Инвентаризация материальных ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Для оценки реального финансового состояния организации необходимо иметь достоверные данные о всем имуществе, находящемся в ее распоряжении: наличии, количестве, состоянии, в котором это имущество находится, и правильности его стоимости. Это реальное состояние необходимо сравнить с данными бухгалтерского учета. Такой процесс проверки имущества и обязательств называется инвентаризацией. Инвентаризация – это контрольная функция учета, позволяющая выявить случаи необоснованного уменьшения капитала компании, вложенного в различные виды имущества (активов).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Порядок проведения инвентаризации материальных ценностей…………5
1.1 Сроки и цели инвентаризации……………………………………………...5
1.2 Этапы инвентаризации материальных ценностей………………………...8
2. Отражение результатов инвентаризации в учете…………………………..13
2.1 Инвентаризация в учетной политике……………………………………...13
2.2 Оформление результатов инвентаризации………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………...23
Список используемых источников…………………………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

инвентаризация.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй передается материально ответственному (ым) лицу (ам).

При заполнении сличительной ведомости  для отражения результатов инвентаризации нематериальных активов (форма №ИНВ-18) графы 3, 8, 10 не заполняются.

Для выявления результатов инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств, расходов будущих периодов, наличия  денежных средств, ценных бумаг и  бланков документов строгой отчетности соответственно применяются формы №ИНВ-10, ИНВ-11, ИНВ-15 и ИНВ-16, в которых объединены показатели инвентаризационных описей (актов) и сличительных ведомостей.

Четвертый этап – оформление результатов  инвентаризации. Документы по учету  результатов проверок составляются с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц.

На этом этапе данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации. Лица, виновные в неправильном учете имущества, привлекаются к административной ответственности, материально ответственные лица привлекаются к материальной ответственности согласно индивидуальному или коллективному договору о материальной ответственности.

Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма №ИНВ-26), применяется для оформления проведения инвентаризаций и контрольных проверок правильности проведения инвентаризации.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена  инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.

В заключение следует указать на то, что ответственность за непроведение инвентаризации действующим законодательством  Российской Федерации не предусмотрена. Однако штраф может быть назначен за недостоверность данных бухгалтерского учета и отчетности, поскольку инвентаризация проводится именно для подтверждения учетных данных.

Организация, которая не проводит инвентаризацию или делает это формально, нарушает требования бухгалтерского законодательства. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, и представления бухгалтерской отчетности влечет за собой административную ответственность по статье 15.11 КоАП РФ.

 

 

2. Отражение результатов инвентаризации  в учете

2.1 Инвентаризация в  учетной политике

 

При формировании своей учетной  политики на 2013 год организация должна исходить из того, что в следующем  году она обязана руководствоваться  нормами Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон N 402-ФЗ).

Причем инвентаризации в Законе N 402-ФЗ посвящена статья 11, устанавливающая обязательность проведения инвентаризации активов и обязательств компании. При этом Закон N 402-ФЗ понимает под инвентаризацией процедуру выявления фактического наличия соответствующих объектов учета, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

Из общего правила, установленного пунктом 3 статьи 11 Закона N 402-ФЗ, вытекает, что случаи, сроки и порядок  проведения инвентаризации, а также  перечень объектов, подлежащих ревизии, определяются экономическим субъектом. Исключение касается лишь случаев обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

Из чего можно заключить, что инвентаризация является одним из элементов учетной политики организации.

О том, что инвентаризация выступает  элементом учетной политики, говорит  и пункт 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 06.10.2008 г. N 106н, из которого следует, что в составе учетной политики фирмы утверждается порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации. 

2.2 Оформление результатов инвентаризации

 

В практической деятельности организации  нередко недооценивают значение инвентаризации. Выявленные в процессе инвентаризации нарушения в бухгалтерском  и налоговом учете не анализируются  должным образом. Ошибки приводят к  искажению и необъективности данных отчетности. Рассмотрим некоторые наиболее часто встречающиеся ситуации и покажем возможные варианты исправления выявленных ошибок4.

Ситуация 1. В практической деятельности туристической фирмы возникли вопросы:

  • можно ли при проведении расчетов с физическими лицами использовать бланки строгой отчетности ТУР-1 и не применять ККТ;
  • каков порядок применения бланков строгой отчетности ТУР-1 при частичной предоплате наличными денежными средствами?

В письме Управления ФНС России по г. Москве от 30.03.05 г. №22-12/20812 «О порядке применения бланков строгой отчетности ТУР-1 при оказании туристических услуг» отмечено, что согласно ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (в ред. от 27.07.10 г.) организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники (ККТ) в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Организации и индивидуальные предприниматели  вправе осуществлять наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ  в случае оказания услуг населению  при условии выдачи бланков строгой отчетности ТУР-1. При получении частичной оплаты (предоплаты) наличными денежными средствами за туристические услуги фирма обязана применять ККТ. При окончательном расчете за предоставляемые услуги на сумму аванса, проведенного через ККТ, производится возврат денежных средств с оформлением соответствующих документов и выписывается бланк строгой отчетности ТУР-1 на полную стоимость услуги. Невыдача документов строгой отчетности, приравниваемых к кассовому чеку, а также неприменение ККТ при наличных денежных расчетах являются основанием для привлечения налогоплательщика к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения в установленных законом случаях ККТ в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ.

В указанном письме обращено внимание на тот факт, что форма приходного кассового ордера, введенная постановлением Госкомстата России от 18.08.98 г. №88, не утверждена Минфином России в качестве документа строгой отчетности, который приравнивается к кассовому чеку при ведении наличных денежных расчетов с покупателем (заказчиком, клиентом). Поэтому приходный кассовый ордер не может являться основанием для получения наличных денежных средств без применения ККТ.

Ситуация 2. В бухгалтерском и  налоговом учете создан резерв по сомнительным долгам. Как отразить в бухгалтерском учете организации  продажу дебиторской задолженности?

Допустим, что сумма задолженности покупателя за проданную ему продукцию составляет 236 000 руб. (НДС исчислен и уплачен в бюджет). Задолженность признана сомнительной по результатам инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за прошлый год. На всю сумму задолженности в бухгалтерском учете создан резерв сомнительных долгов, сумма которого перенесена на следующий год. В налоговом учете в прошлом году резерв не создавался (срок возникновения сомнительной задолженности менее 45 дней). По данным налогового учета в текущем году выручка от реализации продукции в I квартале составила 1 200 000 руб., по итогам полугодия – 2 800 000 руб. В начале сентября дебиторская задолженность передана по договору цессии за 150 000 руб.

Задолженность покупателя по оплате поставленной ему продукции отражена на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Для целей бухгалтерского учета  дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные  договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями, признается сомнительным долгом в соответствии с абзацем вторым п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 г. №34н. Организация на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично (абзацы первый, третий, четвертый п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).

В данной ситуации организация в  прошлом году в бухгалтерском  учете создала резерв на всю сумму  сомнительной задолженности, сумма  которого перенесена на следующий год. Величина резерва сомнительных долгов признается оценочным значением и его изменение отражается в бухгалтерском учете путем увеличения расходов того периода, в котором резерв создан (или изменен) (на основании пп. 3, 4 ПБУ 21/2008).

Создание резерва отражается записью:

Дебет 91, субсчет 2 «Прочие расходы», Кредит 63.

Поступления от выбытия права требования организация учитывает в составе  прочих доходов на дату передачи документов, подтверждающих право требования (п. 7 ПБУ 9/99) и отражает записью:

Дебет 76, Кредит 91, субсчет 1 «Прочие доходы».

Дебиторская задолженность признается прочим расходом организации (п. 11 ПБУ 10/99).

Соответствующая сумма резерва  по сомнительным долгам восстанавливается  записью:

Дебет 63, Кредит 91-1.

Относительно НДС необходимо учитывать  следующее. Передача имущественных прав на территории Российской Федерации в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ признается объектом обложения НДС. Согласно п. 1 ст. 155 НК РФ налоговая база в данном случае определяется организацией – первоначальным кредитором только по операции реализации продукции (п. 1 ст. 154 НК РФ). В рассматриваемой ситуации по реализации продукции организация исчислила и уплатила в бюджет НДС, повторно определять налоговую базу не надо.

При исчислении налога на прибыль  организаций следует иметь в виду ряд особенностей.

Сумма резерва по сомнительным долгам устанавливается по результатам  проведенной на последнее число  отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности (п. 4 ст. 266 НК РФ). Организация в прошлом  году не создавала указанный резерв, так как срок возникновения сомнительной задолженности был менее 45 дней (п.п. 3 п. 4 ст. 266 НК РФ). Поскольку по состоянию на конец I квартала срок возникновения сомнительной задолженности превышает 90 дней, вся сумма этой задолженности может быть включена в сумму созданного резерва.

Согласно п. 4 ст. 266 НК РФ сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в  соответствии со ст. 249 НК РФ. Поэтому  в отчетных периодах текущего года сумма резерва не может превышать:

в I квартале – 120 000 руб. (1 200 000 x 10%);

в первом полугодии – 280 000 руб. (2 800 000 x 10%).

На основании п. 5 ст. 266 НК РФ сумма  вновь создаваемого по результатам  инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. Если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, то разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. Если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, то разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В I квартале организация создает  резерв в сумме 120 000 руб. и включает эту сумму в состав внереализационных  расходов.

Резерв за первое полугодие создан в размере непогашенной дебиторской задолженности (236 000 руб.). Сумма превышения созданного резерва над суммой неиспользованного резерва, перенесенного из прошлого отчетного периода, составляет 116 000 руб. (236 000 – 120 000) и подлежит включению во внереализационные расходы.

Организация продала дебиторскую  задолженность, и ее сумма не может  быть списана за счет резерва. Поэтому  на последнее число отчетного  периода (9 месяцев), в котором дебиторская  задолженность уступлена по договору цессии, сумма резерва подлежит включению во внереализационные доходы (п. 7 ст. 250 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 279, п.п. 7 п. 2 ст. 265 НК РФ при уступке права  требования долга организацией –  первоначальным кредитором третьему лицу после наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованного товара (работ, услуг) признается убытком по сделке уступки права требования, который включается в состав внереализационных расходов налогоплательщика.

При этом убыток принимается в целях  налогообложения в следующем  порядке:

50% суммы убытка подлежит включению  в состав внереализационных расходов  на дату уступки права требования;

50% суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов по истечении 45 календарных дней с даты уступки права требования.

В данном случае сумма убытка равна 86 000 руб. (150 000 – 236 000). На дату уступки права требования организация признала убыток в размере 43 000 руб. (86 000 x 50%), а оставшуюся сумму убытка включила в состав внереализационных расходов через 45 дней.

Применяя ПБУ 18/02, организация одновременно с признанием прочего расхода  в бухгалтерском учете отразила возникновение вычитаемой временной  разницы (ВВР), которой соответствует отложенный налоговый актив (ОНА). По мере признания в текущем году в налоговом учете в I и II кварталах внереализационных расходов данные ВВР и ОНА уменьшаются (погашаются) на основании п. 17 ПБУ 18/02.

В III квартале (в сентябре) при уступке права требования в налоговом учете часть убытка (43 000 руб.) может быть учтена только через 45 дней. Таким образом, в сумме перенесенного убытка у организации возникает еще одна ВВР, которой соответствует ОНА (пп. 11, 14 ПБУ 18/02).

Через 45 дней в налоговом учете признается убыток в сумме 43 000 руб., что приводит к погашению ВВР и ОНА (п. 17 ПБУ 18/02).

В бухгалтерском учете производятся следующие записи.

На дату создания в бухгалтерском  учете резерва сомнительных долгов:

Информация о работе Инвентаризация материальных ценностей