Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики инвентаризации. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи;
- рассмотреть виды инвентаризации;
- изучить порядок проведения инвентаризации, оформление и отражение ее результатов в учете;
- рассмотреть инвентаризация отдельных видов хозяйственных средств, такие как основные средства, товарно-материальных ценностей и денежных средств и расчетов.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Роль и значение инвентаризации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.1 Инвентаризация как способ первичного наблюдения . . . . . . . . . . . . 7
1.2 Связь инвентаризации с другими элементами метода бухгалтерского учета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
1.3 Виды инвентаризации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2 Порядок проведения инвентаризации, оформление и отражение ее результатов в учете . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
2.1 Порядок проведения инвентаризации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.2 Отражение результатов инвентаризации в учете . . . . . . . . . . . . . . . 21
3 Инвентаризация отдельных видов хозяйственных средств . . . . . . . . . . . . .29
3.1 Инвентаризация основных средств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.2 Инвентаризация товарно-материальных ценностей . . . . . . . . . . . . .32
3.3 Инвентаризация денежных средств и расчетов . . . . . . . . . . . . . . . . .38
4 Инвентаризация на примере ООО «Рубин». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53

Вложенные файлы: 1 файл

инвентаризация как элемент бухгалтерского учета.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Инвентаризация на примере ООО «Рубин».

Общество  с ограниченной ответственностью «Рубин» было учреждено и зарегистрировано 8 августа 2000 г. Постановлением мэра г. Казани № 1026 от 08.08.00.

Правовое  положение общества определяется ГК РФ, федеральным законом "Об обществах  с ограниченной ответственностью", прочими законами РФ, иными правовыми актами РФ, принятыми в пределах их полномочий, а так же Уставом и учредительным договором этого предприятия.

Полное официальное  наименование Общества - Общество с  ограниченной ответственностью «Рубин». Сокращенное - ООО «Рубин». Место нахождения Общества 420001, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Волгоградская 43. Оно было создано без ограничения срока действия.

Учредителями  ООО «Рубин» являются:

  • Журавлев К.Н.;
  • Куряпин Е.А..

ООО «Рубин»  имеет статус юридического лица и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, круглую печать, содержащую его полное наименование и указание на место нахождения, расчетный, валютный и другие банковские счета. Так же штампы, бланки со своим наименованием, эмблему, зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.

Это Общество было создано с целью повышения  доходов своих учредителей и  поддержания долгосрочной экономической  отдачи осуществляемых им капиталовложении.

Основные  виды деятельности ООО «Рубин»:

- маркетинговая  деятельность;

- торгово-закупочная  деятельность на рынке товаров  народного потребления;

- оптовая  торговля продукцией и товарами;

- оказание  посреднических услуг в сфере  оптовой торговли.

Уставный  капитал ООО «Рубин» составляет 2 000 000 рублей.

За прошедшие  годы активы общества выросли до 500 000 руб.,

Общество  обязано вести бухгалтерский  учет и предоставлять финансовую отчетность в порядке, установленном  правовыми актами РФ. Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в Обществе, своевременное предоставление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а так же сведений о деятельности Общества, предоставляемых акционерам, кредиторам и средствам массовой информации, несет Президент в соответствии с правовыми актами РФ.

Инвентаризация основных средств;

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ "О бухгалтерском  учете" и пунктом 27 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, все организации обязаны перед составлением бухгалтерской отчетности за 2002 год провести инвентаризацию имущества и обязательств.

В целях обеспечения реальности бухгалтерского учета предприятия  должны периодически проводить инвентаризации активов и пассивов, т.е. проверки соответствия данных бухгалтерского учета  фактическому наличию и состоянию  данных бухгалтерского учета фактическому наличию и состоянию имущества и обязательств. Инвентаризация проводится на основании приказа, распоряжения или постановления руководителей организации.

 

 

Основными целями инвентаризации являются:

- проверка полноты и правильности отражения инвентаризируемых объектов в учете,

- проверка фактического наличия  активов и контроль их сохранности,

- проверка состояния товарно-материальных  ценностей (их фактического соответствия  стандартам по качеству) и условий  хранения таких ценностей,

- приведение учетной оценки  объектов инвентаризации в соответствие  с внешними и внутренними нормативными  документами и соответствующими  рыночными показателями,

- выявление причин несвоевременного  или неверного отражения хозяйственных  операций в учете, а также причин осуществления операций, противоречащих положениям государственных нормативных документов и внутренних инструкций и положений организации, если такие операции имели место.

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливается организацией, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

1. При передаче имущества в  аренду, выкупе, продаже, приватизации, а также преобразовании государственной или муниципальной унитарной организации;

2. Перед составлением годовой  бухгалтерской отчетности, кроме  имущества, инвентаризация которого  проводилась не ранее 1 октября  отчетного года;

3. При смене материально-ответственных лиц (на день приема-передачи дел);

4. При установлении фактов хищений  или злоупотреблений, а также  порчи ценностей;

5. В случае пожара, стихийных  бедствиях или других чрезвычайных  ситуаций.

Инвентаризации делятся по объему проверки - на сплошные и выборочные, а по времени - на плановые и внеплановые.

Сплошная инвентаризация охватывает проверку всего без исключения наличного  имущества финансовых обязательств предприятия, она является весьма трудоемкой работой и поэтому проводится один раз в год, обычно перед составлением годового отчета.

Выборочная - это инвентаризация, при  которой проверяются только некоторые (на выборку) ценности у конкретного  материально ответственного лица или  же охватывает какой-либо один вид средств  предприятия, например, только денежные средства в кассе или только материалы на определенном складе. Выборочные инвентаризации и контрольные проверки должны систематически проводиться на предприятии в межинвентаризационный период в местах хранения и переработки товарно-материальных ценностей. Они осуществляются по распоряжению руководителя инвентаризационной комиссией, состоящей из лиц хорошо знающих товарно-материальные ценности, учет и отчетность.

Инвентаризации подлежат основные средства, капитальные вложения, незавершенное  капитальное строительство, незавершенный ремонт основных средств, незавершенное производство, товарно-материальные ценности, денежные средства, ценные бумаги, бланки строгой отчетности, расчеты и другие статьи баланса.

Число инвентаризаций в году, дату их проведения, а также перечень имущества и обязательств, подлежащих проверке при каждой из них, устанавливаются предприятием. При этом инвентаризация не должна нарушать нормальный ход производственной и коммерческой деятельности. Длительность инвентаризации определяет руководитель предприятия в зависимости от объема ценностей, подлежащих проверке, состава инвентаризационной комиссии.

Инвентаризация проводится в обязательном порядке перед  составлением бухгалтерского  отчета, в случае смены материально ответственных  лиц, при установлении фактов краж, ограблений, хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей, после пожара или стихийных бедствий, при ликвидации предприятия и в ряде других случаев.

Инвентаризацию проводит комиссия, назначенная приказом руководителя предприятия. В задачу комиссии входит и проверка правильности использования и хранения основных средств. Она должна выявить ненужные предприятию машины, оборудование и другие основные средства и составить по ним отдельные ведомости. В результате проведения инвентаризации составляется инвентаризационная опись.

Инвентаризационная опись  основных средств составляется в  одном экземпляре комиссией по каждому  местонахождению ценностей и  должностному лицу, ответственному за сохранность основных средств. Опись  подписывается комиссией, материально ответственными лицами и передается в бухгалтерию. Она предназначена для отражения данных инвентаризации на три даты с целью сокращения объема работы бухгалтерии при ежегодном проведении инвентаризации основных средств.

Инвентаризация основных средств – это проверка фактического наличия, технического состояния, использования по местам хранения и эксплуатации основных средств организации и их соответствия учетным данным.

У материально ответственного лица берется расписка в том, что все закрепленные за ним ценности и все, не сданные в бухгалтерию первичные документы, предъявлены комиссии и других ценностей и документов у него нет.

Затем комиссия проверяет  фактическое наличие объектов по местам их эксплуатации и инвентаризации и делает записи в инвентаризационную опись с указанием полного наименования и инвентарного номера каждого основного средства.

Не учтенные ранее  объекты, а также те объекты, по которым  отсутствуют данные об их основных технических показателях, записывают в опись с полной технической характеристикой. По непригодным к эксплуатации и восстановлению основным средствам составляется отдельная опись.

В конце инвентарной  описи содержится типографическим  способом нанесенный текст расписки, которая берется у материально  ответственного лица в том, что все представленные основные средства комиссий проверены и внесены в опись правильно, претензий к комиссии нет, а все ценности, указанные в описи, взяты им на ответственное хранение.

Инвентарную опись подписывают  все члены комиссии и сдают ее в бухгалтерию, где после проверки правильности оформления, подсчета итогов в сличительной ведомости сопоставляют фактические и учтенные данные по наличию основных средств и определяют результат инвентаризации: излишек или недостача.

По каждому факту отклонения с материально ответственного лица берется объяснительная записка.

Согласно действующему законодательству, выявленные при инвентаризации излишек основных средств приходуются, недостача или прочая унифицированная  форма утверждена постановлением Госкомстата России (№ 88 от 18 августа 1998 г.)

взыскивается с виновных, а при отсутствии таковых относится  на финансовый результат.

Например: в ООО «Рубин»  по приказу №1 о проведении инвентаризации была проведена инвентаризация основных средств:

Таблица 2.

Учет результатов  инвентаризации

№ п/п

Содержание операции

Корреспондирующие счета

Сумма, руб.

дебет

кредит

частная

общая

1

2

3

4

5

6

1.

В результате инвентаризации выявлены и оприходованы излишки  основных средств:

       

1.1

Отражена остаточная стоимость основных средств

01

91

10000

 

1.2.

Отражена сумма амортизации

01

02

3000

13000

2.

В результате инвентаризации выявлена недостача основных средств:

       

2.1.

Отражена первоначальная стоимость

01 с/с «выбытие ос»

01

 

52000

2.2.

Списана сумма начисленной амортизации

02

01 с/с «выбытие ос»

 

45000

2.3.

Списана остаточная стоимость  недостающего объекта

91

01 с/с «выбытие ос»

7000

52000

2.4.

На счет недостач и  потерь от порчи ценностей списана  остаточная стоимость недостающего объекта

94

91

7000

 

2.5.

а) если в недостаче  виновно материально ответственное  лицо:

       

Сумма недостачи отнесена на виновное лицо:

- в части остаточной  стоимости

73

94

7000

 

- в части разницы,  между рыночной и остаточной  стоимостью (52000-7000)

73

98

45000

 

Сумма недостачи погашена виновным лицом

50, 70

73

 

52000

Сумма разницы между  рыночной и остаточной стоимостью отнесена в доход организации

98

91

 

45000

б) если конкретный виновник недостачи не установлен и  отсутствует вина организации:

       

Сумма недостачи отнесена на прочие расходы

91

94

 

7000

в) если во взыскании  с материально ответственных  лиц отказано по решению суда:

       

Списаны суммы недостачи, ранее отнесенные на материально  ответственных лиц:

       

- в части остаточной  стоимости

94

73

 

7000

- в части разницы, между рыночной и остаточной стоимостью (сторно)

73

98

 

45000

Сумма недостачи отнесена на финансовые результаты

91

94

 

7000

Информация о работе Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета