Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики инвентаризации. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи;
- рассмотреть виды инвентаризации;
- изучить порядок проведения инвентаризации, оформление и отражение ее результатов в учете;
- рассмотреть инвентаризация отдельных видов хозяйственных средств, такие как основные средства, товарно-материальных ценностей и денежных средств и расчетов.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Роль и значение инвентаризации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.1 Инвентаризация как способ первичного наблюдения . . . . . . . . . . . . 7
1.2 Связь инвентаризации с другими элементами метода бухгалтерского учета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
1.3 Виды инвентаризации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2 Порядок проведения инвентаризации, оформление и отражение ее результатов в учете . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
2.1 Порядок проведения инвентаризации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.2 Отражение результатов инвентаризации в учете . . . . . . . . . . . . . . . 21
3 Инвентаризация отдельных видов хозяйственных средств . . . . . . . . . . . . .29
3.1 Инвентаризация основных средств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.2 Инвентаризация товарно-материальных ценностей . . . . . . . . . . . . .32
3.3 Инвентаризация денежных средств и расчетов . . . . . . . . . . . . . . . . .38
4 Инвентаризация на примере ООО «Рубин». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
4. Инвентаризация на примере ООО «Рубин».
Общество с ограниченной ответственностью «Рубин» было учреждено и зарегистрировано 8 августа 2000 г. Постановлением мэра г. Казани № 1026 от 08.08.00.
Правовое положение общества определяется ГК РФ, федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью", прочими законами РФ, иными правовыми актами РФ, принятыми в пределах их полномочий, а так же Уставом и учредительным договором этого предприятия.
Полное официальное наименование Общества - Общество с ограниченной ответственностью «Рубин». Сокращенное - ООО «Рубин». Место нахождения Общества 420001, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Волгоградская 43. Оно было создано без ограничения срока действия.
Учредителями ООО «Рубин» являются:
ООО «Рубин» имеет статус юридического лица и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, круглую печать, содержащую его полное наименование и указание на место нахождения, расчетный, валютный и другие банковские счета. Так же штампы, бланки со своим наименованием, эмблему, зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.
Это Общество было создано с целью повышения доходов своих учредителей и поддержания долгосрочной экономической отдачи осуществляемых им капиталовложении.
Основные виды деятельности ООО «Рубин»:
- маркетинговая деятельность;
- торгово-закупочная деятельность на рынке товаров народного потребления;
- оптовая
торговля продукцией и
- оказание посреднических услуг в сфере оптовой торговли.
Уставный капитал ООО «Рубин» составляет 2 000 000 рублей.
За прошедшие годы активы общества выросли до 500 000 руб.,
Общество обязано вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность в порядке, установленном правовыми актами РФ. Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в Обществе, своевременное предоставление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а так же сведений о деятельности Общества, предоставляемых акционерам, кредиторам и средствам массовой информации, несет Президент в соответствии с правовыми актами РФ.
Инвентаризация основных средств;
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пунктом 27 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, все организации обязаны перед составлением бухгалтерской отчетности за 2002 год провести инвентаризацию имущества и обязательств.
В целях обеспечения реальности бухгалтерского учета предприятия должны периодически проводить инвентаризации активов и пассивов, т.е. проверки соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию и состоянию данных бухгалтерского учета фактическому наличию и состоянию имущества и обязательств. Инвентаризация проводится на основании приказа, распоряжения или постановления руководителей организации.
Основными целями инвентаризации являются:
- проверка полноты и правильност
- проверка фактического наличия
активов и контроль их
- проверка состояния товарно-
- приведение учетной оценки
объектов инвентаризации в
- выявление причин
Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливается организацией, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
1. При передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, приватизации, а также преобразовании государственной или муниципальной унитарной организации;
2. Перед составлением годовой
бухгалтерской отчетности, кроме
имущества, инвентаризация
3. При смене материально-
4. При установлении фактов
5. В случае пожара, стихийных
бедствиях или других
Инвентаризации делятся по объему проверки - на сплошные и выборочные, а по времени - на плановые и внеплановые.
Сплошная инвентаризация охватывает проверку всего без исключения наличного имущества финансовых обязательств предприятия, она является весьма трудоемкой работой и поэтому проводится один раз в год, обычно перед составлением годового отчета.
Выборочная - это инвентаризация, при которой проверяются только некоторые (на выборку) ценности у конкретного материально ответственного лица или же охватывает какой-либо один вид средств предприятия, например, только денежные средства в кассе или только материалы на определенном складе. Выборочные инвентаризации и контрольные проверки должны систематически проводиться на предприятии в межинвентаризационный период в местах хранения и переработки товарно-материальных ценностей. Они осуществляются по распоряжению руководителя инвентаризационной комиссией, состоящей из лиц хорошо знающих товарно-материальные ценности, учет и отчетность.
Инвентаризации подлежат основные средства, капитальные вложения, незавершенное капитальное строительство, незавершенный ремонт основных средств, незавершенное производство, товарно-материальные ценности, денежные средства, ценные бумаги, бланки строгой отчетности, расчеты и другие статьи баланса.
Число инвентаризаций в году, дату их проведения, а также перечень имущества и обязательств, подлежащих проверке при каждой из них, устанавливаются предприятием. При этом инвентаризация не должна нарушать нормальный ход производственной и коммерческой деятельности. Длительность инвентаризации определяет руководитель предприятия в зависимости от объема ценностей, подлежащих проверке, состава инвентаризационной комиссии.
Инвентаризация проводится
в обязательном порядке перед
составлением бухгалтерского отчета,
в случае смены материально
Инвентаризацию проводит комиссия, назначенная приказом руководителя предприятия. В задачу комиссии входит и проверка правильности использования и хранения основных средств. Она должна выявить ненужные предприятию машины, оборудование и другие основные средства и составить по ним отдельные ведомости. В результате проведения инвентаризации составляется инвентаризационная опись.
Инвентаризационная опись основных средств составляется в одном экземпляре комиссией по каждому местонахождению ценностей и должностному лицу, ответственному за сохранность основных средств. Опись подписывается комиссией, материально ответственными лицами и передается в бухгалтерию. Она предназначена для отражения данных инвентаризации на три даты с целью сокращения объема работы бухгалтерии при ежегодном проведении инвентаризации основных средств.
Инвентаризация основных средств – это проверка фактического наличия, технического состояния, использования по местам хранения и эксплуатации основных средств организации и их соответствия учетным данным.
У материально ответственного лица берется расписка в том, что все закрепленные за ним ценности и все, не сданные в бухгалтерию первичные документы, предъявлены комиссии и других ценностей и документов у него нет.
Затем комиссия проверяет фактическое наличие объектов по местам их эксплуатации и инвентаризации и делает записи в инвентаризационную опись с указанием полного наименования и инвентарного номера каждого основного средства.
Не учтенные ранее объекты, а также те объекты, по которым отсутствуют данные об их основных технических показателях, записывают в опись с полной технической характеристикой. По непригодным к эксплуатации и восстановлению основным средствам составляется отдельная опись.
В конце инвентарной описи содержится типографическим способом нанесенный текст расписки, которая берется у материально ответственного лица в том, что все представленные основные средства комиссий проверены и внесены в опись правильно, претензий к комиссии нет, а все ценности, указанные в описи, взяты им на ответственное хранение.
Инвентарную опись подписывают все члены комиссии и сдают ее в бухгалтерию, где после проверки правильности оформления, подсчета итогов в сличительной ведомости сопоставляют фактические и учтенные данные по наличию основных средств и определяют результат инвентаризации: излишек или недостача.
По каждому факту отклонения с материально ответственного лица берется объяснительная записка.
Согласно действующему законодательству, выявленные при инвентаризации излишек основных средств приходуются, недостача или прочая унифицированная форма утверждена постановлением Госкомстата России (№ 88 от 18 августа 1998 г.)
взыскивается с виновных, а при отсутствии таковых относится на финансовый результат.
Например: в ООО «Рубин» по приказу №1 о проведении инвентаризации была проведена инвентаризация основных средств:
Таблица 2.
Учет результатов инвентаризации
№ п/п |
Содержание операции |
Корреспондирующие счета |
Сумма, руб. | ||
дебет |
кредит |
частная |
общая | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
В результате инвентаризации выявлены и оприходованы излишки основных средств: |
||||
1.1 |
Отражена остаточная стоимость основных средств |
01 |
91 |
10000 |
|
1.2. |
Отражена сумма амортизации |
01 |
02 |
3000 |
13000 |
2. |
В результате инвентаризации выявлена недостача основных средств: |
||||
2.1. |
Отражена первоначальная стоимость |
01 с/с «выбытие ос» |
01 |
52000 | |
2.2. |
Списана сумма начисленной амортизации |
02 |
01 с/с «выбытие ос» |
45000 | |
2.3. |
Списана остаточная стоимость недостающего объекта |
91 |
01 с/с «выбытие ос» |
7000 |
52000 |
2.4. |
На счет недостач и потерь от порчи ценностей списана остаточная стоимость недостающего объекта |
94 |
91 |
7000 |
|
2.5. |
а) если в недостаче
виновно материально |
||||
Сумма недостачи отнесена на виновное лицо: - в части остаточной стоимости |
73 |
94 |
7000 |
||
- в части разницы, между рыночной и остаточной стоимостью (52000-7000) |
73 |
98 |
45000 |
||
Сумма недостачи погашена виновным лицом |
50, 70 |
73 |
52000 | ||
Сумма разницы между рыночной и остаточной стоимостью отнесена в доход организации |
98 |
91 |
45000 | ||
б) если конкретный виновник недостачи не установлен и отсутствует вина организации: |
|||||
Сумма недостачи отнесена на прочие расходы |
91 |
94 |
7000 | ||
в) если во взыскании с материально ответственных лиц отказано по решению суда: |
|||||
Списаны суммы недостачи, ранее отнесенные на материально ответственных лиц: |
|||||
- в части остаточной стоимости |
94 |
73 |
7000 | ||
- в части разницы, между рыночной и остаточной стоимостью (сторно) |
73 |
98 |
45000 | ||
Сумма недостачи отнесена на финансовые результаты |
91 |
94 |
7000 |
Информация о работе Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета