Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 18:32, курсовая работа
Целями курсовой работы являются:
Изучить экономическое содержание основных средств, их классификацию и способы оценки;
Дать понятие и сущность термину «инвентаризация»;
Выявить порядок проведения инвентаризации;
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты инвентаризации и основных средств 5
1.1. Экономическое содержание основных средств, их классификация и способы оценки 5
1.2. Понятие и сущность инвентаризации 9
1.3. Порядок проведения инвентаризации 11
Глава 2. Инвентаризация основных средств 15
2.1. Подготовительные мероприятия по проведению инвентаризации основных средств 15
2.2. Проведение проверки 16
2.3. Анализ и оформление результатов инвентаризации основных средств 20
Заключение 22
Список использованной литературы 25
Годовая инвентаризация обычно проводится не ранее 1 октября. Поэтому имущество, инвентаризация которого по иным причинам осуществлена в IV квартале отчетного года до момента начала годовой инвентаризации, повторно не инвентаризируется. Инвентаризация основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов и т. п. должна завершиться до окончания года. Инвентаризация расчетов для подтверждения соответствующих статьей баланса на 1 января может осуществляться в начале следующего года.
Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет.
Последовательность действий, связанных с проведением инвентаризации, условно можно подразделить на подготовительные работы, проведение проверки, анализ полученных данных и оформление результатов
1.3. Порядок проведения инвентаризации
Для проведения
инвентаризации активов и обязательств
создается инвентаризационная комиссия,
состав которой утверждается приказом
индивидуального
В состав инвентаризационной
комиссии (далее – комиссия) включаются
представители
После утверждения приказа о назначении председателю комиссии выдается письменное распоряжение за подписью индивидуального предпринимателя или руководителя организации, в котором кроме состава комиссии указываются: номер и дата приказа, объект, подлежащий инвентаризации, сроки начала и окончания работы.
До проведения инвентаризации члены комиссии должны7:
подробно ознакомиться
с материалами последней
опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места хранения имущества, имеющие отдельные входы и выходы;
проверить исправность весоизмерительных приборов, используемых для работы комиссии в процессе проведения инвентаризации, и соблюдение установленных сроков их клеймения;
получить последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении имущества, подлежащего инвентаризации.
Председатель комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам) с указанием «до инвентаризации по состоянию на «...» (дата), что должно служить бухгалтерской службе основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Материально ответственные лица представляют расписки о том, что к началу инвентаризации все имущество, поступившее на ответственное хранение, оприходовано, а выбывшее списано в расход, и все расходные и приходные документы на имущество, находящееся у них в подотчете, сданы в бухгалтерскую службу. Аналогичные расписки принимаются и от лиц, имеющих подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
Инвентаризация имущества производится по местонахождению имущества.
Проверка фактических
остатков производится при обязательном
участии материально
Результаты подсчета, обмера и взвешивания заносятся в инвентаризационные описи - документы, составляемые в момент проведения инвентаризации и подтверждающие фактическое наличие имущества и обязательств на определенную дату не менее чем в двух экземплярах, которые подписываются всеми членами комиссии и материально ответственным лицом. В конце описи материально ответственное лицо дает расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в его присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.
При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственного лица в инвентаризационных описях лицо, принявшее это имущество, расписывается в их получении, а сдавшее - в их сдаче.
Для полной и точной проверки фактического наличия имущества комиссия должна быть обеспечена рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправными весовыми, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой и т.п.
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещение, где хранится инвентаризируемое имущество, ежедневно опечатывается в присутствии членов комиссии и материально ответственного лица.
В случае, если в период проведения инвентаризации комиссия не имеет возможности произвести подсчет имущества в данном помещении и записать их в опись сразу, на группу проинвентаризированного (просчитанного) имущества прикрепляются инвентаризационные ярлыки фактического наличия имущества.
На имущество, не принадлежащее
индивидуальному
На имущество, пришедшее в негодность, составляется отдельная инвентаризационная опись.
По окончании инвентаризации,
оформленные инвентаризационные акты
и описи, сличительные ведомости
сдаются в бухгалтерскую
Глава 2. Инвентаризация основных средств
2.1. Подготовительные мероприятия по проведению инвентаризации основных средств
Подготовительные мероприятия для проведения инвентаризации включают в себя:
издание приказа; разработку внутренних инструкций; получение расписок от материально ответственных лиц; определение остатков имущества и обязательств по учетным данным. Для оформления приказа на проведение инвентаризации используется специальный бланк по форме № ИНВ-1. (Приложение 1) В приказе устанавливаются сроки проведения инвентаризации, определяется персональный состав инвентаризационной комиссии, объём инвентаризуемого имущества и обязательств, дата сдачи материалов в бухгалтерию.
При наличии
в организации постоянно
В организациях
могут разрабатываться
В проведении инвентаризации
обязательно участвует
Бухгалтерия, подготовив
инвентаризационные описи по объектам
и структурным подразделениям, подлежащим
инвентаризации, передает их материально
ответственным лицам в
Для полной и точной проверки фактического наличия имущества у членов комиссии должны быть мерная тара, инвентарь для перемеривания, взвешивания, измерительные и другие контрольные приборы. Администрация организации должна обеспечить упомянутыми тарой, инвентарем, приборами инвентаризационные комиссии на подготовительном этапе.
2.2. Проведение проверки
При инвентаризации используются два вида проверок: натуральная (вещественная) и документальная. Натуральная проверка связана непосредственно с наблюдением объектов инвентаризации, определением их количества путем подсчета, взвешивания, обмера. Её используют при инвентаризации основных средств, материально-производственных запасов, наличных денежных средств, бланков строгой отчетности и т. д. При документальной проверке наличие объекта учета подтверждается непосредственно документами. Исходя из этого, она применяется при инвентаризации расходов будущих периодов, оценочных резервов, финансовых обязательств, начисленной величины амортизации, и т. д.
В большинстве случаев для оформления результатов вещественной проверки используется формы инвентаризационных описей, для оформления же результатов документальной проверки - формы актов инвентаризации.
При значительном объеме и номенклатуре материально-производственных запасов не всегда удается приостановить их поступления и выдачу во время проведения инвентаризации. В этом случае МПЗ принимаются материально ответственным лицом в присутствии членов комиссии, приходуются по реестру или товарному отчету и заносятся в отдельную опись «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации».
Отпуск запасов производится в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера. Причем отпускать их материально ответственное лицо должно в присутствии членов комиссии. Заносятся же отпущенные запасы также в отдельную опись «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации».
Акты обмеров, технические расчеты и другие документы, послужившие основанием для установления фактического наличия имущества навалочных товаров (наливной продукции), прикладываются к соответствующим инвентаризационным описям.
Если инвентаризационная комиссия не имеет возможности в течение одного дня произвести подсчет материальных ценностей и записать их в инвентаризационную опись, то для учета фактического наличия МПЗ на складах в период проведения инвентаризации используется инвентаризационный ярлык.
Данные по инвентаризации материально-производственных запасов отгруженных, но не оплаченных, находящихся в пути, принятых на ответственное хранение заносятся в отдельные акты (форма № ИНВ-4 и № ИНВ-6) и описи (форма № ИНВ-5). (Приложение 2, 3, 4)
При проведении инвентаризации МПЗ комиссия по ее проведению может:
осуществить проверку соблюдения правил и условий хранения материально-производственных запасов; выявить материально-производственные запасы, частично потерявшие свое первоначальное качество и устаревшие морально; выявить сверхнормативные и не используемые материальные ценности.
При проведении инвентаризации основных средств и нематериальных активов проверяется наличие самих активов и соответствующих первичных документов по их оприходованию и учету. Кроме того, проверяется правильность отражения в учете фактов поступления и использования основных средств и нематериальных активов.
Пример 1 В апреле
2004 года организация ввела в
При вводе объекта в эксплуатацию проводились пусконаладочные работы. Часть их отнесли к режиму «под нагрузкой». Стоимость работ 61 500 тг. без учета НДС была учтена в расходах по обычным видам деятельности. Сумма НДС за май была перечислена 21 июня.
При инвентаризации, проводимой в декабре, установлено, что пусконаладочные работы, отнесенных к режиму «под нагрузкой», должна учитываться в режиме «вхолостую».
Так как стоимость пусконаладочных работ упомянутых режимов как в бухгалтерском, так и в налоговом учетах учитывается по-разному, то неправильное их отнесение привело к ошибкам.
Исходя из вышеизложенного, списанная на расходы по обычным видам деятельности сумма 61 500 тг. должна учитываться в первоначальной стоимости объекта. Это увеличивает её до 3 953 220 тг. (3 891 720 61 500). Одновременно на эту сумму необходимо уменьшить величину расходов по обычным видам деятельности.
Так как объект основных средств был введен в апреле, то начиная с мая ежемесячно производилось начисление амортизации в сумме 15 820 тг. (3 891 720 тг. : 20,5 : 12 мес. х 1 мес.). С учетом же увеличения первоначальной стоимости объекта ежемесячная сумма амортизации составит 16 070 тг./мес. (3953 220 тг. : 20,5 : 12 мес.). Разница между этими величинами – 250 тг./мес. (16 070 – 15 820). За период с мая по ноябрь необходимо доначислить амортизацию в сумме – 1750 тг. (250 тг./мес. х 7 мес.).
При инвентаризации основных средств производится следующая корреспонденция8.
Проведение операции |
СБУ |
МСФО | ||
Дт |
Кт |
Дт |
Кт | |
При инвентаризации выявлены неучтенные ОС | ||||
- на стоимость согласно акту оценки (при невозможности восстановления документов на приобретение обнаруженных ОС) |
121-125 |
727 |
2410 |
6280 |
При инвентаризации выявлена недостача ОС | ||||
* списана остаточная
стоимость, предъявленная к |
334 |
121-125 |
1250 |
2410 |
* списана сумма начисленного износа |
131-134 |
122-125 |
2420 |
2410 |
* списана сумма, не покрытия износом, и сумма, удержанная с виновных лиц |
842 |
122-125 |
7410 |
2410 |