Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:16, курсовая работа
Задачами курсовой работы является определить:
понятие инвентаризаций;
как проводится инвентаризация, инвентаризация материальных ценностей;
как оформлять её результаты;
для чего её проводят.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
1.1 Понятие и задачи инвентаризации как метода бухгалтерского учета……..………...............................................................................................…4
1.2 Понятие, оценка и классификация материальных ценностей ………….6
1.3 Нормативное регулирование инвентаризации материальных ценностей…………………………………………….…...……………………...17
ГЛАВА 2. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
2.1 Указания, порядок и сроки проведения инвентаризации ……………...19
2.2 Инвентаризация материальных ценностей……………………………...30
2.3 Регулирование результатов инвентаризации в бухгалтерском учете…33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………44
При инвентаризации должны применятся утверждённые типовые междуведомственные формы первичной учётной документации по инвентаризации.
Инвентаризационные описи могут быть заполнены как средствами механизаций, так и ручным способом. Инвентаризационные описи составляются вручную, заполняются чернилами шариковой ручкой или химическим карандашом, чётко и ясно. Никаких помарок и подчисток не допускается. На каждой странице инвентаризационной описи указывается прописью число порядковых номеров товарно-материальных ценностей и общий итог количества всех ценностей в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. Исправление ошибок должно производиться во всех экземплярах описей путём перечёркивания неправильных записей и проставления над зачёркнутыми, правильных записей. Исправления должны быть, оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В инвентаризационных описях не допускается оставлять незаполненные строки. В последних листах описей незаполненные строки прочеркиваются.
Контрольные проверки инвентаризации должны проводится с участием членов рабочих инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц по окончанию инвентаризаций, но обязательно до открытия склада (кладовой, секций и т. п.), где производилась инвентаризация. При этом проверяются наиболее ценные и пользующиеся повышенным спросом ценности, значащиеся в описи. Руководитель предприятия должен немедленно рассмотреть вопрос об ответственности первого состава инвентаризационной комиссии, допустившей нарушения в проведении инвентаризаций ценностей. Результаты контрольных проверок инвентаризаций оформляются актом. Учет проводимых контрольных проверок ведётся бухгалтерией в специальной книге.
Работа рабочей
В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в инвентаризационных описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секций и т. п.) заявить об этом рабочей инвентаризационной комиссии. Заявление материально ответственных лиц о том, что недостача или излишки были вызваны пропуском, просчётом и т. п. принимаются до открытия склада, кладовой, секций. Рабочая инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.
Руководители предприятия
Одновременно инвентаризацией товарно-материальных ценностей бухгалтерия предприятия должна проверить записи по всем соответствующим счетам в сопоставлений с корреспондирующими счетами. Например, по товарно-материальным ценностям – все ли поступившие ценности оприходованы, а выбывшие – списаны и отражены в учёте.
Предприятия обязаны проводить инвентаризацию в соответствии с Положением о бухгалтерских отчётах и балансах Утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1979 г. N 633 (в ред. Постановлений Совмина СССР от 22.10.90 № 1072) в следующие сроки:
А) сырья и прочих материальных ценностей – не менее одного раза в год перед составлением годовых отчётов и балансов, но не ранее 1 октября отчётного года;
Б) денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчётности – не менее одного раза в месяц.
Министерства и ведомства
2.2 Инвентаризация материальных ценностей
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятие проводит инвентаризацию материальных ценностей не реже одного раза в год и не ранее 1 октября.
Инвентаризация проводится комиссией, назначаемой приказом руководителя предприятия, в присутствии материально ответственного лица, у которого получена расписка в том, что все ценности им оприходованы, а документы сданы в бухгалтерию.
Склады предприятия на период инвентаризации опечатываются. Материальные ценности, поступившие на склад и выдаваемые со склада в период инвентаризации, подлежат регистрации в специальной ведомости под рубрикой «Получено (выдано) со склада в период инвентаризации». Инвентаризация проводится путем взвешивания, замера, обмера и подсчета материальных ценностей по каждому месту хранения. Выявленные при инвентаризации ценности заносят в инвентаризационную опись, по данным которой затем составляют сличительную ведомость. Товарно-материальные ценности заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных
(артикула, сорта и др.).
Описи составляются отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций. В результате инвентаризации могут быть выявлены:
♦ соответствие фактического наличия материальных ценностей данным учета;
♦ излишки ценностей, которые подлежат оприходованию и включению в состав дохода предприятия;
♦ недостача материальных ценностей;
♦ пересортица.
На сумму излишков делаются бухгалтерские записи на счетах:
Д 10 «Материалы»
К 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 91-1 «Прочие доходы».
Недостача материальных ценностей списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» бухгалтерскими записями:
Д 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К 10 «Материалы».
При этом по ценностям, на которые установлены нормы естественной убыли, рассчитывается недостача в пределах норм естественной убыли.
В случае недостачи, порчи или хищений материальных ресурсов до момента отпуска их в производство (эксплуатацию) и до момента оплаты сумма указанного в первичных документах, при их приобретении, налога на добавленную стоимость и не подлежащего в соответствии с налоговым законодательством зачету списывается следующими записями на счетах бухгалтерского учета:
Д 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» субсчет 19-3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам».
В случае обнаружения недостачи, порчи или хищения материальных ресурсов до момента отпуска их в производство, после их оплаты, суммы налога на добавленную стоимость, не подлежащего в соответствии с налоговым законодательством зачету, но ранее уже возмещенные бюджету, восстанавливаются по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».
При этом делаются записи на счетах бухгалтерского учета:
Д 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».
Недостача в пределах норм естественной убыли подлежит списанию на затраты производства, а сверх норм — на материально-ответственное лицо. Для учета расчетов с материально ответственными лицами используется счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».
Недостача по вине материально ответственного лица списывается со счета 94 «Недостачи и потерн от порчи ценностей», при этом делаются записи на счетах бухгалтерского учета:
Д 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
К 94 «Недостачи и потерн от порчи ценностей».
Возмещение недостачи материально ответственным лицом осуществляется по рыночным ценам, при этом разница между стоимостью ценностей по рыночным ценам и фактической себестоимостью до момента возмещения учитывается на счете «Доходы будущих периодов», субсчете 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей». При возмещении недостачи виновным лицом разница между стоимостью ценностей по рыночным ценам и фактической себестоимостью списывается на увеличение прибыли предприятия:
Д 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»
К 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 91-1 «Прочие доходы».
В случаях, когда во взыскании недостачи отказано судом, недостача по вине материально ответственного лица списывается на убытки предприятия бухгалтерскими записями на счетах бухгалтерского учета:
Д 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 91-2 «Прочие расходы»;
К 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».
2.3 Учет результатов проведения инвентаризации
Составление сличительных ведомостей
До начала работ по составлению сличительных ведомостей и определения результатов инвентаризаций бухгалтерия предприятия производит тщательную проверку правильности отчётов, приведённых в инвентаризационных описях (актах). Обнаруженные ошибки в ценах, таксировке и подсчётах должны быть исправлены и оговорены за подписями всех членов комиссии и материально ответственных лиц. На последней странице инвентаризационной описи также должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировке и подсчёта итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
Для выявления результатов инвентаризаций материальных ценностей бухгалтерией предприятия, составляются отдельные сличительные ведомости. Данные в этих ведомостях приводятся по предприятиям, которым эти ценности принадлежат. Результаты инвентаризаций сообщаются справкой владельца ценностей с приложением копий инвентаризационной описи.
Сличительные ведомости
Порядок регулирования разниц оформления результатов инвентаризаций.
По всем недостачам и излишкам, а равно по потерям, связанным с пропуском сроков исковой давности, по дебиторской задолженности, рабочей инвентаризационной комиссией должны быть получены письменные объяснения соответствующих работников. На основании представленных объяснений и материалов постоянно действующая инвентаризационная комиссия устанавливает характер выявленных недостач, потерь и порчи ценностей, а также излишков.
Постоянно действующая инвентаризационная комиссия проверяет правильность составления сличительных ведомостей и свои заключения, предложения по результатам инвентаризаций отражает в протоколе. В протоколе приводятся подробные сведения о причинах и виновниках недостач, потерь и излишков, указывается, какие меры приняты по отношению к виновным лицам, а также приводятся предложения по регулированию расхождений фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учёта.