Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики инвентаризации. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи;
- рассмотреть виды инвентаризации;
- изучить порядок проведения инвентаризации, оформление и отражение ее результатов в учете;
- рассмотреть инвентаризация отдельных видов хозяйственных средств, такие как основные средства, товарно-материальных ценностей и денежных средств и расчетов.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Роль и значение инвентаризации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.1 Инвентаризация как способ первичного наблюдения . . . . . . . . . . . . 7
1.2 Связь инвентаризации с другими элементами метода бухгалтерского учета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
1.3 Виды инвентаризации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2 Порядок проведения инвентаризации, оформление и отражение ее результатов в учете . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
2.1 Порядок проведения инвентаризации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.2 Отражение результатов инвентаризации в учете . . . . . . . . . . . . . . . 21
3 Инвентаризация отдельных видов хозяйственных средств . . . . . . . . . . . . .29
3.1 Инвентаризация основных средств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.2 Инвентаризация товарно-материальных ценностей . . . . . . . . . . . . .32
3.3 Инвентаризация денежных средств и расчетов . . . . . . . . . . . . . . . . .38
4 Инвентаризация на примере ООО «Рубин». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Результаты расхождения учетных данных с фактическим наличием могут быть обусловлены:
- физико-химическими свойствами товарно-материальных ценностей к усушке, утруске, распылу, улетучиванию, бою, изменениям физическом объеме под воздействием изменения окружающей среды и т.п. Эти потери неизбежны и возможны как при транспортировке, так и при хранении;
- погрешностями показаний измерительных приборов в процессе приема или отпуска указанных ценностей;
- наличием не преднамеренных ошибок в виде описки в первичных учетных документах, арифметических ошибок в пересчетах и пр.;
- преднамеренными ошибками как результат злоупотреблений и мошенничества (обсчеты, обмеры, хищения, обвесы, прямое присвоение отдельных видов имущества и пр.).
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен в виде исключения за один и тоже проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.
В том случае, когда
при зачете недостач излишками по
пересортице стоимость
Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются за счет прибыли или резервных фондов.
На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшиеся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.
Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского отчета представляются на рассмотрение руководителю предприятия, который принимает окончательное решение о зачете.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была окончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.
Данные результатов
Таким образом, в зависимости от полноты охвата имущества инвентаризации бывают полные и частичные. В зависимости от основания проведения инвентаризации могут быть плановые и внеплановые. А также сплошные и выборочные, перманентные и текущие.
Для непосредственного проведения инвентаризации ценностей на отдельном объекте назначается рабочая инвентаризационная комиссия. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризации оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.
Для выявления результатов инвентаризации используют книгу остатков материалов. Затем составляются сличительные ведомости. В них включаются только те материальные ценности, по которым при инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных. Выявленные в результате инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Законом "О бухгалтерском учете и отчетности". Излишки товарно-материальных ценностей, установленные в процессе инвентаризации, приходуют в дебет соответствующих счетов с кредита счета 80 "Прибыли и убытки". Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была окончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете. Данные результатов проведенных в этом году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.
3 Инвентаризация отдельных видов хозяйственных средств
3.1 Инвентаризация основных средств
До начала инвентаризации рекомендуется проверить:
- наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
- наличие и состояние аналитических паспортов или другой технической документации;
- наличие документов на основные средства, сданные или принятые предприятием (учреждением) в аренду и на хранении. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности предприятия (учреждения).
Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящихся в собственности предприятий (учреждений).
При выявлении объектов,
не принятых на учет, а также объектов,
по которым в регистрах бухгалтерс
Оценка выявленных инвентаризацией не уточненных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действенному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.
Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройки новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи, данные о произведенных изменениях.
Машины, оборудование и
транспортные средства заносятся в
описи индивидуально с
Однотипные предметы
хозяйственного инвентаря, инструменты,
станки и т.д. одинаковой стоимости,
поступившие одновременно в одно
из структурных подразделений
Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения предприятия (учреждения) (в дальнейших рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправлен в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.
На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).
Одновременно с
По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на соответственное хранение или в аренду [4, с.216-218].
При проведение инвентаризации имеют место недостатки и ошибки при проверке и оформлении результатов.
1. Не проверяется правильность
установления первоначальной
2. Нередко в учете продолжают числиться основные средства, на которые имеются утвержденные соответствующими комиссиями на их списание.
Бывают и такие случаи, за основные средства перечислены денежные средства и они значатся на дебиторской задолженности за предприятием-поставщиком, а на самом деле это основные средства длительное время находятся в организации как не оприходованные, и инвентаризационные комиссии это не обнаруживают, а обнаруживается это в ходе последующих аудиторских проверок.
3. Нередко комиссии
не обращают внимание на
4. Практически не подпадают под инвентаризацию арендованные основные средства.
5. Часто переоборудованные
основные средства (особенно автотранспорт)
значатся в учете в
6. Бывают случаи, когда
комиссия не устанавливает ни
недостачи, ни излишки
Имеют место и другие недостатки в этом вопросе [7, с.5-6].
3.2 Инвентаризация товарно-материальных ценностей
При проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей необходимо соблюдать следующие требования:
- инвентаризации подвергаются не только собственные товарно-материальные ценности, но и в обязательном порядке находящиеся на ответственном хранении, полученные для переработки от других организаций и др. (на такое имущество составляют отдельные описи);
- в состав инвентаризационной комиссии обязательно включаются материально ответственные лица, отвечающие за сохранность проверяемого в ходе проведения инвентаризации имущества;
- если комиссия проводит инвентаризацию в неполном составе, то это является основанием для признания инвентаризации недействительными;
- проверка фактического наличия имущества должна производится только при обязательном участии материально ответственных лиц.
Инвентаризационная комиссия приступает к проведению инвентаризации в строго установленные руководителем организации сроки. Наличие товарно-материальных ценностей должно определятся путем их обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
Допускается в виде исключения количество материалов и товаров, хранящихся в неподвижной упаковке поставщика, фиксировать на основании документов при обязательной (выборочной) проверке в натуральной части этих ценностей. Грубейшей ошибкой является заполнение инвентаризационных описей со слов материально ответственных лиц.
При хранении материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей, в первом помещении, вход в него пломбируется, и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
Особое внимание необходимо обратить на ситуации, когда в ходе проведения инвентаризации:
1) происходит смена
материально ответственных лиц;
2) поступают товарно-
3) возникает необходимость
отпуска товарно-материальных
Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в опись по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).
Инвентаризация товарно-
Информация о работе Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета