных ценностей и денежных средств инвентаризационной комиссией должны быть получены от материально ответственных лиц письменные объяснения. На основании предоставленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия устанавливает характер и причины выявленных недостач и излишков и в соответствии с этим определяет порядок регулирования ризниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета, а свой заключения и приложения фиксирует в протоколе.
Протоколы рабочей инвентаризационной комиссии рассматриваются постоянно действующей инвентаризационной комиссией и утверждаются руководителем предприятия.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение 10 дней после ее окончания.
В соответствии с Законом "О бухгалтерском учете и отчетности" выявленные в результате инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:
1) стоимость выявленных при инвентаризации излишков основных средств, материальных ценностей, денежных средств и другого имущества подлежит оприходованию и зачислению на увеличение прибыли отчетного года с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
2) стоимости недостачи,
порчи и другой утраты
3) убыль ценностей
в пределах установленных норм
определяется после зачета
4) недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц или за счет страхового возмещения. Если виновные лица не установлены и материально ответственные лица отказываются в добровольном порядке возмещать ущерб, причиненный субъекту хозяйствования, в этом случае материал по недостаче направляется либо в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, либо с соблюдением сроков исковой давности в суд для взыскания сумм недостач с ответственных лиц по основаниям, предусмотренным законодательством.
Если судом полностью или частично отказано во взыскании суммы ущерба, причиненного недостачей или потерей от порчи ценностей, по причине ненадлежащего учета и хранении материальных ценностей, пропуска сроков исковой давности и по другим зависящим от предприятия причинам, то источником погашения таких сумм является прибыль, оставшаяся в расположении предприятия, или резервные фонды. Таким образом, некомпенсированные материально ответственными лицами недостачи товарно-материальных ценностей или потери от их порчи списываются за счет прибыли или резервных фондов [3, с.49]. При этом дебетуется счет 80 " Прибыли и убытки" или 86 "Недостачи и потери от порчи ценностей", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям".
Уточнение или списание дебиторской или кредиторской задолженности зачисляется на финансовые результаты отчетного года.
Бюджетные организации результаты инвентаризации зачисляют на уменьшение (увеличение) бюджетного финансирования или внебюджетных источников в зависимости от того, за счет каких источников приобретались средства, недостача (излишек) которых обнаружена при инвентаризации.
Излишки товарно-материальных ценностей, установленные в процессе инвентаризации, приходуют в дебет соответствующих счетов (07 "Оборудование к установке", 10 "Материалы", 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы", 40 "Готовая продукция" и др.) с кредита счета 80 "Прибыли и убытки".
Выявленные в ходе инвентаризации неучтенные объекты основных средств приходуют следующим образом:
- дебет счета 01 "Основные средства" - на первоначальную (восстановительную) стоимость объекта;
- кредит счета 02 "Износ основных средств" - на сумму начисленного износа в соответствии с решением инвентаризационной комиссии;
- кредит счета 80 - на остаточную стоимость объекта.
Отражение в бухгалтерском
учете результатов
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Оприходование излишков | ||
Оборудование к установке |
07 |
80 |
Материалов |
10 |
80 |
Малоценные и |
12 |
80 |
Животные на выращивании и откорме |
11 |
80 |
Денежные средства в кассе |
50 |
73 |
Подотчетные суммы у подотчетных лиц |
71 |
73 |
Товаров |
41 |
80 |
Товаров по покупной стоимости |
41 |
80 |
Товаров на сумму торговой надбавки, относящиеся к излишествующим товарам |
42 |
80 |
Основные средства (при условии внесения изменений в учредительные документы) |
01 |
85 |
Отражение недостач | ||
Материалов |
84 |
10 |
Малоценные и быстроизнашивающи |
84 |
12 |
Денежные средства в кассе |
84 |
50 |
Товаров по покупной стоимости |
84 |
41 |
Товаров на сумму торговой надбавки, относящиеся к излишествующим товарам |
42 |
83 |
Списана недостача в пределах норм естественной убыли или если во взыскании отказано судом |
20(44) |
84 |
Сумма недостачи отнесена за счет виновных лиц |
73 |
84 |
За счет виновных лиц отнесенная сумма разницы между балансовой стоимостью и суммой подлежащей взысканию |
73 |
83 |
Сумма недостачи удержана из заработной платы виновного лица |
70 |
73 |
Сумма недостачи внесена виновным лицом в кассу |
50 |
73 |
Информация о работе Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета