Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 14:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение инвентаризации вообще как процесса, правила отражения её данных в бухгалтерском учёте. Для того чтобы достичь поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть порядок проведения инвентаризации материальных ценностей;
изучить отражение результатов инвентаризации в учёте;
определить какие изменения произойдут при проведении инвентаризации материальных ценностей и отражении её результатов в учёте в результате вступления в силу Федеральный закон от 6.12.11 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» с 1 января 2013 г.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты учёта порядка проведения инвентаризации материальных ценностей
Сроки и цели инвентаризации 5
Нормативно-правовое регулирование инвентаризации 8
Этапы инвентаризации материальных ценностей 10
Инвентаризация в учётной политике 15
Оформление результатов инвентаризации 16
Глава 2. Действующая практика организации бухгалтерского учёта в ООО «Вымпел»
2.1. Формирование журнала хозяйственных операций 29
2.2. Отражение хозяйственных операций на счетах 30
2.3. Техника составления оборотно-сальдовой ведомости и бухгалтерской финансовой отчётности 38
Заключение 44
Список использованных источников 45
Процедура проведения инвентаризации состоит из нескольких этапов. Формы по учёту результатов инвентаризации утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 г. №88 (в ред. от 27.03.2000 г.)11.
Первый этап - подготовительный:
Прежде чем начать проверку остатков имущества, инвентаризационная комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчёты денежных средств и о движении материальных ценностей, а председатель инвентаризационной комиссии обязан их завизировать с указанием «до инвентаризации на «_______» (дата)». Кроме этого, материально ответственные лица организации должны дать расписки о том, что к началу инвентаризации они сдали в бухгалтерию или передали комиссии все расходные и приходные документы на имущество, а также о том, что все ценности, которые поступили под их ответственность, оприходованы, а выбывшие – были списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, которым были выданы подотчётные суммы для покупки имущества или доверенности на его получение.
Приказ (распоряжение, постановление) (форма № ИНВ - 22) является письменным заданием, конкретизирующим объём, содержание, сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта и порядок, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ (распоряжение, постановление) подписывается руководителем организации и вручается председателю инвентаризационной комиссии. Приказ регистрируется в Журнале учёта контроля за выполнением приказов (распоряжений, постановлений) о проведении инвентаризации (форма № ИНВ - 23)12.
Не рекомендуется приступать ко второму этапу инвентаризации, если не правильно оформлен первый этап.
Инвентаризация процедура очень важная, так как нередко в результате инвентаризации могут быть выявлены реальные недостачи, что повлечёт за собой санкции для материально ответственных лиц. Необходимо, чтобы эти лица уже заранее были готовы к тому, что их работу проверяют, чтобы, например, весь товар находился на вверенном им складе, был проверен и оприходован, то есть они обязаны расписаться на заглавном листе инвентарной описи № ИНВ-3 и быть ознакомлены с приказом по форме № ИНВ-22.
Перед началом инвентаризации необходимо проверить наличие договоров о личной или коллективной материальной ответственности, сроки действия этих договоров.
Второй этап - это собственно инвентаризация (то есть проверка и выявление фактического наличия товаров, а также заполнение соответствующих граф в инвентаризационных описях). Фактическое наличие имущества при инвентаризации комиссия определяет путём его обязательного физического пересчёта, перемеривания и взвешивания.
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтённых финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи, которые составляются в двух экземплярах. На выявленные при инвентаризации испорченные или негодные материалы и готовые изделия составляются соответствующие акты.
При автоматизированной обработке данных по учёту результатов инвентаризации форма № ИНВ-3 выдаётся комиссии на машинных или бумажных носителях информации с заполненными графами с первой по девятую. В описи ответственные лица комиссии заполняют графу 10 о фактическом наличии товарно-материальных ценностей в количественном выражении. Графа 9 «Номер паспорта» заполняется на материальные ценности, содержащие драгоценные камни и металлы.
При выявлении материальных ценностей, не отражённых в учёте, комиссия должна включить их в инвентаризационную опись.
В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочёркиваются. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, которая подтверждает проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
Третий этап - это сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учёта. На данном этапе выявляются расхождения в учёте с фактическими остатками. Руководитель организации совместно с сотрудниками, проводившими инвентаризацию, определяет причины расхождений, при необходимости сверяется движение товарно-материальных ценностей за период с момента предыдущей инвентаризации. Сличительные ведомости (формы № ИНВ - 18, ИНВ - 19) применяются для отражения результатов нематериальных активов, инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, готовой продукции и прочих материальных ценностей, по которым выявлены отклонения от данных учёта.
В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным инвентаризационных описей и бухгалтерского учёта.
На ценности, которые не принадлежат организации, но числятся в бухгалтерском учёте составляются отдельные сличительные ведомости.
Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из них хранится в бухгалтерии, второй передаётся материально ответственному лицу.
При заполнении сличительной ведомости для отражения результатов инвентаризации нематериальных активов (форма № ИНВ - 18) графы 3, 8, 10 не заполняются.
Для выявления результатов инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств, наличия денежных средств, расходов будущих периодов, бланков документов строгой отчётности и ценных бумаг применяются формы № ИНВ - 10, ИНВ - 11, ИНВ - 15 и ИНВ - 16, в которых объединены показатели сличительных ведомостей и инвентаризационных описей.
Четвертый этап – это оформление результатов инвентаризации. Документы по учёту результатов проверок составляются с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц.
На этом этапе данные бухгалтерского учёта приводятся в соответствие с результатами инвентаризации. Лица, виновные в неправильном учёте имущества, привлекаются к административной ответственности, материально ответственные лица привлекаются к материальной ответственности согласно индивидуальному или коллективному договору о материальной ответственности.
Ведомость учёта результатов, выявленных инвентаризацией (форма № ИНВ - 26), применяется для оформления проведения инвентаризаций и контрольных проверок правильности проведения инвентаризации.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учёте и отчётности месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчёте13.
В заключение следует учесть то, что ответственность за непроведение инвентаризации действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена. Однако штраф может быть назначен за недостоверность данных бухгалтерского учёта и отчётности, так как инвентаризация проводится именно для подтверждения учётных данных.
Организация, которая не проводит инвентаризацию или делает это формально, нарушает требования бухгалтерского законодательства. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учёта, и представления бухгалтерской отчётности влечёт за собой административную ответственность по статье 15.11 КоАП РФ.
При формировании своей учётной политики на 2013 год организация должна исходить из того, что в следующем году она обязана руководствоваться нормами Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (далее - Закон № 402 -ФЗ)14.
Инвентаризации в Законе № 402 -ФЗ посвящена статья 11, которая устанавливает обязательность проведения инвентаризации активов и обязательств компании. При этом Закон № 402 -ФЗ подразумевает под инвентаризацией процедуру выявления фактического наличия соответствующих объектов учёта, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учёта.
Из общего правила, установленного пунктом 3 статьи 11 Закона № 402 -ФЗ, порядок и сроки проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих ревизии, определяются экономическим субъектом. Исключением являются лишь случаи обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, отраслевыми и федеральными стандартами.
Из этого следует, что инвентаризация является одним из элементов учётной политики организации.
То, что инвентаризация выступает элементом учётной политики, говорит и пункт 4 Положения по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 06.10.2008 г. № 106н, из которого следует, что в составе учётной политики фирмы утверждается порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.
В практической деятельности организации часто недооценивают значение инвентаризации. Выявленные в процессе инвентаризации нарушения в бухгалтерском и налоговом учёте не анализируются правильным образом. Ошибки приводят к искажению и необъективности данных отчётности. Рассмотрим некоторые ситуации и покажем возможные варианты исправления их выявленных ошибок:
Ситуация 1. В практической деятельности рекламной фирмы возникли вопросы:
1) можно ли при проведении расчётов с физическими лицами использовать бланки строгой отчётности Р-1 и не применять ККТ?
2) какой порядок применения бланков строгой отчётности Р-1 при частичной предоплате наличными денежными средствами?
В письме Управления ФНС России по г. Москве от 30.03.05 г. № 22-12/20812 «О порядке применения бланков строгой отчётности Р-1 при оказании рекламных услуг» отмечено, что согласно ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и расчётов с использованием платёжных карт» (в редакции от 27.07.10 г.) индивидуальные предприниматели и организации могут осуществлять наличные денежные расчёты без применения контрольно-кассовой техники (ККТ) в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчётности.
Индивидуальные предприниматели и организации могут осуществлять наличные денежные расчёты или расчёты с использованием платёжных карт без применения ККТ только в случае оказания услуг населению и при условии выдачи бланков строгой отчётности Р-1. При получении частичной оплаты наличными денежными средствами за рекламные услуги фирма обязана применять ККТ. При окончательном расчёте за предоставляемые услуги на сумму аванса, проведенного через ККТ, производится возврат денежных средств с оформлением соответствующих документов и выписывается бланк строгой отчётности Р-1 на полную стоимость услуги. Невыдача документов строгой отчётности, приравниваемых к кассовому чеку, а также неприменение ККТ при наличных денежных расчётах являются основанием для привлечения налогоплательщика к административной ответственности за осуществление денежных расчётов без применения в установленных законом случаях ККТ в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ.
В данном письме сконцентрировано внимание на то, что форма приходного кассового ордера, которая введена постановлением Госкомстата России от 18.08.98 г. № 88, не утверждена Минфином России в качестве документа строгой отчётности, который приравнивается к кассовому чеку при ведении наличных денежных расчётов с покупателем (заказчиком, клиентом). Поэтому приходный кассовый ордер не может являться основанием для получения наличных денежных средств без применения ККТ15.
Ситуация 2. В бухгалтерском и налоговом учёте создан резерв по сомнительным долгам. Как отразить в бухгалтерском учёте организации продажу дебиторской задолженности?
Предположим, что сумма задолженности покупателя за проданную ему продукцию составляет 236 000 руб. (НДС исчислен и уплачен в бюджет). Задолженность признана сомнительной по результатам инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской отчётности за прошлый год. На всю сумму задолженности в бухгалтерском учёте создан резерв сомнительных долгов, сумма которого перенесена на следующий год. В налоговом учёте в прошлом году резерв не создавался (срок возникновения сомнительной задолженности менее 45 дней). По данным налогового учёта в текущем году выручка от реализации продукции в первом квартале составила 1 200 000 рублей, по итогам полугодия - 2 800 000 рублей. В начале сентября дебиторская задолженность передана по договору цессии за 150 000 рублей.
Задолженность покупателя по оплате поставленной ему продукции отражена на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Для целей бухгалтерского учёта дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями, признаётся сомнительным долгом в соответствии с абзацем вторым п. 70 «Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации», утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34 н. Организация на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности может создавать резервы сомнительных долгов по расчётам с другими организациями и гражданами за продукцию, работы, товары и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично (абзацы первый, третий, четвертый п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации).
Информация о работе Инвентаризация материальных ценностей и учет её результатов